Дело №2-694/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

именем Российской Федерации
 

    22 сентября 2014 года
 

    Верещагинский районный суд Пермского края
 

    в составе:
 

    председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
 

    с участием пом.прокурора Верещагинского района Чугайновой С.Г.,
 

    при секретаре Найденко Е.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района, в защиту прав и законных интересов Коротких Т.В. к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству», Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма,
 

установил:
 

    Прокурор Верещагинского района обратился в суд в иском, в защиту прав и законных интересов Коротких Т.В., к Правительству Пермского края, КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», Межрайонному территориальному управлению №2 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению Коротких Т.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, на территории Пермского края.
 

    В судебном заседании прокурор, принимавшая участие в судебном заседании уточнил исковые требования и просит возложить на Правительство Пермского края, КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», МТУ № 2 Минсоцразвития Пермского края обязанность предоставить Коротких Т.В. по договору найма специализированное жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров на территории Карагайского муниципального района Пермского края. Свои требования мотивирует тем, что истица имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать была лишена родительских прав. В (дата). она была направлена в приемную семью опекуна Р.., в (дата). она была помещена в <данные изъяты>, где она воспитывалась до (дата). Затем воспитывалась в приемной семье П. Истица проживает на территории <адрес> и своего жилья не имеет. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивает.
 

    Истица, в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.
 

    Представитель ответчика Правительства Пермского края, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия. Считает, что надлежащим ответчиком является КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», которое осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом. Правительство исполнило свои обязательства перед истицей, путем разработки «Порядка предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся, без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 

    Представитель МТУ №2 Минсоцразвития Пермского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия. Считает, что в удовлетворении требований Коротких Т.В. к МТУ Минсоцразвития края надлежит отказать, так как они жилые помещения не предоставляют, а лишь формируют списки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Истица стоит на учете и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.
 

    Представитель соответчика КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», представители третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство строительства и архитектуры Пермского края, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
 

    Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
 

    В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

    Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

        В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
 

    В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
 

    К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 указанного Федерального закона).
 

    Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
 

    Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
 

    Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
 

    В судебном заседании установлено, что Коротких Т.В., (дата) рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать Д.. решением <данные изъяты> суда Пермского края от (дата) лишена родительских прав (л.д.43-44). Сведения об отце истицы в актовую запись о рождении, были внесены на основании заявления Д..
 

    Постановлением главы Верещагинского района Пермской области от (дата) г. (номер) Коротких Т.В. была направлена на воспитание в <данные изъяты> Постановлением главы Верещагинского района от (дата). (номер) истица была передана под опеку В.. (Л.Д.47-48). Постановлением администрации Верещагинского муниципального района (дата). (номер) В.. была освобождена от обязанностей опекуна (л.д. 46) и Коротких Т.В. стала проживать в приемной семье М. (дата) М.. освобождена от обязанностей опекуна и приказом МТУ №2 Минсоцразвития Пермского края от (дата) (номер) Коротких Т.В. направлена в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.59). (дата) истица заключила брак с Т. (л.д.7).
 

    Постановлением главы Верещагинского муниципального района от (дата). (номер) за Коротких Т.В. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Решением Верещагинского районного суда от (дата). постановление главы Верещагинского муниципального района от (дата). (номер) о сохранении права пользования квартирой по адресу: <адрес> за Коротких Т.В. признано незаконным, этим же решением на администрацию Верещагинского муниципального района возложена обязанность поставить Коротких Т.В. как ребенка оставшегося без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении (л.д.12-15). Распоряжением Управления имущественных отношений и инфраструктуры администрации Верещагинского муниципального района пермского края (номер) от (дата). Коротких Т.В. была поставлена на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении (л.д.16).
 

    Согласно данных МУП «Верещагинское БТИ» истица Коротких Т.В., ее муж Т. и дочь Ю.., (дата). на территории Верещагинского района Пермского края не имеют жилья, принадлежащего им на праве собственности, а так же приватизированного жилья (л.д.19). Мать истицы Д.., так же не имеется жилья, принадлежащего ей на праве собственности (л.д.79). По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Пермскому краю, по Пермскому краю истица, ее муж Т. и дочь Ю., (дата) а так же мать истицы Д.. жилья, принадлежащего на праве собственности не имеют (л.д.23,24,26,55).
 

    По сведениям администрации Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района Пермского края муж истицы Т. зарегистрирован по адресу: <адрес> в доме бабушки К. умершей (дата) (л.д.25). В настоящее время по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Пермскому краю дом принадлежит М. (Л.Д.56). Истица регистрации по месту жительства не имеет (л.д.9), проживает с семьей без регистрации по адресу: <адрес> владельцем которого по данным Верещагинского БТИ является З..
 

    В соответствии с п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
 

    Таким образом, Коротких Т.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и не обеспеченным жильем, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (Л.Д.60), соответственно имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
 

    Специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен формироваться на основании Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012г. в государственной собственности субъекта РФ. Содержание такого специализированного жилищного фонда и управление им возлагаются, соответственно, на субъекты РФ и относятся к их расходным обязательствам. Использование жилого помещения в качестве специализированного, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду. Жилое помещение включается в специализированный фонд решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Такой порядок в настоящее время определен Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42.
 

    Согласно п.1 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
 

    В соответствии с п.3 указанного закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи по достижении возраста 18 лет, в соответствии с п.5 указанного закона жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
 

    Согласно ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
 

    Следовательно, Коротких Т.В. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 кв. м. по договору найма специализированных жилых помещений.
 

    Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
 

    Согласно п. 1.2 Порядка при наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от 29 декабря 2004 г. N 1939-419), лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. № 1939-419, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    В соответствии с п. 1.3 Порядка жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
 

    Согласно п.2.1 Министерство социального развития Пермского края в течение 3 рабочих дней со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства (далее - территориальные органы).
 

    Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий гражданин с представителями территориального органа, краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекция по капитальному строительству" (далее - Учреждение) в течение 10 рабочих дней со дня передачи Учреждению жилого помещения специализированного жилищного фонда Пермского края в установленном порядке производят осмотр предложенного жилого помещения.
 

    При получении письменного согласия гражданина на предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку территориальные органы в течение 1 рабочего дня со дня получения такого согласия информируют об этом в письменном виде Министерство социального развития Пермского края с направлением в его адрес учетного дела гражданина.
 

    В случае неоднократного (два и более раза) письменного отказа гражданина от предложенных жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку территориальные органы в течение 5 рабочих дней после получения последнего отказа информируют об этом в письменном виде Министерство.
 

    Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий граждан и учетных дел граждан в течение 3 рабочих дней в отношении граждан, право на жилое помещение у которых наступило в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419: проверяет обоснованность включения граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; направляет в Учреждение список о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, утвержденный министром социального развития Пермского края, с приложением к нему заверенной территориальным органом копии письменного согласия гражданина.
 

    Пунктом 2.4 Порядка определено, что Учреждение на основании Списка в течение 10 рабочих дней со дня получения Списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений оформляется приказом Учреждения. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан в предоставляемые жилые помещения.
 

    Таким образом, вышеуказанным нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
 

    Суд не может согласиться с мнением ответчика - Правительства Пермского края, что Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» обязано обеспечивать специализированным жильем, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждение, в соответствии с Порядком, осуществляет лишь непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и заключает договора найма специализированного жилого помещения. Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края относит жилые помещения к специализированному жилищному фонду Пермского края, а Министерство социального развития Пермского края (территориальные органы) берет письменного согласия гражданин на предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    Таким образом, суд считает, что обязанность по предоставлению Коротких Т.В. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации - Правительство Пермского края, так как данное обязательство является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Пермского края.
 

    Суд считает, что МТУ 2 № Минсоцразвития края является ненадлежащим ответчиком, так как законных оснований для возложения обязанности по предоставлению Коротких Т.В. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на МТУ 2 № Минсоцразвития края - нет.
 

    Согласно п.1.4 Порядка, в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
 

    Анализ положений Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, свидетельствует о том, что жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства.
 

    Местом жительства Коротких Т.В. в силу ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации является Карагайский муниципальный район, где она проживает в настоящее время.
 

    В связи с чем, суд возлагает на Правительство Пермского края обязанность предоставить истице жилье на территории Карагайского муниципального района.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Обязать Правительство Пермского края предоставить Коротких Т.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, на территории Карагайского муниципального района Пермского края, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и требованиям пожарной безопасности, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения - 25.09.2014.
 

    Судья В.С.Анисимова