Дело №2-760/2014

РЕШЕНИЕ
 

именем Российской Федерации
 

              (дата)                                                                                   
 

    Верещагинский районный суд<адрес>
 

    в составе:
 

    председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
 

    с участием ст.пом.прокурора Тетеновой И.Г.,
 

    истца Королевой В.И.
 

    при секретаре Найденко Е.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района, в защиту прав и законных интересов Королевой В.И. к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма,
 

установил:
 

    Прокурор Верещагинского района, в защиту прав и законных интересов Королевой В.И., обратился в суд в иском к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению №2 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г.Верещагино, отвечающее установленным санитарным и техническим требования, общей площадью не мене 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более, на территории г.Верещагино.
 

    В судебном заседании прокурор, принимавший участие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
 

    Истица Королева В.И. требования прокурора поддержала и пояснила, что имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Л. и отец Т. были лишены родительских прав в (дата) В (дата). она была направлена в приемную семью, опекуном назначена С.. Она стоит на учете и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. (дата) она закончила <данные изъяты> Своего жилья не имеет. Проживает в доме родителей отца своих малолетних детей, так как в доме, в котором она стоит на регистрационном учете, является аварийным. МТУ №2 предлагало ей заселиться по договору найма специализированного жилья в однокомнатную квартиру в г.Краснокамске, но данный вариант её не устраивает. У неё разнополые дети и ей должна быть предоставлена квартира площадью не менее 54 кв.м.
 

                Представитель МТУ №2 Минсоцразвития Пермского края в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без своего участия, оставляют решение вопроса на усмотрение суда. Считают, что МТУ №2 Минсоцразвития края является ненадлежащим ответчиком, так как жилые помещения они не предоставляют, а лишь формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей сироти и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Истица, стоит на учете и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.
 

    Представитель ответчика Правительства Пермского края, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия. Считают, что надлежащим ответчиком является КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», которое осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом. Правительство исполнило свои обязательства перед истицей, путем разработки «Порядка предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся, без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 

    Представитель соответчика КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», представители третьих лиц - Министерство строительства и архитектуры Пермского края, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
 

    Суд выслушав, прокурора, истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
 

    В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

    Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
 

    В силу положений пунктов 1и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
 

    К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 указанного Федерального закона).
 

    Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
 

    Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
 

    Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
 

    В судебном заседанииустановлено, что Королева В.И. (дата) года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее родители Л. и отец Т. решением <данные изъяты> суда от (дата). лишены родительских прав в отношении своих детей: Вероники, В. и Н. (Л.Д.10-11). Постановлением главы Верещагинского района Пермской области от (дата) (номер) над Королевой В.И. была установлена опека, опекуном назначена С. (л.д.14). Постановлением главы Верещагинского района Пермской области от (дата) (номер) С. назначена приемным родителем Королевой В.И. (л.д.15) Постановлением Главы Верещагинского муниципального района Пермского края от (дата) (номер) Королева В.И. была отчислена из приемной семьи, в связи с достижением совершеннолетия (Л.Д.16).
 

    Отец истицы Королев И.П. умер (дата)., что подтверждается свидетельством о смерти (номер) от (дата) г., мать Макарова А.В. умерла (дата)., что подтверждается свидетельством о смерти (номер) (л.д. 12-13).
 

    В (дата) Королева В.И. окончила <данные изъяты> и ей присвоена квалификация: <данные изъяты> (л.д.19-22).
 

    В <данные изъяты> и ей присвоена квалификация: <данные изъяты> (л.д.17-18).
 

    Королева В.И. имеет двоих несовершеннолетних детей - К., 23.01.2013 и П. (л.д.33,34).
 

    Согласно данных МУП «Верещагинское БТИ» Королева В.И., мать истицы Л.., дети истицы - К.., П. отец детей истицы Б. на территории Верещагинского района Пермского края не имеют жилья, принадлежащего им на праве собственности, а так же приватизированного жилья (Л.Д.67).
 

    По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Пермскому краю, по Пермскому краю истица, ее дети К.., К. их отец Б. родители истицы Л.., Т. жилья, принадлежащего на праве собственности не имеют (л.д.62-66,68), на квартиру по адресу: <адрес> и квартиру по адресу: <адрес> право собственности ни за кем не зарегистрировано (л.д.83-84).
 

    Согласно данных МУП «Верещагинское БТИ» за Королевым И.П. зарегистрирована квартира по адресу: <адрес> без документов (л.д.67).
 

    За Королевой В.И. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. (л.д.14). Межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района Пермского края от (дата). обследовано жилое помещение по адресу: <адрес>, в результате обследования составлен акт (номер) от (дата) согласно которого данное жилое помещение является непригодным для постоянного проживания (л.д.24-25). Согласно заключения МУП «Верещагинское бюро технической инвентаризации» износ по жилому дому, находящемуся по <адрес> составляет 65 %, жилой дом непригоден для постоянного проживания (л.д.26). Согласно заключения межведомственной комиссии Нижнегалинского сельского поселения от (дата) (номер) жилое помещение по адресу: <адрес>, не пригодно для проживания, не подлежит ремонту и реконструкции (л.д.27-28).
 

    Согласно ответа МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края Королева В.И. поставлена на учет и включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении (л.д.29).
 

    В соответствии с п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
 

    Таким образом, Королева В.И. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и не обеспеченным жильем, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, соответственно имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
 

    Специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен формироваться на основании Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012г. в государственной собственности субъекта РФ. Содержание такого специализированного жилищного фонда и управление им возлагаются, соответственно, на субъекты РФ и относятся к их расходным обязательствам. Использование жилого помещения в качестве специализированного, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду. Жилое помещение включается в специализированный фонд решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Такой порядок в настоящее время определен Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42.
 

    Согласно п.1 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
 

    В соответствии с п.3 указанного закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи по достижении возраста 18 лет, в соответствии с п.5 указанного закона жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
 

    Согласно ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
 

    В соответствии с решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского района Пермского края №17/102 от 24.11.2006 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи, учетная норма площадь жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении 8 кв.м общей площади на одного члена семьи, зарегистрированного в жилом помещении.
 

    Следовательно, Королевой В.И. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 кв. м. по договору найма специализированных жилых помещений.
 

    Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
 

    Согласно п. 1.2 Порядка при наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от 29 декабря 2004 г. N 1939-419), лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. № 1939-419, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    В соответствии с п. 1.3 Порядка жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
 

    Согласно п.2.1 Министерство социального развития Пермского края в течение 3 рабочих дней со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства (далее - территориальные органы).
 

    Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий гражданин с представителями территориального органа, краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекция по капитальному строительству" (далее - Учреждение) в течение 10 рабочих дней со дня передачи Учреждению жилого помещения специализированного жилищного фонда Пермского края в установленном порядке производят осмотр предложенного жилого помещения.
 

    При получении письменного согласия гражданина на предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку территориальные органы в течение 1 рабочего дня со дня получения такого согласия информируют об этом в письменном виде Министерство социального развития Пермского края с направлением в его адрес учетного дела гражданина.
 

    В случае неоднократного (два и более раза) письменного отказа гражданина от предложенных жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку территориальные органы в течение 5 рабочих дней после получения последнего отказа информируют об этом в письменном виде Министерство.
 

    Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий граждан и учетных дел граждан в течение 3 рабочих дней в отношении граждан, право на жилое помещение у которых наступило в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419: проверяет обоснованность включения граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; направляет в Учреждение список о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, утвержденный министром социального развития Пермского края, с приложением к нему заверенной территориальным органом копии письменного согласия гражданина.
 

    Пунктом 2.4 Положения определено, что Учреждение на основании Списка в течение 10 рабочих дней со дня получения Списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений оформляется приказом Учреждения. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан в предоставляемые жилые помещения.
 

    Таким образом, вышеуказанным нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
 

    Суд не может согласиться с мнением ответчика - Правительства Пермского края, что Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» обязано обеспечивать специализированным жильем, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждение, в соответствии с Порядком, осуществляет лишь непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и заключает договора найма специализированного жилого помещения. Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края относит жилые помещения к специализированному жилищному фонду Пермского края, а Министерство социального развития Пермского края (территориальные органы) берет письменного согласия гражданин на предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    Таким образом, суд считает, что обязанность по предоставлению Королевой В.И. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации - Правительство Пермского края, так как данное обязательство является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Пермского края.
 

    Суд считает, что МТУ 2 № Минсоцразвития края является ненадлежащим ответчиком, так как законных оснований для возложения обязанности по предоставлению Королевой В.И. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на МТУ 2 № Минсоцразвития края, нет.
 

    Согласно п.1.4 Порядка, в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
 

    Анализ положений Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, свидетельствует о том, что жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства.
 

    Местом жительства Королевой В.И. в силу ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации является Верещагинский муниципальный район, где она проживала ранее <адрес> и проживает в настоящее время <адрес>
 

    В связи с чем, суд возлагает на Правительство Пермского края обязанность предоставить истцу жилье на территории Верещагинского муниципального района.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Обязать Правительство Пермского края предоставить Королевой В.И. жилое помещение, по договору найма специализированного жилого помещения, на территории Верещагинского муниципального района Пермского края, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и требованиям пожарной безопасности, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения - 16.09.2014.
 

              Судья В.С.Анисимова