Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    8 августа 2014 года с. Сладково
 

        Сладковский районный суд Тюменской области в составе:
 

        председательствующего судьи Бутакова А.Г.,
 

        с участием прокурора Гришечко Л.И.,
 

        при секретаре Алешиной М.И.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-84/2014 по исковому заявлению прокурора Сладковского района Тюменской области, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Правительству Тюменской области и к администрации Сладковского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, в с. Сладково Сладковского района Тюменской области, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям жилищного законодательства, не менее 18 кв. м общей площади жилого помещения и обязать администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения,
 

У С Т А Н О В И Л :
 

    ДД.ММ.ГГГГ в Сладковский районный суд Тюменской области обратился прокурор Сладковского района Тюменской области, с исковым заявлением, поданным в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Правительству Тюменской области и к администрации Сладковского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, в с. Сладково Сладковского района Тюменской области, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям жилищного законодательства, не менее 18 кв. м общей площади жилого помещения и обязать администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения, в котором указал на следующие обстоятельства: « ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее родители ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав на основании решения Сладковского районного суда Тюменской области от 14.03.2007 года. Постановлением главы Сладковского муниципального района Тюменской области № 534 от 2.08.2006 года ФИО1 передана под опеку ФИО7, проживающей по адресу<адрес>. По состоянию на 1.05.2014 ФИО1 состоит на основании Закона Тюменской области № 137 от 7.10.1999 года « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области » в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа. В соответствии со справкой ФГУП « Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ » Тюменского филиала от 4.06.2014 года - сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении ФИО1 не имеется. Согласно выписке из реестра Управления Росреестра по Тюменской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении ФИО1 – отсутствуют. В соответствии с законодательством, действовавшим на момент обращения в органы прокуратуры и до ДД.ММ.ГГГГ года, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » - предусматривалось, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилые помещения не ниже установленных социальных норм. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » ( в новой редакции ) – Детям - сиротам и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом, следует учитывать, что ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ - не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья, нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Пункт 7 ст. 8 указанного федерального закона гласит, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей », действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. До настоящего времени истец, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия, находясь на учете в качестве нуждающейся, в течение длительного времени, жильем не обеспечена. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации - Каждый имеет право на жилище. Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 п. 26.3 Федерального закона « Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации » - отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 5, п. 1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » - обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Учитывая, что разработка, корректировка и обеспечение исполнения областного бюджета в соответствии с подпунктами 3, 6 п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области - отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства Тюменской области, последнее обязано предоставить истице благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области. Частью 2.1 ст. 27 Закона Тюменской области от 6.11.2012 года № 90 « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов », вступившей в силу с 9.07.2013 года - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, по заключению таких договоров найма. Таким образом, обязанность по заключению договора найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию Сладковского муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - Прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах гражданина по его обращению об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона « О прокуратуре РФ », ст. 11 Жилищного кодекса РФ, прокурор просил суд исковые требования удовлетворить ».
 

        Прокурор в своем заключении, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а также требования искового заявления, поддержал в полном объеме.
 

        Истица ФИО1, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и исковые требования прокурора, поддержала в полном объеме.
 

        Представитель Правительства Тюменской области ФИО8 и представитель администрации Сладковского муниципального района Тюменской области ФИО9 – исковые требования прокурора не признали, по обстоятельствам, изложенным в возражениях на исковое заявление прокурора ( л.д. 27, 30-31 ).    
 

        Выслушав стороны, заключение прокурора, принимая во внимание возражения на исковое заявление прокурора Правительства Тюменской области ( л.д. 27 ) и администрации Сладковского муниципального района Тюменской области ( л.д. 30-31 ), изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему, что обстоятельства, указанные в заявлении прокурора Сладковского района Тюменской области нашли своей полное подтверждение.
 

        Действительно ФИО1 имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей ( ее родители лишены родительских прав ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 11-13 ) ). На основании постановления главы администрации Сладковского района Тюменской области № 534 от 2.08.2006 года ФИО1 передана под опеку ФИО7 ( л.д. 14 ). ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на территории Сладковского муниципального района Тюменской области ( л.д. 15 ). ФИО1 достигла совершеннолетия ( л.д. 9, 10 ). Своего жилья ФИО1 не имеет, жилье ранее ей по договору социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда или по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлялось. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в прокуратуру <адрес> ФИО4 <адрес> по вопросу защиты своих жилищных прав ( л.д. 8 ), жилье просила предоставить в с. Сладково Сладковского района Тюменской области.
 

        Указанные обстоятельства нашли свое полное подтверждение в материалах гражданского дела и при рассмотрении судом гражданского дела по существу, сторонами не оспаривались.
 

        Разрешая исковые требования по существу, суд учитывает следующие положения действующего законодательства.
 

        В соответствии с частями 1 – 3 ст. 40 Конституции РФ - Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

        В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ - Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

        В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » № 159-ФЗ от 21.12.1996 года - Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
 

    В соответствии с п. 7 ст. 8 указанного Федерального закона РФ - По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
 

    В соответствии с п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона РФ - Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона РФ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » № 15-ФЗ от 29.02.2012 года - Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » ( в редакции настоящего Федерального закона ) и Жилищного кодекса Российской Федерации ( в редакции настоящего Федерального закона ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
 

    В соответствии с подпунктами 3, 6 п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области № 6 от 30.06.1995 года - В компетенцию Правительства области входит: обеспечение исполнения областного бюджета, а также подготовка отчета об исполнении указанного бюджета и отчетов о выполнении программ социально-экономического развития Тюменской области; разработка, корректировка и исполнение областных программ.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона Тюменской области « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов » № 85 от 1.11.2013 года - Органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 21 к настоящему Закону ( в том числе и администрация Сладковского муниципального района Тюменской области ), наделяются государственным полномочием: - по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( далее - дети-сироты ); по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.
 

    В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых ( служебных ) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
 

    Как следует из выше приведенных норм действующего законодательства, в них не содержится указаний на то, что право на предоставление жилья детям-сиротам по достижению совершеннолетия находится в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья, не содержится в законодательстве указаний и на представление жилья в порядке очередности детям-сиротам. То есть дети-сироты и лица из их числа, должны быть обеспечены жильем в независимости от каких либо условий.
 

    При таких обстоятельствах, суд убежден, что исковые требования прокурора Сладковского района Тюменской области законны и обоснованы, а поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    Возражения ответчиков ( л.д. 27, 30-31 ) суд во внимание не принимает, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства РФ.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Исковые требования прокурора Сладковского района Тюменской области – удовлетворить в полном объеме.
 

    Возложить на Правительство Тюменской области обязанность - предоставить вне очереди ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, в с. Сладково Сладковского района Тюменской области, отвечающее требованиям законодательства, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения.
 

    Возложить обязанность на администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области - заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
 

    Решение может быть обжаловано и ( или ) на него может быть внесено представление в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы и ( или ) внесения представления, через Сладковский районный суд Тюменской области.
 

    Решение вынесено в совещательной комнате и его оригинал изготовлен на принтере « Canon LASER SHOT LBP – 1120 ».
 

        Председательствующий:
 

         Федеральный судья Бутаков А.Г.