Дело №2-236/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    «26» августа 2014 года пос. Вейделевка
 

    Вейделевский районный суд Белгородской области в составе:
 

    председательствующего судьи Катасоновой Н.С.,
 

    при секретаре Диденко Е.К.,
 

    с участием:
 

    - помощника прокурора Вейделевского района Седень П.А., представляющего интересы неопределённого круга лиц,
 

    - представителя ответчика администрации муниципального образования: «<данные изъяты>» - Коноваленко О.Н.,
 

    - представителя третьего лица Управления культуры <данные изъяты> - Безземельной А.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Вейделевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области о понуждении к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокуратурой Вейделевского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации муниципального образования «<данные изъяты>» муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области. Проверкой установлено, что в помещении <данные изъяты> сельского клуба, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в части беспрепятственного доступа к зданию не созданы, вход в здание не имеет пандусов (настилов, рельсов) и поручней (перил).
 

    Дело инициировано иском прокурора Вейделевского района Белгородской области к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» муниципального района «Вейделевский район» в интересах неопределённого круга лиц, которым он просит обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание <данные изъяты> сельского клуба, расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения при входе в здание специальных приспособлений – пандусов (настилов, рельсов) и поручней (перил).
 

    В судебном заседании помощник прокурора Вейделевского района Седень П.А. поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить, пояснив, что несоблюдение требований законодательства создает угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов инвалидов и других маломобильных групп населения.
 

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципального района «Вейделевский район» Коноваленко О.Н. исковые требования признала обоснованными.
 

    Представитель третьего лица - Управления культуры <данные изъяты> - Безземельная А.А. не возражала протии удовлетворения заявленных требований.
 

    Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, с учетом мнения представителя ответчика, суд признает исковые требования прокурора Вейделевского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие проведение прокуратурой Вейделевского района проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов на территории поселения, выявление в ходе проверки нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, нарушение прав неопределенного круга лиц, необходимость принятия мер по сооружению специальных приспособлений при входе в здание администрации, наличие оснований для возложения на ответчика обязательств по сооружению специальных приспособлений, а также наличие у ответчика соответствующих обязанностей.
 

    В силу ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.
 

    В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основывается, в том числе и на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
 

    В соответствии с абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
 

    Статьей 3 Закона Белгородской области от 02.04.2009 N 265 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Белгородской области" установлен перечень объектов, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, к которым относятся административные здания и сооружения, объекты культуры и культурно-оздоровительные здания и сооружения.
 

    Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов является:
 

    Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых Постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 31-05-2001).
 

    СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" регламентирует правила оборудования пандусов, величину их уклона, обязательность наличия бортиков и ограждений с поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в жилые и нежилые помещения.
 

    В силу положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Прокуратурой Вейделевского района Белгородской области проведена проверка на предмет соблюдения указанного законодательства, в ходе которой, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований СП 31-102-99 и СНиП 31-05-2001, условия для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов в части беспрепятственного доступа в здание <данные изъяты> сельского клуба не созданы, вход в здание не имеет пандусов (настилов, рельсов) и поручней (перил), с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТР 51261.
 

    В соответствии со ст.ст. 4, 6, 52 Градостроительного Кодекса РФ нормы СНиП и СП являются обязательными к применению.
 

    Согласно информации, представленной администрацией <данные изъяты> Вейделевского района, находящееся на балансе администрации здание <данные изъяты> сельского клуба пандусами и поручнями не оборудовано.
 

    Согласно статьям 2, 20 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.
 

    Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Признание, соблюдение и защита этого права - обязанность государства.
 

    Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов инвалидов и других маломобильных групп населения.
 

    На основании представленных и исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что администрацией <данные изъяты> не приняты действия в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание <данные изъяты> сельского клуба, путем сооружения пандусов (настилов, рельсов) и поручней (перил).
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
 

    Исходя из положений данного закона, суд приходит к выводу, что выявленные проверкой прокуратуры нарушения – отсутствие у входа в здание <данные изъяты> сельского клуба пандусов и поручней, существенно ущемляют права неопределенного круга лиц – инвалидов, на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
 

    Гражданско-процессуальное законодательство обязанность доказывания возлагает на стороны. Сторонам разъяснено содержание ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ходатайств об оказании в содействии в собирании и истребовании доказательств, стороны не заявляли. В связи с чем, при рассмотрении данного дела суд исходит из имеющихся в материалах дела и представленных сторонами доказательств.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора Вейделевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, законны и обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
 

    Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
 

    Следовательно, государственная пошлина с ответчика, как органа местного самоуправления, взысканию не подлежит.
 

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора Вейделевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области о понуждении к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры признать обоснованными.
 

    Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание <данные изъяты> сельского клуба, расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения при входе в здание специальных приспособлений – пандусов (настилов, рельсов) и поручней (перил).
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционный суд Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Вейделевский районный суд.
 

    Судья:
 

    Решение в окончательной форме
 

    изготовлено 29.08.2014 г.
 

    Судья: