Дело № 12-68/2014 г. Р Е Ш Е Н И Е

г. Уржум 14 октября 2014 года
 

    Судья Уржумского районного суда Кировской области Змеев В.В., с участием директора КОГОАУ СПО <данные изъяты> ФИО1, дознавателя ОНД Уржумского района ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора КОГОАУ СПО <данные изъяты> ФИО1 на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором Уржумского района по пожарному надзору ФИО4,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным главным государственным инспектором Уржумского района по пожарному надзору ФИО4 Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования <данные изъяты> признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
 

    Данным постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на объектах Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования <данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес> (территория и здания), <адрес> (здание гаража), <адрес> (здание общежития), при проведении плановой выездной проверки установлено, что объекты Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования <данные изъяты> эксплуатируются с нарушениями требований пожарной безопасности, а именно:
 

    Нарушения, квалифицируемые по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ:
 

    Учебно-производственная мастерская расположенная по адресу: <адрес>
 

    1. Заполнение дверного проема в противопожарной преграде, отделяющей складское помещение (помещение № по экспликации к поэтажному плану строения) от помещений учебно-производственной мастерской, не имеет нормируемого предела огнестойкости (Осн. ст.37 ФЗ-69; п.5.14; п.7.4; СНиП 21-01-97*).
 

    2.Заполнение дверного проема в противопожарной преграде, отделяющей складское помещение (помещение № по экспликации к поэтажному плану строения) от помещений учебно-производственной мастерской, не имеет нормируемого предела огнестойкости (Осн. ст.37 ФЗ-69; п.5.14; п.7.4; СНиП 21-01-97*).
 

    Нарушения, квалифицируемые по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ:
 

    Учебный корпус, расположенный по адресу: <адрес>:
 

    3.Имеющиеся огнетушители не перезаряжены (Осн. ст.37 ФЗ-69; п.478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (далее ППР в РФ).
 

    Нарушения, квалифицируемые по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ:
 

    Учебный корпус, расположенный по адресу: <адрес>
 

    5. Ширина эвакуационного выхода ведущего из вестибюля (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) в лестничную клетку (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания), расположенного в западной части корпуса, менее 1,2 м в свету (Осн. ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; (далее ст.37ФЗ-69); п.6.16 СНиП 21-01-97* «Строительные нормы и правила Российской Федерации «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее СНиП 21-01-97*).
 

    6.Высота эвакуационного выхода из лестничной клетки (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) непосредственно наружу, расположенного в западной части корпуса, менее 1,9 м, в свету (Осн. ст.37 ФЗ-69; 97* п.6.16).
 

    7.Ширина эвакуационного выхода из спортивного зала (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) в коридор (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) менее 1,2 м в свету (Осн. ст.37 ФЗ-69; 97* п.6.16).
 

    8.Ширина эвакуационного выхода из коридора спортивного зала (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) в общий коридор (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) менее 1,2 м в свету (Осн. ст.37 ФЗ-69; 97* п.6.16).
 

    9.Ширина эвакуационного выхода из спортивного зала (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) в коридор (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) менее 1,2 м в свету (Осн. ст.37 ФЗ-69; СНиП 21-01-97*п.6.16).
 

    10.Ширина эвакуационного выхода из коридора спортивного зала (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) в лестничную клетку (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) менее 1,2 м в свету (Осн. ст.37 ФЗ-69; СНиП 21-01-97* п.6.16).
 

    Общежитие студенческое, расположенное по адресу: <адрес>
 

    11.Ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) непосредственно наружу менее 1,2 м (Осн. ст.37 ФЗ-69; СНиП 21-01-97* п.6.16).
 

    Здание общежития №, расположенное по адресу: <адрес>
 

    12. На втором этаже здания отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Осн. ст.37 ФЗ-69; табл. 1 п. 6 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее НПБ 110-03); табл. 2 п. 18 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-03).
 

    13.В коридоре первого этажа (правое крыло) здания отсутствуют пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации (Осн. ст.37 ФЗ-69; табл. 1 п. 9 НПБ 110-03).
 

    14.В коридоре первого этажа (правое крыло) здания отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Осн. ст.37 ФЗ-69; табл.2 п. 18 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-03).
 

    Здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>:
 

    15.Ширина эвакуационного выхода ведущего из коридора первого этажа (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания) в лестничную клетку (помещение № по поэтажному плану технического паспорта здания), расположенного в западной части корпуса, менее 1,2 м в свету (Осн. ст.37 ФЗ-69; СНиП 21-01-97* п.6.16).
 

    Учебно-производственная мастерская, расположенная адресу: <адрес>:
 

    16.Отсутствует эвакуационный выход из лаборатории тракторов - (помещение № по экспликации к поэтажному плану технического паспорта здания) (Осн. ст.37 ФЗ-69; п. 6.9 СНиП 21-01-97*).
 

    17.Высота эвакуационного выхода в свету из кабинета практических занятий - лаборатория автомобилей (помещение № по экспликации к поэтажному плану технического паспорта здания) непосредственно наружу менее 1,9 м (фактически составляет 1,8 м) (Осн. ст.37 ФЗ-69; п. 6.16 СНиП 21-01-97*).
 

    18.Высота эвакуационного выхода в свету из кабинета практических занятий - лаборатория автомобилей (помещение № по экспликации к поэтажному плану строения) непосредственно наружу менее 1,9 м (фактически составляет 1,8 м)(Осн. ст.37 ФЗ-69; п. 6.16 СНиП21-01-97*).
 

    Директор СПО <данные изъяты> ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить.
 

    В суде апелляционной инстанции директор СПО <данные изъяты> ФИО1 показал, что считает наложенное взыскание необоснованным, а постановление – незаконным, по основаниям, изложенным в жалобе, доводы которой поддержал в судебном заседании. Кроме того, просил учесть, что для устранения выявленных нарушений необходимо выделение денежных средств учредителем, КОГОАУ СПО <данные изъяты> фактически не имел финансовую возможность для принятия мер по реализации вынесенного предписания. Просит отменить постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором Уржумского района по пожарному надзору ФИО4
 

    Дознаватель ОНД Уржумского района ФИО2 в суде апелляционной инстанции считал вынесенное главным государственным инспектором Уржумского района по пожарному надзору ФИО4 постановление законным и обоснованным, поскольку нарушения, выявленные в ходе проверок действительно имеют место. Просит оставить постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, жалобу директора СПО <данные изъяты> ФИО1, - без удовлетворения.
 

    Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
 

    В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на объектах Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования <данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес> (территория и здания), <адрес> (здание общежития), при проведении плановой выездной проверки установлено, что объекты Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования <данные изъяты> эксплуатируются с нарушениями требований пожарной безопасности.
 

    В то же время суд апелляционной инстанции считает необходимым исключить из постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ п. 4, п. 19, в которых указаны нарушения требований пожарной безопасности в здании гаража, поскольку данный гараж был передан в аренду арендатору – ИП ФИО3, на которого согласно ч. 1 ст. 616 ГК РФ возложена обязанность по капитальному ремонту (л.д. 21 – 23 Договор аренды государственного имущества Кировской области, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ).
 

    Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    Согласно ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
 

    Объективная сторона данных правонарушений выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение требований пожарной безопасности.
 

    Субъектом правонарушения является, в том числе юридическое лицо.
 

    С субъективной стороны данные правонарушения характеризуются прямым умыслом или неосторожностью.
 

    Факт совершения административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и виновность Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования <данные изъяты> подтверждены совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № №, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № №; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № №, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием № по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 05.09.2014, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Протоколы об административном правонарушении составлены в соответствии с действующим законодательством, порядок привлечения Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования <данные изъяты> к административной ответственности соблюден.
 

    Указанным доказательствам, а также доводам представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, данным должностным лицом, дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
 

    При указанных обстоятельствах вывод главного государственного инспектора Уржумского района по пожарному надзору ФИО4 о наличии события административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и виновности <адрес> государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования <данные изъяты> в их совершении является верным.
 

    Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования <данные изъяты> является учреждением, ведущим образовательную деятельность, в связи с чем, наличие нарушений, выявленных на объектах данного учреждения, создает угрозу для безопасности жизни и здоровья людей.
 

    В то же время Конституционным Судом Российской Федерации 25.02.2014 принято постановление № 4-П, которым до внесения изменений в КоАП РФ судам предоставлено право назначать (снижать) административное наказание в виде штрафа ниже минимально установленного КоАП РФ размера, при условии, что минимальный размер административного штрафа составляет не менее 100 тысяч рублей.
 

    Суды при применении правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, учитывают материальное положение лица, привлеченного (привлекаемого) к административной ответственности (наличие различных источников прибыли, самостоятельность в принятии решения о расходовании полученных средств); полноту и своевременность принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений; характер выявленных нарушений и их влияние на общее состояние пожарной безопасности эксплуатируемого объекта (создают или нет угрозу жизни и здоровью людей); наличие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
 

    В судебном заседании установлено, что Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования <данные изъяты> является учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Кировской области, не имеет самостоятельных источников финансирования, вину в совершении административных правонарушений признает, что является смягчающим вину обстоятельством, отягчающие вину обстоятельства отсутствуют, в настоящее время принимаются все меры для устранения выявленных нарушений, в связи с чем, суд полагает возможным снизить размер назначенного наказания.
 

    Таким образом, постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором Уржумского района по пожарному надзору ФИО4, подлежит изменению в части размера назначенного наказания.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором Уржумского района по пожарному надзору ФИО4, которым Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования <данные изъяты> признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, изменить:
 

    - исключить из постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ пункты 4 и 19;
 

    - снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 30000 руб.
 

    В остальной части постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором Уржумского района по пожарному надзору ФИО4, оставить без изменения, жалобу директора СПО <данные изъяты> ФИО1 – без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Уржумский районный суд Кировской области в течение 10 суток.
 

    Судья – В.В. Змеев
 

    Копия верна: судья В.В. Змеев