Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    09 октября 2014 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:
 

    представителя органа, чьи действия оспариваются – администрации Туруханского района по доверенности Б.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера <данные изъяты> об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера <данные изъяты> – (далее по тексту сокращенно <данные изъяты>») обратилась в Туруханский районный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ №№-п «Об отмене постановления администрации Туруханского района №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земельного участка с кадастровым номером № категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» для ведения сельскохозяйственного производства», постановления администрации Туруханского района №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ №№-п «О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № Родо-племенной общине КМНС эвенков <данные изъяты>» для ведения сельскохозяйственного производства», и постановления администрации Туруханского района №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, имеющего кадастровый номер №».
 

    В обоснование заявления указано, что СРО «<данные изъяты>» осуществляет традиционные виды деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории района (оленеводство в том числе), для чего в 2012 году по инициативе общины были проведены кадастровые работы и подготовлен межевой план на многоконтурный земельный участок общей площадью около <данные изъяты> тыс.га с кадастровым номером №, включающий в себя традиционно используемые общиной территории. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ г., после чего была проведена работа по изменению категории земель, на которой находится этот участок, издано постановление администрации Туруханского района №№-п от ДД.ММ.ГГГГ г., которым определено осуществить перевод участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» с последующим предоставлением его в аренду СРО «<данные изъяты>» для ведения сельскохозяйственного производства. Затем в связи с обращением общины администрацией района было издано постановление №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № СРО «<данные изъяты>» для ведения сельскохозяйственного производства». При этом администрацией Туруханского района был произведен расчет арендной платы за использование указанного земельного участка, размер которой составил <данные изъяты> млн.рублей в год. Заявитель не имеет возможности заключить договор аренды земельного участка с таким условием о размере арендной платы, о чем направил соответствующее уведомление в администрацию района, а также пытался во внесудебном порядке разрешить вопрос с изменением условий договора в части размера арендной платы. Однако ситуация не разрешилась, и договор аренды до настоящего времени не заключен. Следствием разрешения проблемы для администрации района стало издание трех оспариваемых СРО «<данные изъяты>» постановлений, которыми отменены ранее изданные этим органом местного самоуправления постановления в части перевода категории земель, где расположен земельный участок, из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, в части передачи этого земельного участка в аренду СРО «<данные изъяты>», а также издано постановление о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка. Заявитель считает указанные постановления принятыми необоснованно, незаконно, и нарушающими права общины на предоставление в аренду земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, осуществления традиционных хозяйствования и промыслов, в связи с чем просит суд их отменить.
 

    В судебное заседание представитель СРО «<данные изъяты>» не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушаньем не представил, в связи с чем суд определил провести судебное заседание в его отсутствие.
 

    Представитель администрации Туруханского района по доверенности Б. в судебном заседании требования СРО «<данные изъяты>» не признала, ссылаясь на то, что заявитель как предполагаемый арендатор спорного земельного участка отказался подписывать договор аренды на предложенных администрацией района условиях, хотя арендная плата была установлена не произвольно, а рассчитана на основании решения Туруханского районного Совета депутатов. Ввиду отказа СРО «<данные изъяты>» в заключении договора аренды, и необходимости приведения нормативно-правовых актов администрации в соответствие с действующим законодательством, и были приняты оспариваемые решения об отмене ранее принятых постановлений, касающихся передачи в аренду СРО «<данные изъяты>» земельного участка. Заявитель фактически продолжает пользоваться землями в местах своего традиционного хозяйствования и промыла, никто его в этом не ограничивает, более того, как вариант разрешения проблемы СРО «<данные изъяты>» предлагалось заключить договор аренды земельного участка на той же территории, но меньшей площади, однако заявитель отказался. Поскольку права заявителя не нарушены, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
 

    Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие заявителя, выслушав представителя администрации района, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
 

    В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
 

    Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
 

    Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
 

    Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона № 221-ФЗ).
 

    Часть 1 статьи 25 Закона № 221-ФЗ предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного Закона. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5 статьи 24 Закона № 221-ФЗ).
 

    Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона № 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона № 221-ФЗ).
 

    В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера №, с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства. В кадастровом паспорте отмечено, что сведения о земельном участке носят временный характер, с датой истечения срока действия временного характера до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-34).
 

    ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туруханского района издано постановление №№-п, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м был переведён из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» для последующей передачи его в аренду РПО КМНС эвенков <данные изъяты> для ведения сельскохозяйственного производства (л.д.29).
 

    ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туруханского района издано постановление №№-п, в соответствии с которым вышеуказанный земельный участок постановлено передать в аренду СРО «<данные изъяты>» сроком на 49 лет, отделу по управлению муниципальным имуществом администрации района поручено подготовить проект договора аренды данного земельного участка (л.д.28).
 

    ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя СРО «<данные изъяты>» Д. администрацией района направлен проект договора аренды земельного участка с целью его рассмотрения, подписания и осуществления государственного регистрации, однако заявитель отказался подписывать предложенный договор аренды по мотиву отсутствия возможности выплачивать арендную плату на предложенных администрацией района условиях (л.д.105-111).
 

    ДД.ММ.ГГГГ СРО «<данные изъяты>» письменно уведомило администрацию района о несогласии вносить арендную плату в размере, предусмотренном договором, и соответственно, о несогласии подписать договор аренды земельного участка на предложенных условиях (л.д.110-111). В этой связи, учитывая отсутствие иных заявителей на пользование спорным земельным участком, администрацией района были приняты оспариваемые заявителем постановления - №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации Туруханского района №<данные изъяты>-п от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земельного участка с кадастровым номером № категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» для ведения сельскохозяйственного производства», №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ №№-п «О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Родо-племенной общине КМНС эвенков <данные изъяты> для ведения сельскохозяйственного производства», и №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, имеющего кадастровый номер №».
 

    Оценивая законность и обоснованность действий администрации района в части отмены принятых ранее правовых актов, и приведения тем самым в первоначальное положение земельного участка, испрашиваемого СРО «<данные изъяты>», суд учитывает, что в соответствии с ч.4 ст.62 Устава муниципального образования Туруханский район муниципальные правовые акты администрации района могут быть отменены или их действие может быть приостановлено должностным лицом местного самоуправления, принявшим (издавшим) соответствующий муниципальный правовой акт, и в ряде других случаев.
 

    Следовательно, руководитель администрации Туруханского района, который ранее издавал правовые акты, касающиеся предоставления земельного участка в аренду СРО «<данные изъяты>», вправе был их и отменить. В этой связи суд считает, что оспариваемые ненормативные правовые акты были приняты органом местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий, и доводы заявителя об обратном несостоятельны.
 

    По мнению суда, в создавшейся правовой ситуации, когда заявитель сам отказался заключать договор аренды земельного участка, действия администрации района по отмене ранее принятого постановления, регламентирующего передачу заявителю в аренду земельного участка, являются вполне обоснованными как следствие не заключения сторонами договора аренды земельного участка, и законными с юридической точки зрения, поскольку не нарушают права и интересы заявителя. Также последовательно и издание постановления в части отмены ранее принятого постановления о переводе земли, на которой расположен земельный участок, из одной категории в другую, поскольку других претендентов на предоставление им рассматриваемого земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства не имелось, что не оспаривается и СРО «<данные изъяты>». Действия же администрации района по изданию постановления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка укладываются в положения ч.5 ст.24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и не могут нарушать права заявителя, поскольку каких-либо вещных прав на указанный земельный участок СРО «<данные изъяты>» не приобрела, и ранее не имела.
 

    Доводы заявителя о том, что в качестве обоснования принятия оспариваемых постановлений указаны протест и представление прокуратуры Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ года, обращение Министерства промышленности и торговли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г., обращение ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ г., письмо филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ г., и последующий анализ данных документов применительно к законности принятия оспариваемых постановлений, суд находит не имеющими правового значения для рассмотрения дела.
 

    Согласно ст.60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
 

    Положениями статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от дата N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при наличии двух условий: оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
 

    Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение требований заявителя.
 

    Анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствуют о том, что оспариваемые заявителем постановления администрации Туруханского района №№№-п, №-п и №-п от ДД.ММ.ГГГГ приняты в соответствии и в пределах полномочий органа местного самоуправления, представленных ему федеральным законодательством. Содержание оспариваемых постановлений соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим данные правоотношения, и не ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя. Какие-либо нарушения прав СРО «<данные изъяты>», обусловленные изданием рассматриваемых постановлений, отсутствуют.
 

    В данном случае, оспариванию действий администрации района по снятию с кадастрового учета земельного участка должны корреспондировать права заявителя на этот участок либо возможность осуществления в отношении земельного участка действий по предоставлению иному лицу или в ином порядке, что места не имеет.
 

    Учитывая, что иного обоснования обращения в суд с настоящими требованиями СРО «<данные изъяты>» не представлено, то это исключает совокупность условий для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов.
 

    Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Заявление Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера <данные изъяты> о признании незаконными и отмене постановления администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ №№-п «Об отмене постановления администрации Туруханского района №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земельного участка с кадастровым номером № категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» для ведения сельскохозяйственного производства», постановления администрации Туруханского района №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ №№-п «О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № Родо-племенной общине КМНС эвенков <данные изъяты> для ведения сельскохозяйственного производства», и постановления администрации Туруханского района №№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, имеющего кадастровый номер №», - оставить без удовлетворения.
 

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
 

    Председательствующий Ю.В.Вениченко