Р Е Ш Е Н И Е
 

    р.п. Тальменка                                                                                                               05 сентября 2014 г.
 

    Судья Тальменского районного суда Алтайского края Конаков Е.И.,
 

    рассмотрев жалобу директора муниципального казенного образовательного учреждения «Луговская СОШ» Тальменского района Алтайского края Галдак Н.Н. на постановление государственного инспектора г.Новоалтайска и районов по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым
 

    Галдак Н.Н., <данные изъяты>,
 

    - признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,
 

                                                            У С Т А Н О В И Л:
 

    Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ директор МКОУ «Луговская СОШ» Галдак Н.Н. в 14 час. 01 мин. ДД.ММ.ГГГГ в помещениях, расположенных по <адрес> в <адрес> допустила эксплуатацию эвакуационных путей без дверей, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров, чем нарушила п.33 Правил противопожарного режима в РФ, п.6.18 СНиП 21-01-97.
 

    Вышеуказанным постановлением государственного инспектора Тальменского района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ Галдак Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
 

    Не согласившись с данным постановлением, Галдак Н.Н. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просила его отменить, ссылаясь на то, что к административной ответственности она привлечена незаконно. Административный орган ссылается на СНиП 21-01-97, который введен в действие с 01.01.1998 года. Согласно п.1.7 данного СНиПа необходимость приведения существующих зданий в соответствие с его нормами определяется п.8.5 СНиП 10-01-94, согласно которому на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Здание школы принято в эксплуатацию до введения в действие данных норм, в связи с чем применение к нему СНиП 21-10-97 применено административным органом необоснованно. Учитывая разъяснения, данные в совместном письме Главного управления противопожарной службы и Госстроя РФ от 14.10.1998 г. № 20/2.2/2433, объекты, запроектированные ранее, могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной документации без корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97. Пункт 33 Правил противопожарного режима в РФ предусматривает соблюдение проектных решений по объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов и наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности. Проект на здание школы административным органом не исследовался, в связи с чем нарушение проектных решений административным органом не доказано.
 

    В судебном заседании Галдак Н.Н. жалобу поддержала, дополнительно пояснила, что школа является муниципальным казенным образовательным учреждением, собственных доходов не имеет, внебюджетный счет у школы не открыт, коммерческой деятельностью школа не занимается, платных услуг не оказывает. Финансирование расходов на устранение нарушений требований пожарной безопасности Отделом образования администрации <адрес> не производится. В школе имеется необходимость установления на эвакуационных путях восьми самозакрывающихся дверей с уплотнениями в притворах. Проемы в местах установления дверей большие. Она вызывала предполагаемого к изготовлению и установлению специалиста (услуги которого сравнительно не дороги), который оценив, сообщил, что минимальная цена одной двери будет 10-12 тысяч рублей. Таких денег у школы нет
 

    Государственный инспектор г.Новоалтайска и районов по пожарному надзору ФИО2 в судебное заседание не явился в связи с отпуском и нахождением за пределами Алтайского края. Начальник отделения ФИО3 просит о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Судья обязательной явку госинспектора ФИО2 не признает и считает возможным рассмотрение жалобы без него.
 

    Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, суд приходит к следующему.
 

    Согласно ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
 

    Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации регламентированы требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
 

    В соответствии с п. 33 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
 

    Пунктом 6.18 СНиП 21-01-97 предусмотрено, что лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
 

    Как следует из протокола об административном правонарушении директором школы нарушены требования нормативных документов в области пожарной безопасности - допущена эксплуатация эвакуационных путей без дверей, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров.
 

    Доводы жалобы о том, что административный орган не вправе был применять требования СНиП 21-01-97, необоснован в силу следующего.
 

    В соответствии с п. 1.1. данного нормативного акта нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
 

    Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
 

    При этом в силу ст.37 данного Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
 

    Принимая во внимание приведенные положения материального закона, вывод административного органа о том, что СНиП 21-01-97, регламентирующий вопросы пожарной безопасности зданий и сооружений, распространяется на все объекты недвижимого имущества, в том числе построенных и введенных в эксплуатацию до принятия данных строительных норм и правил, следует признать правомерным.
 

    Ссылка Галдак Н.Н. на то, что указанный вывод противоречит Письму Госстроя РФ N 130552, Главного управления государственной противопожарной службы МВД РФ N 20/2.2/2433 от 14 октября 1998 года "О применении требований СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" также необоснованна, так как данное письмо также имеет разъяснение о том, что всем организациям необходимо соблюдать требования разделов 6, 7 и 8 СНиП 21-01-97, так как они напрямую не привязаны к измененной классификации зданий и содержат общие (унифицированные) принципы и подходы к обеспечению безопасности людей, мероприятиям по ограничению распространения пожара и его тушению (абзац 4 Письма).
 

    Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверки выявлено нарушение положений именно п.33 Правил противопожарного режима в РФ, п. 6.18 СНиП 21-01-97.
 

    Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 

    В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
 

    Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо иного, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
 

    Из материалов дела следует, что Галдак Н.Н. назначена директором «Луговская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ года, в ее должностные обязанности, как директора МКОУ «Луговская СОШ» входит, в том числе выполнение правил пожарной безопасности, что подтверждается должностными обязанностями, утвержденными заведующим отделом образования <адрес>.
 

    Согласно Уставу школы в своей деятельности Школа руководствуется, в том числе, правилами пожарной безопасности (п. 1.9); финансирование школы осуществляется на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы (п.4.1), при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных Школе для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования Тальменский район отвечает отдел образования, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п.4.5); непосредственное управление школой осуществляет директор, он действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности Школы, не входящие в компетенцию органов самоуправления Школы и Учредителя (п. 6.3); директор Школы обязан обеспечивать соблюдение требований по охране и безопасности труда, принимать необходимые меры по соблюдению в Школе правил техники безопасности и требований федеральных законов по защите жизни и здоровья работников Школы, выполняет иные обязанности, установленные федеральными законами, нормативными правовыми актами (п.6.3.2).
 

    Как следует из представленной заявителем переписки с Отделом образования <адрес> директором школы Галдак Н.Н. предпринимались меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако из-за дефицита денежных средств в бюджете района в 2014 году средства, в том числе на установку дверей на лестничных клетках для школы в бюджете отдела образования не заложены. Такая возможность может появиться в конце 2014 года при условии перевыполнения доходной части бюджета района.
 

    «Луговская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением.
 

    Из пояснений Галдак Н.Н. следует, что собственных доходов школа не имеет, платных услуг не оказывает, предпринимательской деятельностью не занимается, иных поступлений внебюджетных средств не имеет. Устранением нарушений требований пожарной безопасности заявитель была озабочена с сентября 2013 года. Однако исправить ситуацию до настоящего времени не представилось возможным в связи с отсутствием финансирования.
 

    В связи с чем, суд считает, что в действиях заявителя отсутствует обязательный признак состава административного правонарушения. В судебном заседании не установлено, что заявитель, как должностное лицо, не исполняла, либо ненадлежащим образом исполняла свои должностные обязанности в части нарушения положений п.6.18 СНиП 21-01-97.
 

    С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях Галдак Н.Н. отсутствует вина в совершении вышеуказанного правонарушения, так как она предпринимала зависящие от нее меры для соблюдения правил пожарной безопасности, но у нее не было возможности для их соблюдения.
 

    Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
 

    Таким образом, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора <адрес> и районов по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене в связи с отсутствием в действиях директора МКОУ «Луговская СОШ» Галдак Н.Н. состава административного правонарушения.
 

    Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
 

Р Е Ш И Л:
 

    Жалобу директора МКОУ «Луговская СОШ» Галдак Н.Н. удовлетворить.
 

    Постановление государственного инспектора <адрес> и районов по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МКОУ «Луговская СОШ» Галдак Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить в связи с отсутствием в действиях Галдак Н.Н. состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.
 

    Копию решения направить участвующим лицам.
 

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 суток.
 

    Судья                                                                                                        Е.И. Конаков