Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
 

    Старопромысловский районный суд <адрес> в составе:
 

    председательствующего – судьи ФИО3,
 

    с участиемпомощника прокурора <адрес> – ФИО2,
 

    при секретаре ФИО1,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ №49» об обязании разработать паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    <адрес> обратился в суд
в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к МБОУ «СОШ №49» об обязании разработать паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
 

    В судебном заседании помощник прокурора <адрес> – ФИО2, поддержал требования прокурора по доводам, изложенным в заявлении.
 

    Директор МБОУ «СОШ №49» <адрес> ФИО4 просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с требованиями прокурора она согласна.
 

    Изучив материалы дела, выслушав доводы помощника прокурора <адрес> – ФИО2, суд находит представленные в суд доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу, а заявление прокурора подлежащим удовлетворению последующим основаниям.
 

    <адрес> в июне 2014 г. проведена проверка исполнения в МБОУ «СОШ №49» (далее - Учреждение) законодательства об отходах производства и потребления.
 

    Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
 

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ, одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
 

    Абзацем 2 ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, определено, что отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
 

    В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-
 

    Эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № - 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
 

    В ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
 

    Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    Требования к обращению с опасными отходами установлены ч.- 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с которой на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, возлагается обязанность подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
 

    В силу положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
 

    Такую паспортизацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 400, непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
 

    Опасные отходы, как указано выше, в процессе деятельности учреждения образуются, в связи, с чем разработка им проектов нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение является обязательной в силу закона.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее - Правила).
 

    Согласно п. 4 раздела 2 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
 

    Накопление, как указано в п. 2 раздела 1 Правил, представляет собой хранение потребителями ртутьсодержащих ламп разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.
 

    Юридические лица, как указано выше, в силу ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ обязаны при эксплуатации зданий, сооружений, строений и иных объектов, связанной с обращением с отходами (в том числе с накоплением отходов), разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
 

    Поэтому проект лимитов на размещение отходов как предельно допустимого количества отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок, учреждением, осуществляющим накопление отработанных опасных отходов, должен быть разработан.
 

    Проверкой установлено, что Учреждение в процессе своей деятельности осуществляет накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
 

    Вместе с тем паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам не разработан, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не составлены и соответственно не утверждены.
 

    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
 

    Оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, суд удовлетворяет требования прокурора, поскольку, в судебном заседании подтвержден факт допущения нарушений закона руководством МБОУ «СОШ №49» <адрес>, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью работников Учреждения, а также причинение вреда окружающей среде.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 22, ч. 4 ст. 27, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Обязать МБОУ «СОШ №49» разработать и предоставить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР в течение месяца со дня его вынесения.
 

    Председательствующий судья: /подпись/ ФИО3
 

    Подлинник решения хранится в деле: № 2-477/14
 

    Копия верна:
 

    Судья ФИО3