Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

 

    17 октября 2014 года п.Шаховская.
 

    Шаховской районный суд Московской области в составе:
 

    председательствующего федерального судьи: КАПРАЛОВА В.С.
 

    при секретаре: БУРЛАКОВОЙ Е.Н.,
 

    с участием заявителя НИКИТИНОЙ О.А.,
 

    представителя заявителя ИГНАТОВОЙ А.А.,
 

    должностного лица КАРЕВОЙ О.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению НИКИТИНОЙ О.А. об оспаривании отказа начальника ОУФМС России по Московской области в Шаховском районе в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка,
 

у с т а н о в и л:
 

 

    НИКИТИНА О.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа начальника ОУФМС России по Московской области в Шаховском районе КАРЕВОЙ О.В. в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ФИО_1 2006 года рождения.
 

    В судебном заседании представитель заявителя и заявитель вышеуказанное заявление поддержали, суду пояснили, что несовершеннолетний ФИО_1 2006 года рождения, являющийся сыном заявителя в период брака родителей был зарегистрирован родителями по адресу: <адрес>. В 2011 году брак между заявителем и отцом указанного ребенка был расторгнут. После расторжения брака ребенок остался постоянно проживать с матерью, т.е. с заявителем. Фактически ребенок и заявитель проживают по адресу: <адрес>. В сентябре заявитель решила зарегистрировать ребенка по вышеуказанному адресу фактического проживания и снять ребенка с регистрационного учета по адресу: <адрес>, обратившись с этой целью в ОУФМС по МО по Шаховскому району. Однако, письменным ответом начальника ОУФМС от 16.09.2014 года заявителю в перерегистрации несовершеннолетнего ребенка фактически было отказано в связи с не предоставлением согласия отца ребенка на регистрацию. Полагает, что такой отказ нарушает законные права и интересы несовершеннолетнего ребенка. В связи с чем просит признать данный отказ незаконным и обязать начальника ОУФМС России по Московской области в Шаховском районе устранить допущенное нарушение, т.е. обязать начальника ОУФМС снять ребенка с регистрационного учета по адресу: <адрес> зарегистрировать по адресу: <адрес>.
 

    В судебном заседании начальник ОУФМС России по Московской области в Шаховском районе возражала относительно вышеуказанного заявления НИКИТИНОЙ, полагая, что принятое решение об отказе в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ФИО_1 соответствует правовым нормам действующего законодательства, в том числе Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ от 17.07.1995 года и ст.65 СК РФ, из правовых положений которых следует, что в случае раздельного проживания родителей несовершеннолетнего ребенка при решении вопроса об изменении адреса места жительства ребенка необходимо предоставить согласие второго родителя, либо решение суда об определении места жительства ребенка, если второй родитель не согласен на изменение адреса места жительства ребенка. В связи с чем просит суд отказать заявителю в удовлетворении ее заявления.
 

    Выслушав представителя заявителя, начальника ОУФМС, изучив материалы дела, суд считает, что заявление НИКИТИНОЙ О.А. об оспаривании отказа начальника ОУФМС России по Московской области в Шаховском районе в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Как следует из показаний представителя заявителя и подтверждается документами о регистрации несовершеннолетнего ФИО_1, в период брака родители указанного ребенка зарегистрировали его по месту своего проживания в жилом помещении, которое было приобретено ими также в период брака, по адресу: <адрес>. Согласно записи в паспорте заявителя брак между заявителем и отцом ребенка был расторгнут 24.08.2011 года. После расторжения брака ребенок стал фактически проживать вместе с заявителем. При этом, согласно отметкам в паспорте заявителя, сама заявитель до 04.09.2014 года оставалась быть зарегистрированной вместе с указанным ребенком по адресу: <адрес>. В сентябре 2014 года заявитель осуществила свою перерегистрацию с указанного адреса места жительства на место жительства по адресу: <адрес>. Кроме того, заявитель обратилась в адрес ОУФМС России по Московской области в Шаховском районе также и с заявлением о регистрации несовершеннолетнего ребенка по адресу своей новой регистрации (<адрес>) и тем самым снятии ребенка с регистрационного учета по адресу: <адрес>. Однако, письменным ответом начальника ОУФМС по Шаховскому району КАРЕВОЙ О.В. от 16.09.2014 года заявителю в указанной перерегистрации несовершеннолетнего ребенка фактически было отказано в связи с не предоставлением согласия отца ребенка на такую регистрацию.
 

    В соответствии с ч.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
 

    Согласно ст. 3 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» N 5242-1 от 25 июня 1993 года, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст.2 вышеуказанного Закона, под регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; при этом, регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства признается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства
 

    Пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, определено, что, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
 

    В силу пункта 12 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 года N 208, заявление о регистрации по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
 

    При этом, в соответствии со ст.61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
 

    Таким образом, из совокупности вышеизложенных правовых норм следует, что родители несовершеннолетнего ребенка, подавая органу регистрационного учета заявление о регистрации ребенка по месту жительства по адресу указанного ими жилого помещения, тем самым определяют его место жительства. В свою очередь, несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей.
 

    Следовательно, осуществив в 2007 году регистрацию несовершеннолетнего ФИО_1 в жилом помещении по адресу: <адрес>, проживая с данным ребенком по указанному адресу, заявитель и отец ребенка тем самым достигли согласия о месте жительства ребенка и определили, что адресом места жительства их сына является вышеуказанная квартира.
 

    В соответствии с ч.3 ст.65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
 

    Таким образом, из системного толкования вышеизложенных правовых норм действующего законодательства следует, что при раздельном проживании родителей вопрос о месте жительства ребенка, в том числе и об изменении адреса такого места жительства, должен быть решен по взаимному согласию (соглашению) родителей ребенка, а при отсутствии такого соглашения – на основании судебного решения. Следовательно, при осуществлении снятия несовершеннолетнего с регистрационного учета по ранее определенному родителями адресу его места жительства и регистрации ребенка по новому адресу места жительства, т.е. при изменении тем самым адреса места жительства несовершеннолетнего ребенка, в соответствии со ст.ст. 61, 65 СК РФ и п.28 вышеуказанных Правил также необходимо наличие согласия обоих родителей в случае их раздельного проживания.
 

    Иная бы трактовка вышеизложенных правовых норм позволяла бы произвольно любому родителю по своему субъективному волеизъявлению в любой период на свое усмотрение осуществлять перерегистрацию ребенка в любом жилом помещении без соблюдения законных интересов и прав другого родителя, а также законных прав и интересов самого несовершеннолетнего ребенка.
 

    В свою очередь, как следует из показаний представителя заявителя, начальника ОУФМС и материалов дела, такого согласия со стороны второго родителя (отца ребенка) на снятие несовершеннолетнего ФИО_1 с регистрационного учета по адресу ранее определенного ему родителями места жительства и на регистрацию по адресу нового места жительства, заявителем при обращении в ОУФМС предоставлено не было. В связи с чем, оспариваемый заявителем отказ начальника ОУФМС по Шаховскому району в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ФИО_1 по причине не предоставления согласия второго родителя, в соответствии со ст.ст. 61, 65 СК РФ и п.28 вышеуказанных Правил является законным и обоснованным. Таким образом, данное решение было принято начальником ОУФМС в соответствии с законом и в пределах полномочий указанного должностного лица. При этом, какие-либо законные права и интересы несовершеннолетнего и самого заявителя не были нарушены.
 

    В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
 

    Следовательно, в соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ НИКИТИНОЙ О.А. в удовлетворении заявления об оспаривании отказа начальника ОУФМС России по Московской области в Шаховском районе в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка следует отказать.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
 

    р е ш и л:
 

 

    НИКИТИНОЙ О.А. в удовлетворении заявления об оспаривании отказа начальника ОУФМС России по Московской области в Шаховском районе КАРЕВОЙ О.В. от 16.09.2014 года в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка ФИО_1 – отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
 

    Председательствующий: