Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    3 октября 2014 года с. Донское
 

    Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.
 

    с участием:
 

    представителя заявителей Садкова Е.Ю.,
 

    представителя администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Беленниковой О.А.,
 

    представителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю Воробьевой Г.И.,
 

    при секретаре Луценко О.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тучиной <данные изъяты>, Тучина <данные изъяты>, Тучиной <данные изъяты>, Тучиной <данные изъяты>, Тучина <данные изъяты> о признании незаконными действий администрации муниципального образования Донского сельсовета <адрес> и ФИО2 по<адрес> о принятии объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи,
 

установил:
 

    ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с заявлением, просили: признать незаконными действия администрации муниципального образования Донского сельсовета <адрес>, выразившиеся в подаче заявления о принятии на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества домовладения по адресу:<адрес>; признать незаконными действия ФИО2 по<адрес>, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о принятии на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества домовладения по адресу:<адрес>; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о принятии на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества указанного домовладения.
 

    Свои требования заявители мотивировали тем, что с 1983 года зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
 

    В 1983 году ФИО4 (наниматель) была предоставлена квартира для постоянного проживания в связи с наличием трудовых отношений между ним и Муниципальным образовательным учреждением основная образовательная школа № <адрес> края, ордер на жилое помещение не выдавался, договор социального найма не подписывался.
 

    Согласно архивной справке № от 13.08.2007, домовладение по вышеуказанному адресу значится за ФИО4 с 1984 года. Лицевой счет указанной недвижимости был открыт на его имя, а впоследствии переоформлен на ФИО3
 

    Согласно справке № от 12.05.2008, <адрес> находилась на балансе Муниципального образовательного учреждения основной образовательной школы № 1. В данной справке указано, что администрация МОУ ООШ № не возражает против приватизации вышеуказанной квартиры.
 

    По семейным обстоятельствам и в связи с тяжелым материальным положением они не имели возможности оформить документы по приватизации данного недвижимого имущества до настоящего времени.
 

    В 2011 году МОУ ООШ № было реорганизовано, жилое помещение не стоит на балансе каких-либо организаций и не находится в собственности органов местного самоуправления, в связи с чем нам неизвестно кому было передано на баланс указанное имущество.
 

    Все это время они пользовались жилым помещением как своим собственным. В течение всего срока владения и пользования указанным жилым помещением никаких требований от третьих лиц о возврате недвижимого имущества из чужого незаконного владения не поступало.
 

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с заявлением в Администрацию муниципального образования Донского сельсовета <адрес> с вопросом, кому было передано на баланс вышеуказанное недвижимое имущество.
 

    Согласно ответу Администрации муниципального образования Донского сельсовета № от 06.06.2014, квартира, в которой они проживают с 1983 года, была принята на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании заявления в ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по<адрес>, при этом их о данном факте не уведомляли.
 

    В июне 2014 года ФИО2 сельсовета, не уведомив заранее нанимателя и членов его семьи, в то время когда они находились на работе, повесили замок на дверь квартиры, тем самым лишив их прямого доступа в жилое помещение. В связи с этим они вынуждены проживать у родственников.
 

    Вышеуказанное решение Администрация муниципального образования Донского сельсовета <адрес> объясняет тем, что у них нет документов, подтверждающих основание для проживания в данном жилом помещении, таких как ордер и договор социального найма.
 

    Вместе с тем, в соответствии со статьями 50, 51, 106 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент вселения ФИО4 и его семьи в жилое помещение, исходя из сложившейся практики применения данных норм, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.
 

    Подтверждением того, что договор социального найма фактически имел место, являются квитанции об оплате жилья, а также лицевой счет, оформленный первоначально на нанимателя ФИО4, а впоследствии на - ФИО3, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеется.
 

    Члены семьи нанимателя зарегистрированы по указанному адресу, проживают и пользуются данным жилым помещением на законном основании, в связи с чем непонятно, на каком основании данное жилое помещение было признано бесхозяйным объектом.
 

    Согласно определению Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-В08-69, отсутствие договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
 

    Таким образом, истцы проживают в спорном жилом помещении с 1983 г., на их имя открыт лицевой счет, они несут расходы по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг, что свидетельствует о том, что между сторонами сложились отношения, идентичные договору социального найма жилого помещения.
 

    Данная квартира является единственным жилым помещением заявителей, другого имущества у них нет.
 

    Кроме того, в 2013 году они произвели ремонт указанной квартиры, заменили двери и установили стеклопакеты вместо старых оконных рам.
 

    Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 580), к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
 

    Согласно п. 14 Положения, до внесения в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет этого объекта или приостановления принятия на учет.
 

    В соответствии с п. 16 данного Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества может быть приостановлено органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, если из представленных документов однозначно не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
 

    Администрация муниципального образования Донского сельсовета <адрес>, злоупотребив своими полномочиями, подала заявление о принятии указанной квартиры на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества, а ФИО2 по<адрес>, ненадлежащее проведя правовую экспертизу документов, приняло данный объект недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества и внесло в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о принятии его на учет.
 

    Вышеперечисленные действия органов власти нарушают права и законные интересы заявителей, создают препятствия в пользовании данной недвижимостью и оформлении ее в их собственность.
 

    В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
 

    Заявители добросовестно и открыто владеют жилым помещением в течение более 30 лет как своим собственным, в настоящее время Труновским районным судом рассматривается заявление о признании права собственности на указанную недвижимость в порядке приобретательной давности.
 

    Администрация муниципального образования Донского сельсовета <адрес> представила возражения на заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, указав, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим причинам.
 

    В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
 

    К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
 

    Согласно вышеуказанному Положению, предоставление выписки из отделения УФМС России по<адрес> не требуется. Более того регистрация ФИО15, вызывающая сомнение, не является основанием для приобретения права собственности на недвижимое имущество.
 

    Собственников квартиры администрация не установила, заявители подтвердить право собственности не смогли.
 

    В квартире по адресу:<адрес>, на протяжении 10 лет никто не проживает.
 

    Квартира находится в неприглядном виде. Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, оконные блоки разбиты, стекла во многих местах отсутствовали, дверной проем деформирован, дверь держалась на одном навесе и не закрывалась, половой настил отсутствовал, видимые признаки розжига костра, стены обшарпаны, много разбитых стекол, газо-, водо- и электроснабжение отсутствует, приборов учета не установлено. На момент осмотра помещения факт проживания граждан не установлен.
 

    Подобные акты составлялись администрацией и ранее.
 

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в администрацию муниципального образования Донского сельсовета с просьбой заключить с ней договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу:<адрес>. Администрация муниципального образования Донского сельсовета в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № пояснила, что не имеет в собственности квартиру по адресу:<адрес>., а также, что ДД.ММ.ГГГГ эта квартира принята на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по<адрес>, что при наличии правоустанавливающих документов на вышеуказанный объект недвижимости ФИО3 необходимо обратиться в ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по<адрес> для оформления права собственности.
 

    Однако ФИО3 начала производить в вышеуказанном помещении ремонт: установила деревянную дверь и стеклопакеты. На основании Распоряжения администрации муниципального образования Донского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 36-р «О создании комиссии для обследования жилого помещения»комиссией установлен навесной дверной замок в целях недопущения доступа посторонних лиц в помещение.
 

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 повторно обращается в администрацию с просьбой разъяснить ей основания постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества жилого помещения по адресу:<адрес>., на что администраций в установленный срок был дан ответ в соответствии с законодательством РФ и разъяснена процедура постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества квартиры по вышеуказанному адресу.
 

    Администрация муниципального образования Донского сельсовета <адрес> запросила в ресурсоснабжающих организациях информацию о лицевых счетах на вышеуказанную квартиру, на что получила ответы, что газо-, водо- и электроснабжение отсутствует (ответы прилагаются). Естественно, в таких условиях проживать невозможно. Уведомлять кого-либо об установке навесного замка администрация не обязана, так как считает, что собственников у данного жилого помещения нет.
 

    Администрация муниципального образования Донского сельсовета располагает информацией, что все это время заявители проживали в <адрес> у ФИО1, вели совместное подсобное хозяйство, обустраивали жилое помещение по вышеуказанному адресу.
 

    В отзыве на заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 ФИО2 по<адрес> указала, что согласно записям ЕГРП <адрес> принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Запись об учете внесена в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Администрации муниципального образования Донского сельсовета.
 

    В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества.
 

    Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимость до введение в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
 

    При обращении Администрации муниципального образования Донского сельсовета с заявлением о постановке указанной квартиры на учет как бесхозяйного объекта недвижимости все вышеуказанные документы были представлены. Оснований для отказа выявлено не было, в связи с чем в ЕГРП была внесена соответствующая запись.
 

    В силу ст. 255 ГПК РФ для оспаривания действий органа государственной власти необходимо наличие следующих условий: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
 

    Действиями ФИО2 по<адрес> не создано ни одно из вышеуказанных условий, так как на заявителей не возложены какие-либо обязанности, они не привлечены к ответственности, действия ФИО2 осуществлены в соответствии с Постановлением № 580, действиями ФИО2 права ФИО15 не нарушены, не созданы препятствия для осуществления их прав и свобод. Государственная регистрация прав на находящийся на учете объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательской давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного.
 

    Ни в одном нормативном акте не содержится обязанность органа регистрации уведомлять о принятии на учет бесхозяйного объекта какие-либо организации или граждан, кроме органа местного самоуправления, подавшего заявление о принятии на учет бесхозяйного объекта.
 

    Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок для обжалования действий органов власти составляет 3 месяца с даты, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Согласно заявлению ФИО15, о постановке квартиры на учет как бесхозяйного объекта им стало известно из письма Администрации МО Донского сельсовета № от 06.06.2014.
 

    Следовательно, срок на обжалование истек 06.09.2014, а заявление в суд ими подано 16.09.2014, то есть по истечении установленного законом срока.
 

    Таким образом, в удовлетворении требований ФИО15 должно быть отказано.
 

    В судебное заседание заявители ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
 

    ФИО2 заявителей ФИО10 поддержал требования ФИО15, заявил, что действиями администрации муниципального образования Донского сельсовета и ФИО2 по<адрес> нарушены права заявителей.
 

    ФИО2 администрации муниципального образования Донского сельсовета <адрес> ФИО11 поддержала доводы, изложенные в возражениях на заявление ФИО15, просила в удовлетворении требований заявителей отказать.
 

    ФИО2 по<адрес> ФИО12 требования ФИО15 не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление, пояснила, что действиями ФИО2 права и законных интересы заявителей никак не нарушены, постановка квартиры, где зарегистрированы ФИО14, на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества произведена в полном соответствии с законодательством.
 

    Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, считает требования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
 

    Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
 

    Согласно акту обследования <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного комиссией, созданной на основании распоряжения Администрации муниципального образования Донского сельсовета от 08.04.2014, оконные блоки в квартире разбиты, стекла во многих местах отсутствовали, дверной проем деформирован, дверь держалась на одном навесе и не закрывалась, половой настил отсутствовал, имелись видимые признаки розжига костра, было много разбитых стекол, газо-, водо- и электроснабжение в квартире отсутствует, приборов учета не установлено. На момент осмотра помещения факт проживания граждан не установлен (л.д. 79-80).
 

    Аналогичное состояние квартиры было установлено и ранее, что подтверждается актами осмотра помещения от 08.04.2009, 18.03.2010, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-85).
 

    Данные обстоятельства давали администрации муниципального образования Донского сельсовета основания полагать, что <адрес> в <адрес> не имеет собственника, и предпринять действия по постановке квартиры на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ.
 

    Согласно п.п. 5, 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
 

    К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
 

    Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
 

    Как следует из дела правоустанавливающих документов на <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Донского сельсовета <адрес> обратилась в ФИО2 по<адрес> с заявлением о постановке <адрес> в <адрес> на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, представив вместе с заявлением документы, подтверждающие, что данная квартира не имеет собственника или ее собственник неизвестен: уведомление ФИО2 по<адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на квартиру, сообщение территориального ФИО2 Росимущества в<адрес> об отсутствии сведений о квартире в реестре федерального имущества, сообщение Отдела имущественных и земельных отношений Администрации Труновского муниципального района<адрес> о том, что квартира не значится в реестре муниципального имущества района, сообщение Труновского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» об отсутствии в архиве филиала сведений о зарегистрированных правах на квартиру, сообщение Министерства имущественных отношений<адрес> о том, что квартира в реестре государственного имущества<адрес> не значится, кадастровый паспорт квартиры (л.д. 96-105).
 

    ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - <адрес> в <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 43).
 

    Доводы ФИО15 о том, что они зарегистрированы в <адрес> в <адрес>, поэтому администрация муниципального образования Донского сельсовета не вправе была обращаться с заявлением о постановке данной квартиры на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а ФИО2 Росрееестра не вправе было принимать квартиру на учет в качестве такого объекта, являются несостоятельными, поскольку факт регистрации ФИО15 в квартире не имеет правового значения для решения вопроса о постановке объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, не свидетельствует о наличии у них права собственности на квартиру.
 

    Предоставление сведений о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, в отношении которого подано заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, Положением не предусмотрено, наличие в таком жилом помещении зарегистрированных лиц основанием для отказа в принятии объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, не является.
 

    В случае признании за Тучиными права собственности на <адрес> в <адрес> и регистрации их права собственности, квартира в соответствии с п. 30 Положения будет снята с учета в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
 

    Таким образом, сам по себе факт постановки квартиры, в которой зарегистрированы заявители, на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества никак не нарушает права и законные интересы ФИО15.
 

    Кроме того, заявителями пропущен установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для оспаривания действий администрации муниципального образования Донского сельсовета и ФИО2 по<адрес> по постановке квартиры, в которой они зарегистрированы на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, поскольку о постановке квартиры на учет им в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества им стало известно из письма Администрации муниципального образования Донского сельсовета 06.06.2014, а с заявлением об оспаривании этих действий они обратились в суд только 24.09.2014.
 

    Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований ФИО15.
 

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 254-258 ГПК РФ,
 

решил:
 

    В удовлетворении заявления Тучиной <данные изъяты>, Тучина <данные изъяты>, Тучиной <данные изъяты>, Тучиной <данные изъяты>, Тучина <данные изъяты> о признании незаконными действий администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края и Управления Росреестра по Ставропольскому краю о принятии объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Труновский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
 

    Решение в окончательной форме принято 8 октября 2014 года.
 

Судья А.В. Щербин