Дело № 2-591
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1сентября2014г.
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи АнисимовойB.C.,
с участием истца пом.прокурора Верещагинского районаЧугайновой С.Г.,
представителя ответчика Бажутиной Л.Р.,
представителя третьего лица Федоровой В.Н.,
при секретареНайденко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верещагинского районаПермского края,в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,к Муниципальному унитарному предприятию «Верещагинские тепловые сети» опризнаниинезаконнымдействия по использованию норматива потребления коммунальной услуги,обязании производить начисления по коммунальным платежам гражданам с учетом дифференцированного норматива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верещагинского района обратился в суд с иском,в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,к МУП «Верещагинские тепловые сети» о признании незаконными действий МУП «Верещагинские тепловые сети» по использованию норматива потребления коммунальной услуги по отоплению,утвержденного решением Думы МО «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007г. № 25/165для определения коммунальных платежей граждан ивозложенииобязанностипроизводить начисление по коммунальным платежам граждан с учетом дифференцированного норматива,как это требует пункт10и11 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»,утвержденные Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006с момента вступлениярешенияв законную силу.
Прокурор,принимавшийучастие в судебном заседании,исковые требования уточнил,просит признать незаконным действия МУП «Верещагинские тепловые сети» по использованию норматива потребления коммунальной услуги по отоплению,утвержденного решением Думы МО «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007 №25/165для определения коммунальных платежей граждан с момента вступления решения Верещагинского районного суда от07.02.2014года в законную силу,т.е.с08.04.2014для пятиэтажных жилых домов на территории Верещагинского городского поселения.От требования о возложении на МУП «Верещагинские тепловые сети» обязанности производить начисление по коммунальным платежам граждан с учетом дифференцированного норматива,как это требует пункт10и11 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»,утвержденные Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006с момента вступления решения в законную силу,отказывается.
Представитель ответчика МУП «Верещагинские тепловые сети» Бажутина Л.Р.в судебном заседанииисковые требования не признала и пояснила,что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации,уполномоченными в порядке,предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Норматив потребления коммунальных услуг в размере0,023599Гкал,устанавливался уполномоченным органом.Постановлением Правительства РФ от27.08.2012г.№ 857 «Об особенностях применения в2012-2014годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органам государственной власти субъектов РФ в период с2012-2014г.г.разрешено не изменять порядок расчетов платы за отопление на территории соответствующего субъекта и не пересматривать действующие нормативы потребления коммунальных услуг на отопление.Во исполнение данного ПостановленияПравительством Пермского края14сентября2012г.принято Постановление № 869-п «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению».Правительство Пермского края подтвердило обоснованность норматива установленного решением Думы МО «Верещагинское городское поселение» от20.06.2007№25/165для территории МО «Верещагинское городское поселение».Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ от30октября2013г. №44-АПГ13-14пришла к выводу,что Постановление Правительства Пермского края от14сентября2012г. №869-п федеральному законодательству не противоречит.Норматив потребления тепловой энергии в размере0,018339Гкал за1кв.м.общей площади,на который ссылается истец,не утвержден органами государственной власти субъекта РФ.Расчет данного норматива был произведен по требованию суда представителем администрации Верещагинского муниципального образования.Суд иадминистрациямуниципального образования не наделены полномочиями производить расчет норматива потребления на тепло на основании нормативно-правовых актов.В январе-феврале2013Верещагинским районным судом вынесены решения по искам жителей города Верещагино к МО «Верещагинское городское поселение»,МУП «Верещагинские тепловые сети»,в которых суд произвел правовую оценкурешения Думы «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007по нормативу отопления,решения вступили в законную силу.Апелляционная инстанция при проверке решения суда указала,что расчетный метод,используемый при установлении норматива отопления в г.Верещагино применен в соответствии с действующим на момент принятия норматива положения ч.1ст.157ЖК РФ и не противоречил Правилам,установленным Правительством РФ №306от03.05.2006,органами местного самоуправления при расчете норматива учтены конструктивные и технические параметры жилищного фона не оснащенным приборами учета,расчетный метод является наиболее оптимальным вариантом для норматива потребления тепловой энергии всего городского жилищного фонда.
Представитель третьего лица администрации МО «Верещагинское городское поселение» Федорова В.Н.,исковые требования не признала.С1августа2014вступило в законную силу постановление Правительства Пермского края № 624-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края».Данные нормативы рассчитаны дифференцированно,утвержден уполномоченным органом и являются обязательными для применения как МУП «Верещагинские тепловые сети»,так и неопределенным кругом лиц.Органместного самоуправления не является уполномоченным органом по расчету нормативов.Верещагинский районный суд,также не наделен правом,утверждать нормативы отопления.Вудовлетворениитребования прокурора,просят отказать.
Суд,выслушав прокурора,представителей ответчика и третьего лица,исследовав письменные материалы дела,приходит к следующему:
В соответствии с ч.1ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,субъектов Российской Федерации,муниципальных образований.
В соответствии с ч.2и ч.4ст.154Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:плату за содержание и ремонт жилого помещения,в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом,содержанию,текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение,холодное водоснабжение,водоотведение,электроснабжение,газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах),отопление (теплоснабжение,в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью1и2ст.157ЖК РФ предусмотрено,что размер платы за коммунальные услуги (в том числе отопление) рассчитывается по тарифам,размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг,определяемого по показаниям приборов учета,а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.Правила предоставления,приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,а также правила,обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями,устанавливаются Правительством Российской Федерации.Размер платы за коммунальные услуги,предусмотренные частью4статьи154настоящего Кодекса,рассчитывается по тарифам,установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,установленном федеральным законом.Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов,предусмотренных настоящей частью,в порядке,предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №306от23.05.2006утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее Правила №306),которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение,водоотведение,электроснабжение,газоснабжение,отопление) и требования к их формированию.
Пунктом3Правил №306предусмотрено,что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации,уполномоченными в порядке,предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4Правил №306при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:в отношении отопления-материал стен,крыши,объем жилых помещений,площадь ограждающих конструкций и окон,износ внутридомовых инженерных систем.Пунктом5Правил №306определено,что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.В пункте6Правил №306указано,что в качестве параметров,характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома,применяются показатели,установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.7Правил №306при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели в отношении отопления в жилых помещениях-Гкал на1кв.метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.В первоначальной редакции данного пункта было указано,что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении отопления-Гкал на1кв.метр общей площади жилых помещений.
В судебном заседании было установлено,что решением Думы МО «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» на территории МО "Верещагинское городское поселение" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению при продолжительности отопительного периода233суток в размере0,023599Гкал на1кв.м.общей площади жилых помещений в месяц,0,283188Гкал на1кв.м.общей площади жилых помещений в год,установлено,что срок действия данных нормативов отопления коммунальных услуг3года.Решением Думы Верещагинского городского поселения от21.07.2010 №24/175 «О внесении изменений в решение Думы Верещагинского городского поселения от20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» внесены изменения в п.4и установлен срок действия норматива отопления до01января2013г. (л.д.61)
14.09.2012Правительством Пермского края принято Постановление №869-П «О порядке расчета платы за коммунальные услуги по отоплению»,которым установлено,что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам,утвержденными постановлением Правительства РФ от23.05.2006 №307,при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление,действующие по состоянию на30.06.2012.Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,утвержденных Постановлением Правительства РФ от06.06.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до принятия Правительством Пермского края решения о применении порядка расчета размераплаты за коммунальные услуги по отоплению,предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Пермского края от16.07.2014 №624-Путвержденынормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края,в том числе и для Верещагинского муниципального района.Постановление вступило в силу с01.08.2014.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению является расчетной величиной для определения коммунальных платежей,что влечет обязанность по оплате коммунальной услуги по отоплению в соответствии с нормативом и поэтому решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007 №25/165,от21.07.2010 №24/17и Постановление Правительства Пермского края №869-П от14.09.2012затрагивают права неопределенного круга лиц проживающих в пятиэтажных жилых домах на территории Верещагинского городского поселения.
Решением Верещагинского районного суда от07.02.2014 (дело №2-9) установлено,что на территории поселения норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен единым для всех многоквартирных жилых домов,вынесен без учета всех необходимых критериев (различий конструктивных и технических параметров,степени благоустройства) и дифференциация по этажности,усреднено для всего населения и не был приведен в соответствии с требованиями действующего законодательства,что норматив потребления отопления по г.Верещагино по пятиэтажным домам завышен,что норматив отопления по пятиэтажным домам на1кв.м общей площади жилых помещений в год должен составлять0,220068ГКАЛ,в месяц-0,018339ГКАЛ за1кв.м.общей площади жилых помещений.Решение суда вступило в законную силу08.04.2014г.(л.д.25-36).
Согласно п.2ст.61Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации(далее ГПК РФ) обстоятельства,установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу,обязательны для суда.Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела,в котором участвуют те же лица.
Послевступлениярешения Верещагинского районного суда от07.02.2014по делу №2-9 в силу,МУП «Верещагинские тепловые сети» продолжало до01.08.2014применятьнорматив потребления тепла,утвержденного решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007 №25/165в размере0,023599Гкал на1кв.м.общей площади жилых помещений,чем были нарушеныправа и законные интересысобственников жилых помещений в пятиэтажных домах.В результате того,что установленный норматив на отопление не являлся экономически обоснованным,не соответствовал количествуфактическипотребленной тепловой энергии,граждане пятиэтажных домов вынужденыбыли переплачивать иих права в результате применения ответчиком установленногорешением Думынорматива отопления нарушались,что в свою очередь привелок завышению суммы оплаты.
Приказом Пермского края от07.09.2012 № СЭД-38-01-03-17 «Об утверждении перечня и содержания документов,предоставляемых для установления нормативов потребления коммунальных услуг в случае,если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций»,которыми утвержденПеречень и содержание документов,представляемых для установления нормативов потребления коммунальных услуг в случае,если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций.
Ресурсоснажающая организация - МУП «Верещагинские тепловые сети» инициативы установления нормативов потребления коммунальных услуг,после вступления решения Верещагинского районного суда от07.02.2014в силу,не проявляли.Доказательств,что они не могли не применять норматив,установленные решением суда от07.02.2014не предоставили,ст.ст.56-57ГПК РФ представителю ответчика разъяснялась.
В связи с чем,уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласноп.1ст.103ГПК РФ издержки,понесенные судом в связи с рассмотрением дела,и государственная пошлина,от уплаты которых истец был освобожден,взыскиваются с ответчика,не освобожденного от уплаты судебных расходов,пропорционально удовлетворенной части исковых требований.В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета,за счет средств которого они были возмещены,а государственная пошлина-в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений,установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем,с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере- 4000рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197,199Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации,суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действияМуниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» по использованию норматива потребления коммунальной услуги по отоплению,утвержденного решением Думы МО «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007г. № 25/165,для определения коммунальных платежей гражданпроживающих в пятиэтажных жилых домах на территории Верещагинского городского поселениясмомента вступления в законную силу решения Верещагинского районного суда от07.02.2014по делу №2-9до01августа2014.
Взыскать сМуниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» госпошлинув доход районного бюджетав размере4000рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районныйсуд в течение одного месяца со дняизготовления мотивированного решения - 05.09.2014
Судья В.С.Анисимова