П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

о привлечении к административной ответственности по делу № 5-15/2014
 

    с.Спасское                                                                          ДД.ММ.ГГГГ
 

 

          Судья Спасского районного суда Нижегородской области Гарсия Е.И., с участием представителя юридического лица ГБУЗ НО «Спасская центральная районная больница» Ганенкова А.А.,
 

        рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении:
 

        юридического лица - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Спасская центральная районная больница»
 

У С Т А Н О В И Л:
 

        В Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Нижегородской области «Спасская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ»), расположенном по адресу: <адрес>, при осуществлении медицинской деятельности нарушены п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утверждённого постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), выразившиеся в осуществлении медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, установленных п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, в части несоблюдения порядков оказания медицинской помощи гражданам ФИО,ФИО1, ФИО2, а именно Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 928н (далее - Порядок оказания помощи по ОНМК).
 

    Пациент ФИО был доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ года в 10:45 в ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» с диагнозом: «острое нарушение мозгового кровообращения» (далее - ОНМК).
 

    В нарушение п. 19 Порядка оказания помощи по ОНМК пациенту не выполнен забор крови для определения активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ), международного нормализированного отношения (MHO), для определения количества тромбоцитов.
 

    Пациент ФИО1 был доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в 10:40 в ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» с диагнозом ОНМК.
 

    В нарушение п. 19 Порядка оказания помощи по ОНМК пациенту не выполнен забор крови для определения активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ), международного нормализированного отношения (MHO).
 

    Пациент ФИО2 был доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в 08:00 в ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» с диагнозом ОНМК.
 

    В нарушение п. 19 Порядка оказания помощи по ОНМК пациенту не выполнен забор крови для определения активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ), международного нормализированного отношения (MHO).
 

    Вышеизложенное является нарушением п.п. «а» п. 5 Положения. В соответствии с п. 6 Положения несоблюдение п.п «а» п. 5 относится к грубым нарушениям лицензионных требований.
 

    Тем самым ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
 

    В судебном заседании главный врач ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» Ганенков А.А. пояснил, что не согласен с протоколом об административном правонарушении. Он согласен, что не провели анализы, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Однако, указанные анализы берутся согласно порядкам и стандартам оказания медицинской помощи в специализированных отделениях. Какого-либо значения, для определения тактики лечения в условиях ЦРБ, они не имеют.
 

    Должностное лицо Министерства здравоохранения Нижегородской области В.А. Болдина, составившая протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.                                                                                                    
 

    Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
 

         Как установлено в ходе судебного разбирательства, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом ФИО3 и главным специалистом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Нижегородской области ФИО4 во исполнение приказа № от ДД.ММ.ГГГГ министерства здравоохранения Нижегородской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» в связи с поступившей из Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области информации о нарушении лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, в частности, при оказании медицинской помощи ФИО,ФИО1, ФИО2
 

    По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела лицензирования управления по правовой и кадровой работе министерства здравоохранения Нижегородской области ФИО3 в отношении ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из Примечания к указанной статье следует, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
 

    Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
 

    На основании п.п. «б» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке. В силу п. 5 вышеназванного Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
 

    Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
 

    В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
 

    Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения установлен Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 928н.
 

    В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
 

    Из материалов дела следует, что Министерством здравоохранения Нижегородской области ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» выдана лицензия № ЛО-52-01-003784 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")". Согласно приложению № 1, местом осуществления медицинской деятельности является место нахождения ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» - <адрес>.
 

    Учреждением на момент проверки не были соблюдены требования нормативно-правовых актов по лицензированию медицинской деятельности, а именно не соблюден порядок оказания помощи по ОНМК.
 

    Согласно п.п. 19, 20, 21. 23 приказа Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 928н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения», больным с признаками ОНМК при поступлении должен быть произведен забор крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, МНО, АЧТВ. При рассмотрении дела установлено, что вышеназванные требования лицензиатом в отношении пациентов, указанных в акте, не выполнены.
 

    Суд считает несостоятельными доводы представителя Спасская ЦРБ Ганенкова А.А. об отсутствии необходимости проведения данных анализов в условиях ЦРБ, поскольку, получив лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи по неврологии (приложение к лицензии № стр. 4) (л.д. 15 оборот), Спасская ЦРБ обязана оказывать ее в строгом соответствии с утвержденным порядком оказания медицинской помощи больным с ОНМК, изложенным выше.          
 

    Не исполнение порядка оказания медицинской помощи больным с ОНМК подтверждается как объяснениями представителя ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ», так и имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-7), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12), приказом о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» (л.д. 8-9), лицензией на осуществление медицинской деятельности (л.д. 26-13). Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ.
 

    В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицам.                                                                                                       
 

    Установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
 

    С учетом изложенного, а также принимая во внимание все обстоятельства по делу, то, что ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» впервые привлекается к административной ответственности, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.
 

    Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
 

          Принимая во внимание позицию Конституционного суда РФ, учитывая, что Спасская ЦРБ является бюджетной организацией, занимается профилактикой и лечением граждан на территории Спасского района, суд считает возможным назначить ГБУЗ НО «Спасская ЦРБ» административный штраф ниже низшего предела.
 

             На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7 - 29.11 КоАП РФ,
 

 

П О С Т А Н О В И Л :
 

        Признать юридическое лицо - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Спасская центральная районная больница» виновнымв совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>) рублей.
 

          Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
 

         При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с указанного выше срока, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
 

         Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток путем подачи жалобы через Спасский районный суд Нижегородской области.
 

    Судья                                                                                  Е.И. Гарсия