Дело № 2-838/2014 г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    «25» августа 2014 г. г. Углич
 

    Угличский районный суд Ярославской области в составе:
 

    председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,
 

    при секретаре Виноградовой Е.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ОАО «Сельхозтехника» об обязанности осуществить оценку эксплуатационных запасов подземных вод,
 

у с т а н о в и л :
 

    Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой по материалам, представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области (далее Управление Росприроднадзора по ЯО), проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ОАО «Сельхозтехника», находящегося по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что ОАО «Сельхозтехника» на основании лицензии № осуществляет разработку и добычу подземных вод из скважины № для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предприятия и населения <адрес> ЯО и передачу подземных вод сторонней организации ООО «<данные изъяты>». Согласно лицензионному соглашению ОАО «Сельхозтехника» необходимо было до ДД.ММ.ГГГГ осуществить оценку эксплуатационных запасов подземных вод и представить отчет с подсчетом запасов на рассмотрение в Территориальную комиссию по запасам в установленном порядке. До настоящего времени условия лицензионного соглашения не выполнены.
 

    Заместитель Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Угличский районный суд ЯО с исковым заявлением к ОАО «Сельхозтехника» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить оценку эксплуатационных запасов подземных вод и представить отчет с подсчетом запасов на рассмотрение в Территориальную комиссию по запасам. Доводы искового заявления сводятся к тому, что проводимая добыча подземных ресурсов и отсутствие необходимой оценки эксплуатационных запасов подземных вод может привести к их истощению и иным негативным последствиям, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и право граждан на благоприятную окружающую среду. Исковые требования основаны на ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и положениях Закона РФ «О недрах».
 

    В судебном заседании представитель Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры Каримова Д.П. поддержала исковые требования об обязанности осуществить оценку эксплуатационных запасов подземных вод и представить отчет с подсчетом запасов на рассмотрение в Территориальную комиссию по запасам по основаниям, указанным в исковом заявлении, но уточнила их по сроку выполнения до ДД.ММ.ГГГГ г..
 

    Представитель ответчика ОАО «Сельхозтехника» генеральный директор Робаковская Е.В. исковые требования заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора с учетом уточнения срока исполнения признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сельхозтехника» заключило договор с ЗАО «<данные изъяты>» на проведение геологоразведочных работ с целью оценки запасов подземных вод. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» предоставило отчет с приложениями в Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу. Отчет оценки запасов пресных подземных вод на участке действующего водозабора ОАО «Сельхозтехника» в г. Угличе ЯО готов и сдан на государственную экспертизу, результаты которой до настоящего времени не получены.
 

    Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по ЯО в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора поддержал.
 

    Выслушав представителей Ярославской межрайонной прокуратуры Каримову Д.П. и ответчика ОАО «Сельхозтехника» Робаковскую Е.В., оценив отзыв третьего лица Управления Росприроднадзора по ЯО, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    В соответствии со ст. 9 ч. 1 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Ст. 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
 

    Согласно ст. 3 ФЗ РФ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе установленных данным законом принципов, в т.ч., соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и т.д..
 

    Ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством РФ о недрах. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
 

    Согласно ст. 29 Закона в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

    Из материалов дела следует, что ОАО «Сельхозтехника» получена лицензия № на право пользования недрами с целевым назначением - добыча пресных подземных вод для хозяйственно-бытовых нужд предприятия и поселка Сельхозтехника, передача подземной воды сторонним организациям, зарегистрированная ДД.ММ.ГГГГ, с дополнениями (изменениями) внесенными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик осуществляет разработку и добычу подземных вод из скважины № для вышеуказанных целей. Участок недр, из которых берет начало скважина №, имеет статус горного отвода и расположен на территории ОАО «Сельхозтехника» (п.п. 3 Условий пользования недрами). Указанные обстоятельства никем не оспариваются.
 

    В силу ст. 22 ч. 2 п. 10 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых и т.д..
 

    Согласно п. 3.1 дополнений (изменений) к лицензии № и Условиям пользования недрами, выданных ОАО «Сельхозтехника», зарегистрированными в Департаменте по недропользованию по Центральному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ г., ОАО «Сельхозтехника» было обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ по опыту эксплуатации водозабора осуществить оценку запасов подземных вод и представить отчет на рассмотрение в Территориальную комиссию по запасам в установленном порядке.
 

    Актом проверки ОАО «Сельхозтехника», проведенной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по ЯО, выявлен ряд нарушений по соблюдению природоохранного законодательства, в т.ч., отсутствие выполненных работ по оценке эксплуатационных запасов пресных подземных вод и их государственная экспертиза, допущен розлив подземных вод до подсчета эксплуатационных запасов, не обеспечено предоставление отчета в орган, выдавший лицензию, о выполнении условий недропользования за ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по ЯО вновь проведена проверка, в результате которой установлено, что нарушения, выявленные в ДД.ММ.ГГГГ, не устранены, поэтому ДД.ММ.ГГГГ вновь вынесено предписание № об устранении указанных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ..
 

    Судом установлено, и не оспаривается представителем ответчика ОАО «Сельхозтехника» Робаковской Е.В., что до настоящего времени нарушения, указанные в обоих предписаниях не устранены, что может привести к истощению запасов подземных вод и иным негативным последствиям, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и право граждан на благоприятную окружающую среду.
 

    При вынесении решения суд учитывает и признание иска представителем ответчика ОАО «Сельхозтехника» Робаковской Е.В.. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик имеет право признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
 

    Признание иска ответчиком ОАО «Сельхозтехника» по настоящему делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
 

    Вместе с тем из обстоятельств дела следует, что фактически отчет оценки запасов пресных подземных вод на участке действующего водозабора ОАО «Сельхозтехника» в г. Угличе выполнен и представлен в Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу (Центрнедра) ДД.ММ.ГГГГ для проведения государственной экспертизы. Однако до настоящего времени указанная экспертиза не проведена.
 

    С учетом обстоятельств дела и отсутствии в настоящее время заключения государственной экспертизы по отчету оценки запасов пресных подземных вод суд считает возможным установить ответчику ОАО «Сельхозтехника» срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ г..
 

    На основании изложенного и руководствуясь ФЗ РФ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», Законом РФ «О недрах» от 21.01.1992 г. № 2395-1, ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л :
 

    Удовлетворить исковые требования заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
 

    Обязать ОАО «Сельхозтехника» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить оценку эксплуатационных запасов подземных вод на участке действующего водозабора в г. Угличе Ярославской области и представить отчет с подсчетом запасов на рассмотрение в Территориальную комиссию по запасам.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

Судья Н.Ю. Акутина