Дело № 2-1804/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Вязьма 11 сентября 2014 года
 

    Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
 

    председательствующего, судьи Савушкиной О.С.
 

    при секретаре Ивановой И.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова Ш.Г. к администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области о предоставлении жилого помещения,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    В обоснование заявленных требований, с учетом уточнений (л.д. 48), истец Магомедов Ш.Г. указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что его родители лишены родительских прав.
 

    Постановлением главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 29 декабря 2004 года № ХХХ за ним было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ... область, ... район, с. Б, д. ХХХ, кв. ХХХ. В указанном жилом помещении зарегистрировано четыре человека, общая площадь помещения составляет ХХХ кв.м., то есть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на одного человека.
 

    Считая, что он имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец обратился в администрацию Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом им жилом помещении и включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления ему жилого помещения, однако получил отказ.
 

    Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит суд признать недействительным решение, принятое администрацией Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, об отсутствии факта невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ... область, ... район, с. Б, д. ХХХ, кв. ХХХ, и обязать администрацию Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
 

    Истец Магомедов Ш.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
 

    Представитель ответчика – администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области Макаренкова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям, что факт невозможности проживания Магомедова Ш.Г. в ранее занимаемом им жилом помещении администрацией не установлен, поскольку фактически в квартире № ХХХ дома № ХХХ с. Б проживают два человека, поэтому общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, в том числе и на Магомедова Ш.Г., составляет более установленной учетной нормы площади жилого помещения.
 

    Представители третьих лиц – Департамента ... области по образованию, науке и делам молодежи, Администрации ... области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
 

    Представитель третьего лица – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Дмитриева Т.О. просила удовлетворить исковые требования.
 

    Заслушав истца Магомедова Ш.Г., представителя ответчика – администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области Макаренкову Т.В., представителя органа опеки и попечительства Дмитриеву Т.О., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
 

    Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
 

    Судом установлено, что Магомедов Ш.Г., ** ** **, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители лишены родительских прав: мать Т.В. на основании решения Вяземского городского суда Смоленской области от 20 октября 2004 года, отец Г.А. – на основании решения Шамильского районного суда Республики Дагестан от 08 февраля 2005 года (л.д. 8, 9-10, 11, 12, 13).
 

    Постановлением главы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 29 декабря 2004 года № ХХХ за истцом сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ... область, ... район, дер. Б (л.д. 14).
 

    В ** ** ** году Магомедов Ш.Г. окончил СОГОУ «...», что подтверждается свидетельством № ХХХ, выданным руководителем образовательного учреждения 16 июня 2005 года (л.д. 16).
 

    В ** ** ** году истец окончил СОГОУ НПО «...» (л.д. 15).
 

    Согласно справке администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области № ХХХ Магомедов Ш.Г. зарегистрирован по адресу: ... область, ... район, с. Б, д. ХХХ, кв. ХХХ в муниципальной квартире без удобств. Вместе с ним зарегистрированы: мать Т.В., тетя Н.В., родственница Ю.С. (л.д. 17).
 

    18 ноября 2013 года администрация Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области заключила с зарегистрированными в квартире № ХХХ дома № ХХХ лицами (4 человека), в том числе с истцом, договор социального найма данного жилого помещения (л.д. 21).
 

    05 февраля 2014 года Магомедов Ш.Г. обратился в администрацию Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ... область, ... район, с. Б, д. ХХХ, кв. ХХХ, поскольку на одного проживающего в жилом помещении приходится площади менее нормы предоставления (л.д. 22).
 

    Заявление Магомедова Ш.Г. было рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области. По итогам заседания комиссия установила отсутствие факта невозможности проживания Магомедова Ш.Г. в ранее занимаемом жилом помещении и решила отказать Магомедову Ш.Г. во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения (л.д. 19-20).
 

    Протокол заседания комиссии утвержден постановлением администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области от 14 февраля 2014 года № ХХХ (л.д. 18).
 

    Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика администрации Масловского сельского поселения Макаренкова Т.В., при принятии решения комиссия руководствовалась тем, что в доме, где зарегистрирован Магомедов Ш.Г. фактически проживает два человека, остальные двое зарегистрированы, но не проживают.
 

    Однако суд находит принятое администрацией Масловского сельского поселения решение не соответствующим закону по следующим основаниям.
 

    Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
 

    Согласно п. п. «г» п. 1 ст. 3 Закона Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области", Администрация Смоленской области устанавливает порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
 

    Указанный Порядок утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 29 мая 2013 года № 437.
 

    Согласно положениям п. 2 названного Порядка проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Истец Магомедов Ш.Г. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, на него распространяются положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилое помещение, в котором он проживает, представляет собой неблагоустроенную двухкомнатную квартиру, расположенную в двухквартирном доме, общей площадь 34,5 кв.м.. В квартире вместе с истцом зарегистрировано четыре человека, с которыми у администрации заключен договор социального найма. Двое нанимателей квартиры, которые по утверждению представителя администрации не проживают в квартире, не сняты с регистрационного учета, сведения о признании их утратившими право пользования жильем отсутствуют. Таким образом, суд приходит к выводу, что на каждого нанимателя в квартире приходится по ХХХ кв.м. общей площади, тогда как учетная норма площади жилого помещения в ... районе ... области составляет ХХХ кв.м. (л.д. 43).
 

    При таких обстоятельствах суд не может согласиться с правильностью принятого ответчиком решения в отношении истца и приходит к выводу о том, что Магомедов Ш.Г. имеет основания для получения жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 89-з
"Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Смоленской области по договорам найма специализированных жилых помещений, а в случае наделения органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями - жилые помещения соответствующего муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Согласно ст. 1 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 114-з
"О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства (п. п. 1 п. 2 ст. 2).
 

    Таким образом, с учетом анализа указанных норм закона обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лежит на ответчике – администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, на которую законом возложены государственные полномочия Смоленской области по обеспечению жильем детей-сирот.
 

    В силу п. п. 1 п. 1 ст. 2 Закона Смоленской области от 29.11.2007 № 114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
 

    Уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
 

    При изложенных обстоятельствах суд удовлетворяет заявленные истцом Магомедовым Ш.Г. исковые требования.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
 

Р Е Ш И Л:
 

    Признать незаконным решение администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Магомедову Ш.Г..
 

    Признать невозможным проживание Магомедова Ш.Г. в ранее занимаемом им жилом помещении по адресу: ... область, ... район, с. Б, д. ХХХ, кв. ХХХ.
 

    Обязать администрацию Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области включить Магомедова Ш.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений.
 

    Обязать администрацию Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области предоставить Магомедову Ш.Г. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца через Вяземский районный суд Смоленской области.
 

    Судья                  О.С. Савушкина
 

    Вынесена резолютивная часть решения 11.09.2014
 

    Изготовлено мотивированное решение 15.09.2014
 

    Решение вступает в законную силу 17.10.2014