Дело № 2-73 от 2014 года Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М      Р О С С И Й С К О Й     Ф Е Д Е Р А Ц И И

    2 октября 2014 года
 

    Вадинский районный суд Пензенской области в составе:
 

    Председательствующего судьи Булавской Л.А.
 

    При секретаре Ножкиной Р.М.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пилипенко Нины Федоровны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации / ГУ УПФ РФ / по Вадинскому району о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Вадинскому району об отказе в назначении пенсии,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Пилипенко Н.Ф. обратилась в ГУ УПФ РФ по Вадинскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. 8 августа 2014 года по ее заявлению комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Вадинскому району приняла решение и отказала ей в назначении пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ. Комиссия посчитала, что всего на 1.08.2014 года Пилипенко Н.Ф. выработала 21 год 8 месяцев 6 дней стажа на соответствующих видах работ и не включила в льготный стаж периоды: с 01.09.2010 года по 05.05.2013 года и с 9.05.2013 года по 31.03.2014 года - учитель математики ГБОУ ЦО № № города <адрес>
 

    Отказ в назначении пенсии Пилипенко Н.Ф. ГУ УПФ РФ по Вадинскому району мотивировало следующим образом.
 

    Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей определяется на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список, Правила).
 

    В Список включены наименования учреждений на основании типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденных в период действия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон №3266-1).
 

    В пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка предусмотрен тип общеобразовательных учреждений с указанием видовых наименований общеобразовательных учреждений для детей.
 

    Это означает, что работа в учреждении определенного вида (например, в центре образования) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, только в том случае, если вид учреждения соответствует типу таких учреждений (в данном случае - общеобразовательное учреждение).
 

    Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196), предусмотрены следующие общеобразовательные учреждения: общеобразовательные школы (начальная, основная, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов), гимназия, лицей. Центр образования в данном Типовом положении не поименован.
 

    Центр образования предусмотрен Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 года № 1237 (далее - Типовое положение №1237). Согласно пункту 3 Типового положения от 03.11.1994 года учреждение реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с учетом его особенностей и возможностей - профессиональные программы начального и дополнительного образования. Осуществление программ дошкольного и начального общего образования данным Типовым положением не установлено.
 

    В соответствии с Уставом ГОУ Центр образования № является юридическим лицом, в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением «об общеобразовательном учреждении». Реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы дошкольного образования, а также программы дополнительного образования.
 

    Таким образом. Типовым положением об общеобразовательном учреждении предусмотрена реализация учебных программ (в том числе начального общего образования), которое является предметом деятельности Центра образования № № Однако данным Типовым положением не поименован Центр образования, как вид общеобразовательного учреждения.
 

    В Типовом положении о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении упомянут Центр образования, но не предусмотрена реализация программ начального общего образования.
 

    Вместе с тем, пунктом 13 Правил от 29.10.2002 года предусмотрен зачет в специальный трудовой стаж периодов работы в должностях, указанных в Списке, в определенных структурных подразделениях организаций, независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет. Среди перечисленных пунктом 13 структурных подразделений упомянуты общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы). В соответствии с Уставом Центра образования № в его составе предусмотрено наличие таких структурных подразделений, как отделение дошкольного образования, средняя общеобразовательная школа, отделение дополнительно образования, отделение профессиональной подготовки. Но в представленных штатных расписаниях Центра образования № (письмо ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ №№ по г.ФИО3 и Московской области от 10.07.2014г. № 206/13/6589) «общеобразовательная школа» (как структурное подразделение) не выделена.
 

    По мнению ответчика, педагогические работники Центра образования № утрачивают право на включение периодов их трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
 

    Пилипенко Н.Ф., не согласившись с данным решением, обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Вадинскому району. Просит суд: признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Вадинскому району (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ года) не законным, обязать ГУ УПФР по Вадинскому району засчитать в ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды с 01.09.2010 года по 05.05.2013 года и с 9.05.2013 года по 31.03.2014 года учитель математики ГБОУ ЦО № города <адрес> и назначить ей пенсию с 14 марта 2014 года.
 

    В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме.
 

    Представитель ответчика от ГУ УПФ РФ по Вадинскому району ФИО6 с исковыми требованиями полностью не согласна, свое не согласие обосновала также, как и в решении об отказе в назначении пенсии.
 

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Право истца на досрочное получение пенсии установлено п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Частью 2 данной статьи установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия трудовая пенсия, утверждаются Правительством РФ.
 

    Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 г. № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.19 ч.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно п. 1.1. которого, работа, в таком виде образовательного учреждения, как центр образования в должности «учитель», засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
 

    В соответствии с п.18 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
 

    В соответствии с п.20 той же нормы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
 

    В соответствии с п.5 ч.5 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии со статьей 7 Закона г. ФИО3 от 10.03.2004 № "Об общем образовании в городе ФИО3" центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
 

    Центр образования, как вид государственного общеобразовательного учреждения, также поименован в Типовом положении о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 года №1237 (далее Типовое положение). Согласно пунктам 3, 6 Типового положения, учреждение (центр образования) реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с учетом его особенностей и возможностей - профессиональные программы начального и дополнительного образования,в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196. На основании пункта 15 Типового положения, в учреждении при наличии контингента с более низким общеобразовательным уровнем может быть организовано обучение на ступени начального общего образования. При реализации программ начального общего образования центр образования руководствуется Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
 

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Типовым положением об общеобразовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) разработано Положение о центре образования в ФИО3, утвержденное распоряжением Премьера Правительства Москвы от 05 июня 1997 года, № 573-РП, согласно которому, «центр образования - образовательное учреждение, реализующее различные образовательное программы:
 

    а) общеобразовательные (основные и дополнительные), которые включают дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование;
 

    б)профессиональные, основные и дополнительные (начального профессионального образования, среднего профессионального образования);
 

    в) дополнительного образования.
 

    Все образовательные программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, доступности и личной ориентации обучающихся.
 

    Центр образования: реализует идеи непрерывности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования; осуществляет преемственность между различными образовательными и возрастными ступенями обучения…».
 

    В соответствии с Уставом Государственного бюджетного образовательного учреждения Центра образования № 953, зарегистрированным Московской регистрационной палатой 17.03.1999г. регистрационный номер 076.814 «Предметом деятельности Центра являются: реализация общеобразовательных программ (основных и дополнительных): дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования; реализация основных и дополнительных программ профессиональной подготовки; реализация дополнительных образовательных программ» «Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № (далее по тексту Центр) является государственным образовательным учреждением. Центр является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности. Учредителем Центра от имени Правительства Москвы является Департамент образования города ФИО3. Центр в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», законодательством РФ и города ФИО3, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования, Типовыми положениями об образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, Положением о Центре образования в г.ФИО3, нормативными и правовыми актами органов управления образованием».
 

    11 апреля 2012 года Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № прошло государственную аккредитацию, по результатам которой ему установлен государственный статус - общеобразовательное учреждение, в соответствии с которым учреждение имеет право на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности. Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №№ имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 18 апреля 2012 года № №
 

    В соответствии с п.16Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
 

    В соответствии с п.17 того же Постановления Пленума, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
 

    Суд считает, что центр образования полностью соответствует определению «общеобразовательной организации» и приходит к выводу о том, что ГУ УПФР по Вадинскому району незаконно отказало Пилипенко Н.Ф. во включении спорных периодов в льготный стаж. Суд находит требования Пилипенко Н.Ф. законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
 

    Решая вопрос о том, с какого именно времени Пилипенко имеет право на досрочную трудовую пенсию, суд исходит из следующего.
 

    В решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении - Управлении пенсионного фонда Российской Федерации по Вадинскому району Пензенской области от 8 августа 2014 года (протокол №125) указано то, что Пилипенко Н.Ф. обратилась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии 1 августа 2014 года.
 

    В деле имеется копия заявления Пилипенко Н.Ф. о назначении пенсии, в котором имеется отметка о том, что данное заявление принято 1.08.2014 года (регистрационный номер заявления №), а также роспись Пилипенко Н.Ф. в том, что 1.08.2014 года она ознакомлена с условиями назначения ФСД.
 

    В то же время, в деле имеется расписка - уведомление о приеме и регистрации заявления, в котором указана дата приема заявления 14.03.2014 года (регистрационный номер 1009/14) и перечислены документы, предоставленные с заявлением.
 

    Как пояснила истец Пилипенко Н.Ф., впервые по вопросу о назначении пенсии она обратилась летом 2013 года в ГУ УПФР по Вадинскому району, где ей выдали список документов, которые она должна была предоставить в Управление для решения вопроса о назначении ей пенсии. Указанные в списке документы она собрала и предоставила в Управление 14 марта 2014 года, после чего ей была выдана расписка в получении документов. Из текста данной расписки она поняла, что одновременно с документами у нее было принято заявление о назначении пенсии. Она знала, что пенсия назначается с момента обращения в пенсионные органы, поэтому, начиная с 14 марта 2014 года, ждала, когда ей назначат пенсию. При этом, заявление о назначении пенсии действительно датировано и было написано ею 1.08.2014 года. Сама она не знает полный порядок назначения пенсии, поэтому написала заявление именно тогда, когда ей об этом сказали работники Управления. Настаивает на том, что пенсия должна быть ей назначена с 14.03.2014 года.
 

    Допрошенная в качестве свидетеля работник ГУ УПФР по Вадинскому району ФИО7, принимавшая документы у Пилипенко Н.Ф., настаивает на том, что 14 марта 2014 года были приняты документы для формирования макета пенсионного дела, а само заявление о назначении пенсии было принято 1.08.2014 года.
 

    Таким образом, в ходе рассмотрения дела, судом было установлено то, что все документы, указанные в списке, Пилипенко Н.Ф. предоставила именно 14 марта 2014 года, а заявление о назначении пенсии принято у нее 1.08.2014 года.
 

    Представитель ответчика считает, что если Пилипенко и имеет право на досрочную пенсию, то только с даты подачи заявления, то есть с 1.08.2014 года.
 

    В соответствии с ч.2 ст. ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии.
 

    В соответствии с ч.3 ст. 18 того же Закона, необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
 

    Исходя из вышеизложенного, суд считает, что днем обращения за трудовой пенсией Пилипенко Н.Ф. следует считать 14 марта 2014 года и именно с этой даты следует назначить ей досрочную трудовую пенсию. Как было установлено в судебном заседании, на указанную дату с учетом спорных периодов Пилипенко имела 25 лет два месяца 15 дней необходимого льготного стажа для назначения пенсии.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

               Исковые требования Пилипенко Нины Федоровны удовлетворить.
 

               Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении - Управлении пенсионного фонда Российской Федерации по Вадинскому району Пензенской области от 8 августа 2014 года (протокол №125) об отказе Пилипенко Нине Федоровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным и отменить.
 

    Обязать ГУ УПФ РФ по Вадинскому району Пензенской области включить в стаж, дающий право Пилипенко Нине Федоровне на досрочную трудовую пенсию периоды ее работы: с 01.09.2010 года по 05.05.2013 года и с 9.05.2013 года по 31.03.2014 года - учитель математики ГБОУ ЦО № города ФИО3.
 

    Обязать ГУ УПФ РФ по Вадинскому району Пензенской области назначить Пилипенко Нине Федоровне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью - с 14 марта 2014 года.
 

               Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
 

 

Председательствующая:                                          Л.А. Булавская