Дело № 2-200/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2014 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
при секретаре судебного заседания Синицыной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края гражданское дело № 2-200/2014 по заявлению Администрации села Ванавара о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
12.09.2014 г. Администрация с. Ванавара, обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, централизованный септик, объемом <данные изъяты> куб.м, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенный в <адрес> в 25 метрах на юг от <адрес>, указав в обоснование заявления следующее.
Муниципальное учреждение «Администрация села Ванавара» Эвенкийского муниципального района Красноярского края, действующее от имени муниципального образования село Ванавара, обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Эвенкийский отдел Ванаварский пункт с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет объекта недвижимого имущества: централизованный септик, объем <данные изъяты> куб.м, назначение нежилое, расположенный в <адрес> в 25 метрах на юг от <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, как бесхозяйного имущества.
Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается принятие на учет данного недвижимого имущества как бесхозяйного объекта.
Собственник либо иной владелец данного объекта не установлен, в течение года с момента постановки септика на учет как объект бесхозяйного имущества никаких прав на указанное сооружение не было предъявлено.
Доказательствами вступления Администрации с. Ванавара во владение недвижимой вещью, находящейся по адресу: <адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>, являются: кадастровый паспорт, заказанный от имени Администрации <адрес>.
В связи с чем, заявитель просит суд: признать за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара право собственности на сооружение - централизованный септик, объем <данные изъяты> куб.м, расположенный в <адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>. Дело просит суд рассмотреть в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо - Департамент земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края направил в суд отзыв от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, согласно которому Департамент земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района против удовлетворения заявления Администрации с. Ванавара не возражает и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Поскольку все необходимые доказательства для рассмотрения дела по существу ко дню назначения судебного разбирательства заявления Администрации с. Ванавара о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, централизованный септик, объем <данные изъяты> куб.м, расположенный в <адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> имеются, суд признает неявку заявителя и заинтересованного лица уважительной и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заявителя и заинтересованного лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Признание права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи в силу положений ст. 218 ГК РФ является одним из способов приобретения права собственности.
Согласно ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу статьи 131 ГК РФ для того, чтобы недвижимые вещи могли участвовать в гражданском обороте, право на указанные объекты должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней.
Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления, уполномоченный управлять муниципальным имуществом обязан выявить бесхозяйное недвижимое имущество и постановить его на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Согласно абз. 2 этого же пункта данной статьи ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии п. 4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, действующего в редакции от 12.11.2004 г., на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 ГК РФ. В силу п. 5 указанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в едином экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Согласно п. 31 этого же Положения государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной собственности.
Как следует из представленных в суд материалов, бесхозяйным объектом недвижимого имущества по настоящему делу является сооружение с кадастровым номером: <данные изъяты> с наименованием – централизованный септик, объемом <данные изъяты> куб.м, назначением: нежилое, расположенный по адресу: <адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>.
Общероссийский классификатор основных средств, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации № 359 от 26.12.1994 г., устанавливает, что к «сооружениям» относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.
Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств
Также в ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления с. Ванавара обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения в с. Ванавара, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Пунктом 1 ст. 124 ГК РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ и с частью 1 статьи 41 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующего в редакции от 27.05.2014 г., от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании п.2 ч.1 ст. 33 Устава сельского поселения с. Ванавара к полномочиям Администрации с. Ванавара отнесено управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельского поселения. В соответствии с п.1,2 ст. 44 Устава сельского поселения «село Ванавара» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджете сельского поселения, а также имущественные права сельского поселения. В собственности сельского поселения находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно п.1 ст. 45 Устава сельского поселения «село Ванавара» органы местного самоуправления сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу подп.3 п.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с п. 3.2 Положения «О муниципальном учреждении «Администрация села Ванавара» Эвенкийского муниципального района Красноярского края управление и распоряжение муниципальным имуществом, расположенным на территории сельского поселения Ванавара, осуществляет Администрация с. Ванавара.
Таким образом, анализ вышеуказанных законодательных и муниципальных правовых актов показал, что на территории муниципального образования с. Ванавара Администрация с. Ванавара является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования, на соответствующий учет в качестве бесхозяйного, а также является полномочным и компетентным органов, который вправе участвовать от имени местного самоуправления с. Ванавара в суде при решении вопроса о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Как следует из материалов дела, реализуя свои полномочия, установленные вышеприведенными нормами права, Администрация с. Ванавара с целью установления предполагаемого собственника бесхозяйной вещи (сооружения централизованного септика, расположенного в <адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>), в апреле – июне 2013 г. обратилась с соответствующими запросами в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края и Департамент земельно-имущественных отношений Эвенкийского муниципального района.
Согласно ответу из Росимущества от мая 2014 № сооружение централизованный септик, расположенный по адресу:<адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>, в реестре федерального имущества Красноярского края отсутствует.
По сведениям, полученным из Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, сооружение – централизованный септик, расположенный по адресу:<адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>, в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается.
Согласно информации Департамента земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № – централизованный септик, расположенный по адресу:<адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>, не является муниципальной собственностью муниципального образования Эвенкийский муниципальный район и в реестре муниципального имущества Эвенкийского муниципального района не числится.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация с. Ванавара обратилась в Ванаварский пункт Эвенкийского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – сооружение локальный септик, расположенный по адресу:<адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>
Указанное сооружение было принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ г., о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за № <данные изъяты>, кадастровый (или условный) номер объекта: <данные изъяты>, адрес (местоположение) объекта:<адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>, наименование объекта: централизованный септик, назначение объекта: нежилое.
Согласно данным кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ указан вид объекта недвижимого имущества – сооружение; кадастровый номер: <данные изъяты>, наименование: централизованный септик; адрес (местоположение):<адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>, основные характеристики: объем <данные изъяты> куб.м, назначение: нежилое, год ввода в эксплуатацию <данные изъяты>, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества, отсутствует.
Границы муниципального образования с. Ванавара определены Законом Эвенкийского автономного округа от 15.09.2004 г. № 415 «Об установлении границ муниципального образования село Ванавара и наделении его статусом сельского поселения». Нежилое сооружение – централизованный септик, в 25 метрах на юг от <адрес>, в <адрес> - входит в границы муниципального образования село Ванавара.
Заинтересованное лицо – Департамент земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района против удовлетворения заявления Администрации с. Ванавара не возражал, что в силу ст. ст. 39, 173 ГПК РФ расценивается судом как признание заявления.
В соответствии с ч.2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действующего в редакции от 12.03.2014 г., вступившие в законную силу судебные акты, являются основанием для государственной регистрации права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Администрации с. Ванавара о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара право собственности на сооружение: кадастровый номер <данные изъяты>, наименование - централизованный септик, объемом <данные изъяты> куб.м, назначение - нежилое, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества, отсутствует, адрес (местоположение):<адрес>, в 25 метрах на юг от <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья подпись Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано председательствующим по гражданскому делу судьей 14.10.2014 г.