Дело № 2-202/14
 

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Шатровский районный суд Курганской области в составе председательствующего: судьи Мухиной Е.В., при секретаре Кандаковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании « 03» октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Заитовой <..............> к Заитовой <..............>, Чашковой <..............> о признании договора дарения действительным, признании права собственности на 1/2 долю квартиры, исключении 1/2 доли квартиры из наследственной массы,

 

У С Т А Н О В И Л:
 

    В Шатровский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Заитовой В.Г. и Чашковой Н.Г. о признании договора дарения между ФИО и Заитовой Е.В. от <дата> , действительным, признании права собственности на 1/2 долю трехкомнатной квартиры №, общей площадью <..............> кв.м, в том числе жилой площадью <..............> кв.м., инвентарный номер <..............>, литер <..............>, расположенную по <адрес>, исключении из наследственной массы 1/2 доли указанной квартиры, обратилась Заитова Е.В.
 

    В обоснование иска указала, что 29 сентября 2006 года между нею и ФИО был заключен брак, проживали они совместно в квартире по адресу: <адрес>, которая принадлежала на праве собственности ФИО по договору бесплатной передачи жилой квартиры в собственность граждан РФ № от 13 февраля 2007 года (квартира передана во время брака). Они совместно вели хозяйство, несли обязанности по оплате коммунальных расходов, совместно проводили текущий и капитальный ремонт квартиры, несли все расходы по содержанию жилья. В связи с этим ФИО решил подарить ей 1/2 долю этой квартиры, хотел, чтобы она также была собственником квартиры. В начале июня 2013 года ФИО обратился к юристу, составил договор дарения, уплатил госпошлину за регистрацию договора. 20 июня 2013 года они обратились в ФГБУ «Межрайонный отдел №3 «ФКП Росреестра по Курганской области» для сдачи документов на регистрацию, где и подписали договор дарения, однако в связи с тем, что с собой у них не было правоустанавливающего документа, то договор дарения им вернули. После того как ФИО нашел отсутствующий документ, он снова хотел зарегистрировать данный договор дарения, но не успел, так как <дата> умер.
 

    Считает, что договор дарения составлен в надлежащей форме, между ними достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, договор подписан, письменная форма сделки была соблюдена.
 

    Пунктами 7, 11 договора дарения установлено, что «даритель» предоставил указанную долю квартиры «одаряемой» в день подписания этого договора без составления передаточного акта.
 

    В период с 20 июня 2013 года по 8 апреля 2014 года ФИО каких-либо действий, направленных на то, чтобы оспорить договор дарения, не предпринимал, в суд не обращался.
 

    Данные обстоятельства указывают на то, что ФИО при жизни выразил свою волю на отчуждение указанной 1/2 доли квартиры, передал ей принадлежащее ему имущество, но по независящим от себя обстоятельствам не зарегистрировал переход права собственности. После смерти ФИО она в установленный законом срок обратилась к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство, в настоящее время несет все расходы по содержанию названного имущества.
 

    Вместе с тем ФИО при жизни распорядился принадлежащим ему имуществом, передал по договору купли-продажи 1/2 долю квартиры, следовательно, никаких прав у его наследников Заитовой В.Г. и Чашковой Н.Г. на данное имущество не возникло. Поэтому из наследственной массы должна быть исключена 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру.
 

    В отзыве на исковое заявление Шатровского отдела Управления Росреестра по Курганской области указано, против удовлетворения исковых требований Заитовой Е.В. не возражают, в Едином государственном реестре прав имеется информация о зарегистрированных правах на квартиру по указанному адресу за ФИО (л.д.50).
 

    Ответчик Чашкова Н.Г. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о признании исковых требований Заитовой Е.В. с просьбой принять судом ее признание иска, просит рассмотреть дело без ее участия (л.д.56).
 

    Представитель третьего лица – Шатровского отдела Управления Росреестра по Курганской области, третье лицо – нотариус Шатровского нотариального округа Курганской области в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (л.д.28, 50, 90, 91).
 

    Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
 

    В судебном заседании истец Заитова Е.В., ее представитель – адвокат Кривошеин Ю.А., действующий согласно ордеру № от 28 июля 2014 года (л.д.41), исковые требования Заитовой Е.В. поддержали полностью по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснили, что не смогли зарегистрировать переход права собственности, по независящим от них обстоятельствам, в связи со сменой адресного хозяйства. ФИО своей воли не менял, договор дарения не уничтожил, планировал до конца довести оформление сделки и зарегистрировать переход права собственности.
 

    Ответчик Заитова В.Г. в судебном заседании исковые требования Заитовой Е.В. не признала, указав, что в настоящее время квартира должна перейти к наследникам в равных долях. Считает, что ФИО передумал и поэтому не обратился за регистрацией перехода права собственности на 1/2 долю квартиры на имя Заитовой Е.В.
 

    Представитель третьего лица – администрации Кызылбаевского сельсовета Шатровского района Курганской области – Барашев Х.Н. в судебном заседании пояснил, что Заитовы не могли зарегистрировать переход права собственности в связи с тем, что были неполадки в адресном хозяйстве, ранее адрес у спорной квартиры был <адрес> затем в связи с введением улиц в <адрес> переименовали <адрес>, данные изменения оформлялись через кадастровую палату и именно по дому № возвращались на доработку, поэтому весь процесс занял длительное время и закончился лишь в марте 2014 года. ФИО оформлением документов по договору дарения своей супруге 1/2 доли квартиры занимался сам, интересовался, когда изменения в адресном хозяйстве будут официально утверждены, никогда не говорил о том, что его намерения изменились и он передумал дарить долю квартиры супруге. С супругой они жили дружно, никогда у них не было конфликтов.
 

    Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Заитовой Е.В. по следующим основаниям.
 

    Согласно свидетельству о государственной регистрации права у ФИО в собственности имелась 3-комнатная квартира, общей площадью <..............> кв.м., в том числе жилой <..............> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, (л.д.9).
 

    Данная квартира принадлежала ФИО на основании договора № бесплатной передачи жилой квартиры в собственность граждан Российской Федерации (договор л.д.11).
 

    По выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем 3-х комнатной квартиры, общей площадью <..............> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> является ФИО (л.д.17-18).
 

    Распоряжением главы администрации Кызылбаевского сельсовета Шатровского района Курганской области от 20 июня 2013 года адрес указанной квартиры, принадлежащей ФИО, был изменен: <адрес>, вместо: <адрес> (л.д.12).
 

    По представленным выпискам из похозяйственных книг (л.д.20) по состоянию на 1 января 2002 года членом семьи ФИО числилась ФИО1.
 

    Между ФИО и Заитовой (ФИО1) Е.В. 29 сентября 2006 года зарегистрирован брак (л.д.13).
 

    Согласно справкам из администрации Кызылбаевского сельсовета Шатровского района Курганской области, Заитова (ФИО1) Е.В. была зарегистрирована до заключения с ФИО брака, со <дата> , по адресу: <адрес> на основании похозяйственной книги и карточки регистрации формы А, и проживала совместно с ФИО по указанному выше адресу по день смерти последнего (л.д.15, 21).
 

    В материалах дела имеется также договор дарения одной второй доли квартиры, заключенный 20 июня 2013 года между ФИО и Заитовой Е.В., согласно которому ФИО безвозмездно передает в дар Заитовой Е.В. в общую долевую собственность 1/2 долю квартиры, общей площадью <..............> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.6-7, 98-99). Договор дарения подписан сторонами.
 

    ФИО умер <дата> (л.д.14).
 

    На основании сведений из Кызылбаевского сельсовета Шатровского района Курганской области по адресу: <адрес>, зарегистрирована по месту жительства и проживает там одна Заитова <..............>, <дата> года рождения (л.д.16).
 

    Из материалов наследственного дела (л.д.29-40) после смерти ФИО следует, что наследниками являются Чашкова Н.Г., Заитова В.Г. и Заитова Е.В. Свидетельство о праве на наследство по закону еще не выдавалось (л.д.28).
 

    В соответствии ч.1 ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.
 

    На основании ч.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
 

    Таким образом, при наследовании имущества, принадлежавшего умершему ФИО на день смерти, его жена, Заитова Е.В. и дочери – Заитова В.Г. и Чашкова Н.Г. являются наследниками первой очереди.
 

    На основании ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
 

    В судебном заседании было установлено, что между ФИО и Заитовой Е.В. 20 июня 2013 года был заключен договор дарения 1/2 доли квартиры №, расположенной в доме № по <адрес>.
 

    Свидетели ФИО2, ФИО3 суду пояснили, что ФИО говорил им о дарении 1/2 доли квартиры, в которой проживал, своей супруге Заитовой Е.В., считая это справедливым, так как ее квартира была продана и куплен автомобиль, о том, что он передумал совершать дарение ФИО никогда не говорил, оформлением документов занимался он сам.
 

    Свидетель ФИО4 суду пояснила, что работает специалистом администрации Кызылбаевского сельсовета и ФИО обращался к ней для получения дубликата договора приватизации квартиры по <адрес>, так как оформлял дарение 1/2 доли квартиры своей супруге Заитовой Е.В., после заключения договора дарения сразу они не смогли зарегистрировать переход права собственности в 2013 году, так как были изменения в адресном хозяйстве наименование <адрес> сменилось на <адрес>, указанные сведения должны были быть внесены в кадастровой палате, данный учет был произведен не сразу, так как документы возвращались на доработку и окончательно сведения были внесены только в начале 2014 года. ФИО интересовался данным вопросом, о том, что он передумал и не желает дарить долю квартиры супруге, он никогда не говорил.
 

    Договор дарения спорной доли квартиры заключен в предусмотренной законом письменной форме. Сторонами договор подписан. Подлинность подписи ФИО на договоре ответчиками не оспаривается. В соответствии с требованиями ст. 572 ГК РФ в данном договоре указаны его существенные условия, в частности предмет договора.
 

    Согласно п.16 договора дарения, договор содержит весь объем соглашений между сторонами в отношении предмета договора.
 

    Стороны пришли к соглашению по всем существенным условиям договора, выразили волеизъявление на создание правовых последствий сделки.
 

    Заключив договор дарения 1/2 доли спорной квартиры с Заитовой Е.В., ФИО осуществил права собственника квартиры, предусмотренные ст.209 ГК РФ. При этом текст договора дарения полностью соответствует имевшим место обстоятельствам, ясно отражает волю ФИО передать в дар Заитовой Е.В. 1/2 долю квартиры.
 

    В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Ответчиком Заитовой В.Г. не представлено доказательств, свидетельствующих об изменении воли ФИО относительно распоряжения принадлежащей ему квартирой до дня его смерти, в связи с чем суд приходит к выводу, что нет оснований считать договор дарения доли квартиры недействительным или незаключенным и за Заитовой Е.В. должно быть признано право собственности на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, данная доля квартиры должны быть исключена из наследственной массы после смерти ФИО
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

 

    Исковые требования Заитовой <..............> удовлетворить.
 

    Признать договор дарения 1/2 доли 3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> от 20 июня 2013 года, заключенный между ФИО и Заитовой <..............>, действительным.
 

    Признать за Заитовой <..............> право общей долевой собственности на 1/2 долю квартиры – литер <..............>, инвентарный номер <..............>, общей площадью <..............> кв.м, в том числе жилой площадью <..............> кв.м., назначение жилое, расположенной по адресу: <адрес>
 

    Исключить из наследственной массы, открывшейся после смерти ФИО, умершего <дата> года, 1/2 долю квартиры – литер <..............> инвентарный номер <..............>, общей площадью <..............> кв.м, в том числе жилой площадью <..............> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.
 

    Председательствующий: судья Е.В.Мухина