Дело № 2-204/2014
 

    Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    29 сентября 2014 года                                           р.п. Воскресенское
 

    Суд в составе судьи Воскресенского районного суда Нижегородской области Воробьева И.В., при секретаре Ивановой Л.Н., с участием истца Лукичевой Л.Н., представителя ответчика Ляховой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воскресенского районного суда Нижегородской области гражданское дело по иску Лукичева Л.Н. к Администрации Воскресенского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения администрации, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
 

УСТАНОВИЛ:
 

 

    Истец Лукичева Л.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения администрации, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения. Свои требования истец мотивирует тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В марте 2014 года истец обратилась в Управление образования администрации Воскресенского муниципального района с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда, на что был получен отказ, в котором Управление считает невозможным включить истца в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку истец выявлена как ребенок - сирота на территории <адрес>, где и состоит на учете на получение жилого помещения. Вместе с тем, истец указывает, что она проживает на территории Воскресенского района Нижегородской области с 2004 года в семье опекуна П., не имеет собственного жилья.
 

    В связи с изложенным истец просит признать незаконным решение управления образования администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда; обязать управление образование администрации Воскресенского муниципального района включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить жилое помещение в порядке, предусмотренном российским законодательством.                                 
 

    В судебном заседании истец Лукичева Л.Н. заявленные исковые требования поддержала.
 

    Представитель ответчика Ляхова Е.А. исковые требования не признала, пояснив, что действительно истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако выявлена она на территории Республики Марий Эл, вследствие чего подлежит обеспечению жилым помещением в указанном субъекте Российской Федерации.
 

    Представитель третьего лица - Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, выражает несогласие с заявленными Лукичевой Л.Н. требованиями в связи с тем, что выявление и первичное устройство заявителя состоялось в Республике Марий Эл, место жительства истца на территории Нижегородской области не установлено.
 

    Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание также не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с исковыми требованиями Лукичевой Л.Н. согласен.     
 

    На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
 

    Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
 

    В соответствии со ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности сторон.
 

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
 

    Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 

    Согласно положений названного Закона, меры социальной поддержки осуществляются в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные лица определены как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке ( абз. 4 ст. 1 Закона).
 

    Установлено, что истец Лукичева Л.Н. ( до замужества О.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что следует из объяснений истца, копии постановления Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 15). Из данного постановления следует, что отец истца О. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Л. лишена родительских прав Волжским городским судом Республики Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии свидетельства о смерти, мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 13). Лишение Л. родительских прав подтверждается также копией решения суда ( л.д. 27), смерть отца П. подтверждается копией свидетельства о смерти ( л.д. 14).
 

    Опекуном истца постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ назначена С., являющаяся тетей истца, проживающая на территории Воскресенского <адрес>.
 

    На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ истец на срок ДД.ММ.ГГГГ принята в приемную семью С., зарегистрированной по адресу: <адрес> ( л.д. 16).
 

    На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 20) и дополнительного соглашения к договору ( л.д. 22) истец принята в приемную семью С. на срок по ДД.ММ.ГГГГ года.       
 

    Вследствие изложенного установлено, что истец в возрасте до 18 лет осталась сиротой, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие чего имеет право на предоставление мер социальной поддержки.
 

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 159-ФЗ, законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
 

    Из объяснений истца следует, что после оформления опеки над нею со стороны С., с 2004 года она проживает на территории <адрес> <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается ответом Министерства образования и науки Республики Марий Эл ( л.д. 24), копией постановления о назначении опекуна ( л.д. 15), копией решения Волжского городского суда Республики Марий Эл ( л.д. 27/об).        
 

    В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
 

    Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
 

    Таким образом суд приходит к выводу, что местом жительства истца является <адрес>, вследствие чего, в силу ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Лукичева Л.Н. подлежит обеспечению жилым помещением на территории <адрес>.
 

    Согласно уведомлений Управления Росреестра, истец жилых помещений в собственности не имеет ( л.д. 23). Как следует из ответов администрации Воскресенского <адрес> и администрации Богородского сельсовета, договор социального найма жилого помещения с истцом не заключался. Доказательств того, что истец является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в распоряжение суда не представлено.
 

    Как следует из искового заявления, в 2013 году истец закончила образовательное учреждение ГБОУ СПО «Семеновский индустриально-художественный техникум» по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
 

    Реализуя свое право на получение жилья как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец обратилась в Управление образования администрации Воскресенского муниципального района, однако во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, было отказано по мотиву того, что в соответствии с законодательством <адрес> предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по месту их выявления и первичного учета, в конкретном случае - в <адрес> Эл. Об указанных обстоятельствах истцу ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ ( л.д. 25).                    
 

    В соответствии с п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 123-З "О жилищной политике в <адрес>", однократно предоставляются по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    В силу ст. 15 6-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 123-З (ред. от 06.11.2013) «О жилищной политике в <адрес>», жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и лица из их числа), предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
 

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    Жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для проживания детей-сирот и лиц из их числа предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
 

    Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений для проживания детей-сирот и лиц из их числа определяется <адрес>.
 

    В силу ст. 15 6-2 Закона, с целью предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения формируется список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее в настоящей статье - список).
 

            Состав сведений, содержащихся в списке, и его форма определяются <адрес>.
 

    Список состоит из списков детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в муниципальном районе (городском округе), которые формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>, осуществляющими государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее - список муниципального образования), в электронном виде и на бумажном носителе.
 

    В список муниципального образования включаются:
 

    1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, - не позднее 30 дней со дня достижения ими возраста 14 лет либо со дня получения ими статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
 

    2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, не включенные в список муниципального образования до достижения ими возраста 18 лет, - не позднее 30 дней со дня их обращения в орган, указанный в части 2 настоящей статьи, с соответствующим заявлением, к которому прилагается копия паспорта;
 

    3) дети-сироты и лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, - не позднее 30 дней со дня принятия органом, указанным в части 2 настоящей статьи, решения о невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях.
 

    Дети-сироты и лица из их числа включаются в список муниципального образования по месту их выявления и первичного устройства. В случае, если место выявления ребенка-сироты отлично от места его первичного устройства, включение детей-сирот и лиц из их числа в список муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления, принявшим муниципальный правовой акт об отнесении ребенка к указанной категории лиц.
 

    На основании ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление лицам категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений осуществляется по месту жительства данных лиц. Вместе с тем, порядок учета нуждающихся граждан и предоставления жилых помещений законодательством <адрес> находится в зависимости от места выявления ребенка и его первичного устройства.
 

    Суд принимает во внимание положения ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
 

    В связи с изложенным, в случае различия места выявления ребенка- сироты и места жительства такого ребенка, суд полагает, что положение законодательства субъекта Российской Федерации не может являться основанием к ограничению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде права на получение специализированного жилого помещения в соответствии с федеральным законодательством.       
 

    Учитывая те обстоятельства, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории <адрес> <адрес>, не имеет в собственности жилых помещений, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя, достигла возраста 18 лет, суд находит исковые требования Лукичева Л.Н. подлежащими удовлетворению.       
 

    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования Лукичева Л.Н. к Администрации Воскресенского муниципального района <адрес> удовлетворить.
 

    Признать незаконным отказ управления администрации Воскресенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ включить Лукичева Л.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.        
 

    Обязать Администрацию Воскресенского муниципального района <адрес> в срок 30 дней со дня вступления решения в законную силу включить Лукичева Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.
 

    Предоставить Лукичева Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в <адрес>, как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Воскресенский районный суд <адрес>.
 

    Судья подпись                                        И.В. Воробьев
 

    Копия верна:
 

    Судья-