Дело № 2-339
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    14 октября 2014 года г. Великие Луки
 

    Великолукский районный суд Псковской области
 

    в составе: председательствующего судьи Майоровой Н.И.
 

    при секретаре Шамковой Н.А.
 

    а также заявителе Жаворонкове В.В.,
 

    представителях заинтересованного лица - администрации
 

    Великолукского района Мных Г.С. и Игнатьевой Л.Г.
 

    рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Жаворонкова В.В. об оспаривании решения администрации Великолукского района - отказ в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка.
 

Установил:
 

    Жаворонков В.В. обратился с заявлением о признании незаконным отказ администрации Великолукского района в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, выраженный в письме администрации Великолукского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Обосновывает свои требования тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности возникло на него на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в целях строительства жилого дома направил в администрацию Великолукского района заявление об оформлении и выдаче градостроительного плана земельного участка, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью Главы администрации Великолукского района ему в этом было отказано.
 

    В качестве причины для отказа указано, что при межевании земельного участка допущена техническая ошибка (одна из границ земельного участка проходит по краю проезжей части дороги общего пользования местного значения). Считает, что отказ не основан на законе, нарушает его права.
 

    При межевании земельного участка допущена техническая ошибка быть не может по смыслу закона «О государственном кадастре недвижимости», поскольку землеустроительная организация, проводящая межевание органом кадастрового учета не является. Кроме того, формулировка, содержащаяся в отказе «одна из границ земельного участка проходит по краю проезжей части дороги общего пользования местного значения» является не четкой, расплывчатой и недостоверной.
 

    Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, границы его установлены и согласованы. Согласно межевого плана земельного участка, указанный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, в свою очередь земельный участок с кадастровым номером №, был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
 

    Законом, регулирующим спорное правоотношение, является Градостроительный кодекс РФ. Главой 5 которого, в числе документации по планировке территории названы градостроительные планы земельных участков. По смыслу положений ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ градостроительные планы земельных участков представляют собой документ исключительно информационного характера, содержащий сведения необходимые для проектирования и строительства объектов капитального строительства. Обязанность по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка по заявлениям физических и юридических лиц ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ возложена на соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, который исполняет ее в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения и без взимания платы. Исполнение такой обязанности образует представление муниципальной услуги, подпадающей также под действие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ
 

    «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Орган местного самоуправления не вправе отказать в выдаче градостроительного плана земельного участка. Отказ может быть лишь по основаниям прямо указанным в законе.
 

    В судебном заседании заявитель Жаворонков В.В. поддержал свое заявление. Показал вышеизложенное. Дополнительно пояснил, что его земельный участок поставлен на кадастровый учет. При постановке на кадастровый учет пересечение границ не установлено. Границы дороги в установленном порядке не устанавливались, не определены до настоящего времени. Землеустроительные работы не проводились. Дорога является приспособленной, а не благоустроенной. Исходный земельный участок, из которого был впоследствии образован его участок относился к землям сельскохозяйственного назначения и не входил в границы населенного пункта. Жилой дом планируется построить на расстоянии 17 м. от границы земельного участка со стороны дороги, поэтому права администрации района не могут быть нарушены. Нарушение собственником земельного участка минимального отступа от границ смежного участка не может являться основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, в котором данное обстоятельство подлежит указанию согласно п.3 ч.3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ. Ссылку в отказе на требования ст. 36 Земельного кодекса РФ считает несостоятельной и не применимой, поскольку регламентирует предоставление прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения и применяется в случае, если не осуществлен кадастровый учет.
 

    В судебном заседании представители заинтересованного лица - администрации Великолукского района Мных Г.С. и Игнатьева Л.Г. пояснили, что считают заявление Жаворонкова В.В. не подлежащим удовлетворению. Отказ администрации в подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка мотивирован тем, что в ходе рассмотрения заявления и представленных документов выявлено, что при межевании земельного участка допущена ошибка: одна граница земельного участка проходит по краю проезжей части дороги общего пользования местного значения, что является нарушением требований п. 4 Постановления Правительства РФ № 717 от 02.09.2009 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» - для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее трех метров. Установлено это по публичной кадастровой карте земельного участка. Нарушены требования п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, линии которые обозначают существующие, планируемые, изменяемые, вновь образуемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены и автомобильные дороги. Согласно п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил действовавших в период застройки указанных территорий. Согласно п. 1 - п. 3 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, а поскольку в межевом плане указаны неверные размеры, то и градостроительный план будет выдан заведомо с нарушением. Градостроительный план земельного участка - публичный документ. Ответственность за правильность его составления несет комитет по градостроительству, архитектуре и природопользованию администрации района.
 

    Суд, выслушав заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает, что заявление Жаворонкова В.В. подлежит удовлетворению.
 

    Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
 

    Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
 

    Как установлено судом заявитель Жаворонков В.В., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, в целях строительства жилого дома направил ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Великолукского района заявление об оформлении и выдаче градостроительного плана земельного участка. Право собственности на указанный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Росреестра по Псковской области ДД.ММ.ГГГГ, бланк № (л.д.9).
 

    ДД.ММ.ГГГГ Жаворонкову В.В. в этом было отказано, отказ мотивирован тем, что при межевании его земельного участка допущена техническая ошибка: одна из границ земельного участка проходит по краю проезжей части дороги общего пользования местного значения. Предложено внести изменения в межевой план земельного участка, кадастровый план земельного участка, правоустанавливающие документы привести их в соответствие с нормативами и законодательством. Отказ подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью Главы администрации Великолукского района (л.д.8).
 

    Суд признает решение администрации Великолукского района - отказ от ДД.ММ.ГГГГ в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным.
 

    В силу положений статей 43-46,48,50-53 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является документом, наличие и соблюдение которого обязательно при осуществлении на земельном участке строительства и реконструкции объекта капитального строительства.
 

    Согласно ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
 

    Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
 

    Не указан и перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка.
 

    Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий заявителю Жаворонкову В.В., был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается межевым планом земельного участка с кадастровым номером №, выполненным ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВИЗИР» (л.д.12-28), и кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером № (л.д.10-11).
 

    Данные документы подтверждают факт утверждения и согласования границ земельного участка заявителя.
 

    Суд приходит к выводу о том, что решение вопроса о правомерности установления границ земельного участка при межевании, выходит за пределы рассмотрения заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
 

    суд,
 

Решил:
 

    Признать решение администрации Великолукского района Псковской области - отказ от ДД.ММ.ГГГГ в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № - незаконным.
 

    Обязать администрацию Великолукского района Псковской области рассмотреть вопрос о подготовке и выдаче Жаворонкову В.В. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №
 

    в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
 

    в Псковский областной суд в течение месяца.
 

    Судья: Н.И. Майорова