Дело № 2-742
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 сентября 2014г.
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Анисимовой B.C.,
при секретаре Найденко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по исковому заявлению Звонаревой И.И. к Муниципальному унитарному предприятию «Верещагинские тепловые сети» о взыскании переплаты за тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Звонарева И.И. обратилась в суд с иском к МУП «Верещагинские тепловые сети» о взыскании излишне начисленной платы за тепловую энергию за период с (дата) по (дата) в размере <данные изъяты>, штрафа за неудовлетворение требований о перерасчете в размере <данные изъяты>, расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>, возложении обязанности производить начисление за тепловую энергию, согласно норматива 0,018339 ГКАЛ с <адрес> В обосновании иска указывает, что она является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. 20.06.2007 Думой МО «Верещагинское городское поселение» было принято решение «О нормативах потребления коммунальных услуг», которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению на весь отопительный период в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. в месяц. Решением Верещагинского районного суда от 07.02.2014, вступившего в законную силу 08.04.2014 указанный норматив был признан несоответствующим закону. На основании представленного расчета городского поселения для пятиэтажных домов расчет нормативов по отоплению на 1 кв.метр общей площади жилых помещений в месяц должен составил 0,018339 ГКАЛ. Считает, что решение суда от 07.02.2014 имеет преюдициальное значение.
Истица Звонарева И.И. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без её участия, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика МУП «Верещагинские тепловые сети» в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия. Исковые требования не признает, так как нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Норматив потребления коммунальных услуг в размере 0,023599 Гкал, устанавливался уполномоченным органом. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органам государственной власти субъектов РФ в период с 2012-2014 г.г. разрешено не изменять порядок расчетов платы за отопление на территории соответствующего субъекта и не пересматривать действующие нормативы потребления коммунальных услуг на отопление. Во исполнение данного Постановления Правительством Пермского края 14 сентября 2012г. принято Постановление №869-п «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению». Правительство Пермского края подтвердило обоснованность норматива установленного решением Думы МО «Верещагинское городское поселение» от 20.06.2007 №25/165 для территории МО «Верещагинское городское поселение». Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2013 г. № 44-АПГ13-14 пришла к выводу, что Постановление Правительства Пермского края от 14 сентября 2012 г. № 869-п федеральному законодательству не противоречит. Норматив потребления тепловой энергии в размере 0,018339 Гкал за 1 кв. м. общей площади, на который ссылается истец, не утвержден органами государственной власти субъекта РФ. Расчет данного норматива был произведен по требованию суда представителем администрации Верещагинского муниципального образования. Суд и администрация муниципального образования не наделены полномочиями производить расчет норматива потребления на тепло на основании нормативно-правовых актов. В январе-феврале 2013 Верещагинским районным судом вынесены решения по искам жителей города Верещагино к МО «Верещагинское городское поселение», МУП «Верещагинские тепловые сети», в которых суд произвел правовую оценку решения Думы «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 по нормативу отопления, решения вступили в законную силу. Апелляционная инстанция при проверке решения суда указала, что расчетный метод, используемый при установлении норматива отопления в г.Верещагино применен в соответствии с действующим на момент принятия норматива положения ч.1 ст.157 ЖК РФ и не противоречил Правилам, установленным Правительством РФ №306 от 03.05.2006, органами местного самоуправления при расчете норматива учтены конструктивные и технические параметры жилищного фона не оснащенным приборами учета, расчетный метод является наиболее оптимальным вариантом для норматива потребления тепловой энергии всего городского жилищного фонда. Указывает, что требование об обязании производить начисление с 01.08.2014 начисление из установленного судом норматива не подлежит удовлетворению, так как с 1 августа 2014 вступило в законную силу Постановление Правительства Пермского края от 16.07.2014 г. № 624-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края». Закон «О защите прав потребителей» не применим к данным отношения, в связи с чем, требование о взыскании штрафа в размере 50 % не подлежат удовлетворению. В удовлетворении исковых требований просят отказать.
Третье лицо Сабурова Н.С. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 и ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги (в том числе отопление) рассчитывается по тарифам, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее Правила №306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил №306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил №306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Пунктом 5 Правил №306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. В пункте 6 Правил №306 указано, что в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.7 Правил №306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели в отношении отопления в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома. В первоначальной редакции данного пункта было указано, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении отопления - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
В судебном заседании было установлено, что решением Думы МО «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» на территории МО "Верещагинское городское поселение" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению при продолжительности отопительного периода 233 суток в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц, 0,283188 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений в год, установлено, что срок действия данных нормативов отопления коммунальных услуг 3 года. Решением Думы Верещагинского городского поселения от 21.07.2010 №24/175 «О внесении изменений в решение Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» внесены изменения в п.4 и установлен срок действия норматива отопления до 01 января 2013г.
14.09.2012 Правительством Пермского края принято Постановление №869-П «О порядке расчета платы за коммунальные услуги по отоплению», которым установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30.06.2012. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до принятия Правительством Пермского края решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению является расчетной величиной для определения коммунальных платежей, что влечет обязанность по оплате коммунальной услуги по отоплению в соответствии с нормативом и поэтому решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №25/165, от 21.07.2010 №24/17 и Постановление Правительства Пермского края №869-П от 14.09.2012 затрагивают права истицы.
Судебным разбирательством установлено, что истица Звонарева И.И. является собственником жилого помещения расположенного в пятиэтажном доме по адресу: <адрес> (Л.Д.10) и потребителем коммунальной услуги - отопления. Истица Звонарева И.И. производит оплату за отопление ответчику по лицевому счету (номер). Истца занимают квартиру площадью <данные изъяты>., исходя из этой площади, ей производится начисление платы за тепловую энергию, так как учет тепловой энергии осуществляется по нормативу.
Решением Верещагинского районного суда от 07.02.2014 (дело №2-9) установлено, что на территории поселения норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен единым для всех многоквартирных жилых домов, вынесен без учета всех необходимых критериев (различий конструктивных и технических параметров, степени благоустройства) и дифференциация по этажности, усреднено для всего населения и не был приведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, что норматив потребления отопления по г.Верещагино по пятиэтажным домам завышен, что норматив отопления по пятиэтажным домам на 1 кв.м общей площади жилых помещений в год должен составлять 0,220068 ГКАЛ, в месяц - 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади жилых помещений. Решение суда вступило в законную силу 08.04.2014г. (Л.Д.16-23).
Согласно п.2 ст.61 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ответчик принимал участие в процессе при рассмотрении гражданского дела по иску П. (дело №2-9). Оснований усомнится в правильности расчета Администрации городского поселения у суда не было, составленный расчет является экономически обоснованным, произведен верно и сомнения не вызывал, расчет норматива потребления отопления по пятиэтажным домам произведен органом, который до 2013г. подготавливал проекты, для утверждения норматива потребления коммунальной услуги - отопления.
В результате применения ответчиком норматива потребления тепла, утвержденного решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №25/165 в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц нарушаются права и законные интересы истицы. В результате того, что установленный норматив на отопление не является экономически, обоснованным, не соответствует количеству фактически потребленной тепловой энергии, Звонарева И.И. вынуждена переплачивать и её права в результате применения ответчиком установленного норматива отопления нарушаются, что в свою очередь приводит к завышению суммы оплаты.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Статьей 1103 ГК РФ определено, что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
В связи с чем, суд производит расчет начислений за поставленную ответчиком истцом теплоэнергию с учетом норматива отопления, определенного Администрацией городского поселения (фактически потребленная истцом тепловая энергия за 1 кв.м. - 0,018339) за период с (дата) по (дата).
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Суд пришел к выводу, что в пользу истца Звонаревой И.И. подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения - <данные изъяты>
Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 №624-П утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края, в том числе и для Верещагинского муниципального района. Постановление вступило в силу с 01.08.2014. В связи с тем, что суд требование истицы о возложении на ответчика обязанности производить с 01.08.2014 начисление за предоставляемую услугу по теплоснабжению жилого помещения по адресу: г.Верещагино, ул. К.Маркса, 58-25 принадлежащего истице, исходя из норматива 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади помещений, удовлетворению не подлежит.
Согласно ст.1 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1, закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Суд пришел к выводу, что указанный закон при рассмотрении данного спора не применим, в связи с чем, требование истицы о взыскании с ответчика штрафа, в соответствии с п. 6 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» удовлетворению не подлежит.
Согласно ст.98 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по его письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.
В судебном заседании установлено, что расходы по оплате услуг представителя понесенные истцом составили <данные изъяты> (Л.Д.12). С учетом объема оказанной помощи (составление искового заявления) сложности рассматриваемого дела, что исковые требования в полном объеме не удовлетворены и руководствуясь принципом разумности, суд удовлетворяет требование о возмещении расходов по оплате услуг представителя частично в размере - <данные изъяты>.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца госпошлина в размере - <данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в пользу Звонаревой И.И.
- <данные изъяты> - в качестве неосновательного обогащения,
<данные изъяты> - в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
В удовлетворении остальных исковых требований Звонаревой И.И. - отказать.
Взыскать Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в доход районного бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения - 16.09.2014.
Судья В.С.Анисимова