К делу № 2-1954/14
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    Г.Темрюк                                                                                        29.09.2014 г.
 

    Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе:
 

    Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
 

    При секретаре Матвиенко Л.Ю.
 

    С участием старшего помощника прокурора Темрюкского района Ерина Р.Ю.
 

    Представителя администрации Голубицкого сельского поселения, действующей по доверенности Остапущенко Д.В.
 

    Представителя администрации Темрюкского городского поселения, действующего по доверенности Кайгородцева А.А.
 

    Рассмотрев дело по заявлению прокурора Темрюкского района о признании незаконным бездействия администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района и администрации Темрюкского городского поселения,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

        Прокурор Темрюкского района обратился в суд с заявлениями о признании незаконным бездействия администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района и администрации Темрюкского городского поселения.
 

        Свои требования прокурор обосновал тем, что прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля администрацией МО Темрюкское городское поселение Темрюкского района и МО Голубицкое сельское поселение Темрюкского района.
 

        В ходе проверки установлено, что администрациями МО Темрюкского городского поселения Темрюкского района и МО Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля на территории данных муниципальных образований, не соблюдаются требования Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
 

        Проверка показала, что в нарушение норм Федерального закона №294-ФЗ, вышеуказанными администрациями не принят административный регламент взаимодействия органов муниципального контроля с органами государственного контроля (надзора), при осуществлении муниципального земельного контроля.
 

        Данный факт подтверждается информациями администраций МО Темрюкского городского поселения и МО Голубицкого сельского поселения Темрюкского района.
 

    В судебном заседании старший помощник прокурора Ерин Р.Ю. поддержал заявленные требования, ссылаясь на указанные обстоятельства, и просил суд обязать администрации муниципальных образований в месячный срок, после вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения.
 

    Представитель администрации Темрюкского городского поселения, действующий по доверенности Кайгородцев А.А. (л.д.10) в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора не согласился.
 

    Пояснил, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" относит к полномочиям органа местного самоуправления разработку административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
 

    Данный административный регламент муниципального земельного контроля разработан, утвержден и исполняется. Прокурор обосновывает обязанность принятия администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района административного регламента взаимодействия органов муниципального контроля, с органами государственного контроля (надзора) при осуществлении муниципального земельного контроля пунктом 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ.
 

    Однако статья 7 указанного закона определяет не обязанность органа местного самоуправления разработать данный регламент, а предполагает совместные действия органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля     по     вопросу     принятия     административного регламента.
 

    Также, по мнению представителя администрации, не подлежат удовлетворению требования об обязании администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района разработать административный регламент взаимодействия органов муниципального контроля с органами государственного контроля (надзора) при осуществлении муниципального земельного контроля.
 

    В силу статьи 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
 

    Понуждение администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района принять правовой акт является вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления, что не соответствует положениям ст. 12 Конституции РФ, устанавливающим принцип самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
 

    В ст.10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
 

    По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
 

    Из смысла ст.12 Конституции РФ, ст.7 Федерального закона от 09.10.2003г. за №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
 

    Заявление Прокурора подано в порядке статьи 254 ГПК РФ. При этом пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия)     органов     государственной     власти,      органов     местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установлено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа     государственной     власти,     органа     местного     самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
 

    Как считает представитель администрации, прокурором не указано в чем заключается несоответствие закону непринятие административного регламента при отсутствии порядка, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ.
 

    Поскольку порядок принятия административного регламента взаимодействия органов муниципального контроля, с органами государственного контроля (надзора) при осуществлении муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации нормативно-правовым актом субъекта РФ не установлен (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
 

    Прокурором не указано в чем, при отсутствии административного регламента взаимодействия органов муниципального контроля с органами государственного контроля (надзора) при осуществлении муниципального земельного контроля, заключается нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Представитель администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, действующая по доверенности Остапущенко Д.В. (л.д.101) в судебном заседании также не согласилась с заявленными требованиями и пояснила, что на основании пункта 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
 

    В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
 

    В 2012 году администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции по проведению проверок при осуществлении муниципального земельного контроля (постановление от 23 января 2012 года № 8 прилагается).
 

    Согласно части 2 административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района (далее — администрация поселения), порядок взаимодействия между ее отраслевыми (функциональными) и территориальными органами и должностными лицами, а также взаимодействие администрации поселения с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении муниципальной функции по проведению проверок при осуществлении муниципального земельного контроля (далее — муниципальная функция).
 

    В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по вопросу принятия административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Данное положение в равной степени можно отнести, как и к органам муниципального контроля, так и к органам государственного контроля (надзора). Совершено не понятно, на чем прокурор делает свои выводы о том, что именно администрация должна принять регламент взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; и почему не достаточно существующего регламента администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района исполнения муниципальной функции по проведению проверок при осуществлении муниципального земельного контроля.
 

    В своем заявлении прокурор указывает «проверка показала, что в нарушение норм Федерального закона № 294-ФЗ, администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района не принят административный регламент взаимодействия органов муниципального контроля с органами государственного контроля (надзора), при осуществлении муниципального земельного контроля, что не соответствует действительности в виду следующего.
 

    В части 4 административного регламента администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района исполнения муниципальной функции по проведению проверок при осуществлении муниципального земельного контроля сказано, что при исполнении муниципальной функции уполномоченный орган (администрация поселения) взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению государственного земельного контроля - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); с органами государственного контроля (надзора) по вопросам, связанным с использованием земель и осуществлением градостроительной деятельности на территории муниципального образования. С учетом изложенного, считаю, что администрация Голубицкого сельского поселения Темрюкского района не допускала бездействия выразившегося в непринятии административного регламента взаимодействия органов муниципального контроля с органами государственного контроля (надзора), при осуществлении муниципального земельного контроля.
 

    Определением суда от 23.09.2014 года, по ходатайству представителя администрации МО Темрюкский район, действующей по доверенности Генн И.А. из числа заинтересованных лиц исключена администрация МО Темрюкский район в связи с тем что, в соответствии со ст.14 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля отнесены к ведению сельских поселений.
 

    Кроме того, в соответствии со ст.47 Устава поселения разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности отнесено к полномочиям сельского поселения.
 

    Суд, выслушав всех участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
 

        Прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля администрацией МО Темрюкское городское поселение Темрюкского района и МО Голубицкое сельское поселение Темрюкского района.
 

        Проверка показала, что в нарушение норм Федерального закона №294-ФЗ, администрациями МО Темрюкское городское поселение Темрюкского района и МО Голубицкое сельское поселение Темрюкского района не принят административный регламент взаимодействия органов муниципального контроля с органами государственного контроля (надзора), при осуществлении муниципального земельного контроля.
 

        Данное обстоятельство подтверждается представленной информацией администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района в прокуратуру Темрюкского района, согласно которой, на сегодняшний день специалистами администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района разрабатывается проект постановления «Об утверждении административного регламента по взаимодействию с органами государственного контроля (надзора) при осуществлении муниципального контроля».
 

        В связи с тем, что процедура принятия административных регламентов обусловлена установленными законами сроками, постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района «Об утверждении административного регламента по взаимодействию с органами государственного контроля (надзора) при осуществлении муниципального контроля будет направлено в адрес прокуратуры Темрюкского района после его принятия (л.д.8).
 

         По информации администрации Голубицкого поселения Темрюкского района, представленной в прокуратуру Темрюкского района, административный регламент взаимодействия органов муниципального контроля не принят. В настоящее время взаимодействие осуществляется на основании соглашения (л.д.32).
 

        Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона №294-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
 

        В соответствии с п.2 ч.2 ст.6 Федерального закона №294-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
 

        На основании п.5 ч.1 ст.7 вышеуказанного закона, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по принятию административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
 

        В соответствии со ст.77 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
 

    Согласно ст. 254 ГПК РФ решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.
 

    Доводы представителя администраций Темрюкского городского поселения и представителя администрации Голубицкого сельского поселения, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
 

    Так, постановлением Правительства №489 от 30.06.2010г. утверждены правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
 

    С учетом изложенного, администрацией муниципального образования Темрюкское городское поселение Темрюкского района не разработан и не принят административный регламент, при котором соблюдены требований Федерального закона №294-ФЗ и постановления Правительства №489 от 30.06.2010.
 

    На основании п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии с частью 3 статьи 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов.
 

    Таким образом, судам общей юрисдикции подведомственно разрешение рассматриваемого вопроса о признании действий (бездействий) администраций по непринятию административного регламента взаимодействия органов муниципального контроля с органами государственного контроля (надзора), при осуществлении муниципального земельного контроля незаконным.
 

    Кроме того, на основании п.12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам необходимо иметь в виду, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации).
 

    Согласно п. 20. ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача     разрешений     на     строительство     (за     исключением     случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
 

        В соответствии с ч.1 ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд,
 

Р Е Ш И Л :
 

    Признать бездействия администрации муниципального образования Голубицкого сельского поселения Темрюкского района и администрации Темрюкского городского поселения, выразившиеся в не принятии административного регламента взаимодействия органов муниципального контроля с органами государственного контроля (надзора), при осуществлении муниципального земельного контроля незаконными.
 

    Обязать администрацию муниципального образования Голубицкого сельского поселения Темрюкского района и администрацию Темрюкского городского поселения в месячный срок, после вступления решения суда в законную силу, подготовить административный регламент взаимодействия органов муниципального контроля с органами государственного контроля (надзора), при осуществлении муниципального земельного контроля.
 

    Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции, в Краснодарский Краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение суда изготовлено 01.10.2014 г.
 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: