Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2014 года город Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Григоренко И.П.,
при секретаре Исмаиловой В.И.,
с участием представителя ответчика Мещеряковой И.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1328/14 по исковому заявлению Кузьминой Е.А. к СОШ о взыскании заработной платы, компенсации за ежегодный оплачиваемый отпуск
У С Т А Н О В И Л:
Кузьмина Е.А. обратилась с исковым заявлением к СОШ о взыскании заработной платы в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., компенсации за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В обоснование заявленных требований Кузьмина Е.А. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в СОШ <данные изъяты>. Оклад составляет <данные изъяты> рубль. В мае, июне 2014 года Кузьмина Е.А. отработала норму часов по основному месту работы. При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который с 01.01.2014 года составляет 5554 рублей.
Из изложенного следует, что применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (заработная плата не может быть менее МРОТ, т.е. 5554 рублей - ст. 133 ТК РФ), является дополнительной оплатой труда работников к заработной плате.
Истица считает, что ответчиком должна быть начислена заработная плата за май 2014 года в сумме <данные изъяты> руб., июнь 2014 года в сумме <данные изъяты> руб., всего – <данные изъяты> руб. Фактически было начислено <данные изъяты> рублей. Долг ответчика перед истицей по заработной плате за май-июнь 2014 составляет <данные изъяты> руб.
Кроме того, в июле 2014 года ответчиком должна быть начислена компенсация за ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме <данные изъяты> руб., с учетом пересчитанной заработной платы за июль 2013 года -июнь 2014 года судом, из расчетного листа за июнь 2014 года и июль 2014 года следует, что перерасчета компенсации за отпуск не произведено. Ответчиком начислена компенсация в сумме <данные изъяты> руб. Задолженность по недоначисленной компенсации за отпуск составляет <данные изъяты> руб.
Просила суд взыскать с ответчика заработную плату за май, июнь 2014 года в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию за ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истица Кузьмина Е.А. не присутствовала, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в исковом заявлении содержится просьба истицы рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Мещерякова И.Ш., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что истица состоит в трудовых отношениях с ответчиком в качестве <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты> рублей с начислением в установленном порядке надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 50% от оклада, а также районного коэффициента 70%, данный факт подтверждается трудовым договором, заключенным между работодателем и указанным работником и дополнительным соглашением к нему.
Согласно расчетному листку за май 2014 года истице была начислена заработная плата за отработанные 25 дней (при норме отработанного времени 25 дней) в размере <данные изъяты> руб. (включая доплаты, районный и северный коэффициент), за июнь 2014 года была начислена заработная плата за отработанные 23 дня (при норме отработанного времени 23 дня) в размере <данные изъяты> руб. (включая доплаты, районный и северный коэффициент).
Постановлением Правительства Иркутской области от 30.01.2012 г. № 19-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» установлено, что с 01 января 2012 года работникам государственных учреждений Иркутской области, расположенных на территории Усть-Кутского муниципального образования, установлено, что сумма фактически начисленной заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат при условии отработки нормы рабочего времени не может быть ниже 7041 руб. Данным постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области рекомендовано принять муниципальные правовые акты, предусматривающие соответствующие доплаты работникам муниципальных учреждений.
Так, постановлением Администрации УКМО от 27.01.2012 года № 59-п установлено, что работникам муниципальных учреждений УКМО, сумма фактически начисленной заработной платы которых, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 7041 рублей, производить доплату в размере образовавшейся разницы.
Данные нормативно-правовые акты не отменены и являются действующими, соответственно применяются при определении заработной платы работников муниципальных учреждений Усть-Кутского муниципального образования.
Таким образом, минимальный размер заработной платы работников муниципальных учреждений, расположенных на территории Усть-Кутского муниципального образования, отработавших полностью месячную норму рабочего времени, не может быть менее 7041 руб. - гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий районного коэффициента и процентной (северной) надбавки.
Заработная плата работников <данные изъяты>, тарифные ставки (оклады) и разряды оплаты труда установлены на основании принятого Положения об оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с заключенным трудовым договором.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в соответствии с требованиями ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании заработной платы, компенсации за ежегодный оплачиваемый отпуск подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с частью первой статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3).
Согласно частям 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ (части вторая-пятая), тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно, за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Судом установлено, что Кузьмина Е.А. состоит в трудовых отношениях с ответчиком СОШ в должности <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты> руб., что подтверждается трудовым договором, дополнительным соглашением к нему, расчетными листками, справкой о заработной плате. Данным трудовым договором (параграф 5) истице установлен должностной оклад согласно штатному расписанию.
Из справки о заработной плате за период с 01 мая 2014 по 30 июня 2014 года, расчетных листов следует, что должностной оклад истицы составляет <данные изъяты> руб. в месяц.
В соответствии с приказом от 08.02.2014 г. № 7/1 истице выплачивается ежемесячно стимулирующая часть заработной платы в размере <данные изъяты> руб.
Истцом оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок её начисления в указанный период. Однако разрешение вопроса о размере должностного оклада относится к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, поскольку ТК РФ в редакции, действующей с 01 сентября 2007 года, допускает установление должностного оклада ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20.04.2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» часть четвертая статьи 133 ТК РФ, которая устанавливала, что размеры тарифных ставок не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, с 01 сентября 2007 года признана утратившей силу.
Из содержания статей 129, 133 ТК РФ следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда месячная заработная плата работника.
В соответствии со статьями 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из этого следует, что повышенная оплата труда работника, которая не охватывается понятием месячной заработной платы, определенном частью 3 ст. 133 ТК РФ, производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок (статьи 316 и 317 ТК РФ), применяемых именно к заработной плате тех, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
В ином случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в такой местности оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в подобных условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону.
В силу ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 года № 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2014 года составляет 5554 рублей в месяц.
В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и от 26.09.1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», г. Усть-Кут и Усть-Кутский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Постановлением Администрации УКМО от 27.01.2012 года № 59-п установлено, что работникам муниципальных учреждений УКМО, сумма фактически начисленной заработной платы которых, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 7041 рублей, производить доплату в размере образовавшейся разницы.
Как следует из расчетных листков и трудового договора, размер районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у Кузьминой Е.А. составляет соответственно 70% и 50%.
Следовательно, минимальный размер ее заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не может быть ниже 12218,80 руб. с января 2014 года (5554 руб. + 50% процентная надбавка + 70% районный коэффициент).
В мае-июне 2014 года Кузьмина Е.А. отработала норму рабочего времени, что подтверждается табелями рабочего времени, справкой. В мае 2014 года начислено <данные изъяты> руб., что менее 12218,80 руб., подлежит взысканию <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В июне 2014 года начислено <данные изъяты> руб., что менее 12218,80 руб., подлежит взысканию <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Всего за май, июнь 2014 года – <данные изъяты> руб.
Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истицы Кузьминой Е.А. о взыскании заработной платы следует удовлетворить, взыскать с ответчика <данные изъяты> руб.
Рассматривая требования истицы о взыскании компенсации за ежегодный оплачиваемый отпуск, судом установлено, что они не подлежат удовлетворению. Как следует из расчетного листка истицы за июль 2014 года, расчета оплаты отпускных, Кузьминой Е.А. произведен перерасчет в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Указанная сумма выплачена истице при получении заработной платы за июль 2014 года, возражений по сумме произведенного перерасчета истицей суду не предоставлено.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Таким образом, с взысканной в пользу истицы заработной платы подлежит уплате налог на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Ответчик СОШ является юридическим лицом, что подтверждается уставом школы, свидетельствами о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузьминой Е.А. к СОШ о взыскании заработной платы, компенсации за ежегодный оплачиваемый отпуск – удовлетворить частично.
Взыскать с СОШ в пользу Кузьминой Е.А. заработную плату в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (с правом ответчика удержать установленные действующим законодательством обязательные налоги и взносы).
В удовлетворении исковых требований Кузьминой Е.А. к СОШ о взыскании компенсации за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - отказать.
Взыскать с СОШ в доход бюджета Усть-Кутского муниципального образования государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Григоренко И.П.