Дело № 2-239/14
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

Шатровский районный суд Курганской области в составе:
 

    председательствующего – судьи Леонтьева Д.Б.,
 

    при секретаре Мосиевской С.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово «02»октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Шатровскому районному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 3 октября 2011 года №,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    в Шатровский районный суд Курганской области обратилась Администрация Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Шатровскому районному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 3 октября 2011 года № о предоставлении жилого помещения ФИО (л.д.7-8).
 

    В обоснование иска указано, что решением Шатровского районного суда Курганской области, вступившим в законную силу 10 января 2006 года, по гражданскому делу № 2-141/05 удовлетворены исковые требования прокурора Шатровского района о возложении на Администрацию Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области обязанности предоставить ФИО вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм на одного человека. По делу выдан исполнительный лист № от 1 августа 2011 года и возбуждено исполнительное производство.
 

    По состоянию на 15 августа 2014 года определен застройщик ООО «<..............>» (далее – Поставщик), с которым заключен муниципальный контракт на сумму <..............> рублей. В настоящее время из областного бюджета поступило <..............> рублей, деньги освоены в полном объеме. Поставщик готовит к сдаче 16 однокомнатных квартир для лиц из числа детей-сирот по <адрес>, их готовность составляет 100%. К концу текущего года планируется приобрести в этом же доме еще 11 однокомнатных квартир для данной категории граждан, которые находятся в 70% готовности. Для их доведения до 100% готовности необходимо дополнительное финансирование. Финансирование расходов, направленных на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, являются расходными обязательствами Правительства Курганской области, которые предусматриваются Законом Курганской области от 31.12.2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» и законом Курганской области об областном бюджете.
 

    ФИО поставлен на муниципальный учет в качестве нуждающегося в предоставлении благоустроенного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно и состоит в очереди на предоставление жилья под номером <..............>. С момента принятия квартир от застройщика и их государственной регистрации ФИО будет жильем обеспечен. Администрация Шатровского сельсовета Шатровского района предприняла необходимые меры для того, чтобы на территории <адрес> был построен многоквартирный жилой дом, в котором 27 квартир по муниципальным контрактам запланированы для предоставления детям-сиротам, лицам из их числа. Сроки окончания строительства и сдачи квартир в эксплуатацию напрямую зависят от финансирования, которое возложено законодательством на областной бюджет.
 

    Администрация Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области просит суд об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <..............> рублей, установленного постановлением Шатровского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области от 15 августа 2014 года.
 

    В письменном заявлении судебный пристав-исполнитель Шатровского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области выразил несогласие с заявленными требованиями, просит дело рассмотреть без его участия (л.д.66).
 

    В судебное заседание представители ответчиков – УФССП России по Курганской области, Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области, представитель третьего лица – Правительства Курганской области не явились. О времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом (л.д.62, 64, 65). Об отложении слушания дела не ходатайствовали.
 

    Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
 

    В судебном заседании представитель истца – Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области ОвечкинВ.З., действующий на основании доверенности от 30.09.2014 года (л.д.67), исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что Администрация Шатровского района ведет учет детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, ежеквартально направляет соответствующие списки и информацию о необходимом финансировании в Правительство Курганской области. До 2014 года денежные средства на приобретение жилых помещений для предоставления их детям-сиротам и лицам из их числа в Шатровский район не поступали. Поступившие из областного бюджета в 2014 году на указанные цели денежные средства использованы полностью, заключен муниципальный контракт на приобретение квартир в строящемся многоквартирном доме. После освобождения из мест лишения свободы ФИО в указанном доме будет предоставлено жилое помещение.
 

    Представитель прокуратуры Шатровского района Курганской области Коновалов А.А. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
 

    Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    В судебном заседании установлено, что решением Шатровского районного суда Курганской области от 22 декабря 2005 года на Администрацию Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области возложена обязанность предоставить ФИО вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм на одного человека (л.д.20).
 

    Решение суда вступило в законную силу 10 января 2006 года.
 

    3 октября 2011 года судебным приставом-исполнителем Шатровского РО УФССП России по Курганской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника – Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области о возложении обязанности предоставить взыскателю ФИО жилое помещение. Постановление вручено должнику 5 октября 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.34, 35).
 

    По постановлению о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения без уважительных причин в указанный срок и непредставления доказательств невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <..............> рублей.
 

    27 августа 2012 года, 8 ноября 2012 года, 18 февраля 2014 года судебным приставом-исполнителем Шатровского РО УФССП России по Курганской области вручено Главе Шатровского сельсовета Шатровского района требования об исполнении в 30-дневный срок решения Шатровского районного суда Курганской области о предоставлении жилого помещения ФИО (л.д.43, 48 оборотная сторона, 54).
 

    15 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем Шатровского РО УФССП России по Курганской области вынесено постановление о взыскании с должника – Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области исполнительского сбора в размере <..............> рублей (л.д.56).
 

    Представленными документами подтверждается, что Администрацией Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области приняты все необходимые меры для обеспечения ФИО жильем.
 

    1 ноября 2011 года Глава Шатровского сельсовета Паустовский А.В. в соответствии с Законом Курганской области № 288 от 5 октября 2007 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству» обратился к Главе Шатровского района оказать содействие в приобретении жилья для ФИО (л.д.118).
 

    14 ноября 2011 года от ФИО получено согласие на вселение в жилое помещение по <адрес> (л.д.39).
 

    По информации заместителя Губернатора Курганской области Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области считал возможным заключить муниципальный контракт на приобретение квартиры в муниципальный жилищный фонд с собственником квартиры по <адрес> (л.д.40).
 

    29 февраля 2012 года Глава Шатровского района обратился в Правительство Курганской области с ходатайством о выделении денежных средств на приобретение квартиры по <адрес> для лица из числа детей-сирот (л.д.41).
 

    20 июля 2012 года из Главного Управления образования Курганской области поступила информация о том, что вопрос выделения Администрации Шатровского района денежных средств может быть рассмотрен при поступлении субсидии из федерального бюджета в бюджет Курганской области (л.д.44).
 

    По сообщению Главного Управления образования Курганской области от 20 сентября 2012 года обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представляется возможным ввиду дефицита денежных средств в областном бюджете. Приоритетным направлением в обеспечении жильем детей-сирот является предоставление нового жилья, соответствующего санитарным и техническим нормам. ФИО предполагается обеспечить жильем во вновь построенном доме (л.д.45).
 

    По информации Правительства Курганской области меры, принимаемые администрацией Шатровского района по обеспечению детей-сирот новым жильем в 2012 году, крайне недостаточны. В настоящее время строительство многоквартирного дома для детей сирот в <адрес> находится на нулевом цикле. Указанный дом будет введен в эксплуатацию только в 2013 году. В 2013 году Администрации Шатровского района запланировано выделить необходимые ассигнования для приобретения новых квартир детям-сиротам, в том числе ФИО (л.д.46).
 

    9 января 2013 года Правительство Курганской области направило Главе Шатровского сельсовета информацию о том, что в 2013 году Администрации Шатровского района запланировано выделить необходимые ассигнования для приобретения новой квартиры ФИО (л.д.50).
 

    Ежеквартально в течение 2012-2014 годов Администрацией Шатровского района Курганской области в Главное Управление образования Курганской области направлялись списки детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, с указанием необходимого финансирования из бюджета Курганской области (л.д.68-73, 75-78, 80-83, 85-99).
 

    В с. Шатрово Шатровского района Курганской области ведется строительство многоквартирного жилого дома, в котором часть квартир запланированы для приобретения с последующим предоставлением детям-сиротам и лицам из их числа.
 

    25 марта 2014 года между Администрацией Шатровского района Курганской области и ООО «<..............>» заключен муниципальный контракт на сумму <..............> рублей на приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в строящемся доме (л.д.108-111). Согласно п. 3.1.3 и п. 3.1.5 Контракта, ввод объекта в эксплуатацию должен был быть осуществлен в срок не позднее 30.06.2014 года, с последующим осуществлением действий по государственной регистрации права собственности покупателя в срок не позднее 30.07.2014 года.
 

    Направленные в 2014 году из бюджета Курганской области в Шатровский район денежные средства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа реализованы в полном объеме по муниципальному контракту о приобретении квартир в вышеуказанном строящемся доме (л.д.107).
 

    В адрес Главного Управления образования Курганской области, Губернатора Курганской области Администрацией Шатровского района направлялись ходатайства от 31.01.2013, 10.04.2013, 02.07.2013, 29.05.2014, 16.07.2014, 20.08.2014 о дополнительном направлении в Шатровский район денежных средств, необходимых для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д.74, 79, 84, 115, 116, 117).
 

    На указанные обращения направлен ответ от 10.09.2014 года об отсутствии необходимого объема денежных средств в бюджете Курганской области (л.д.113). Правительством Курганской области в адрес руководителя УФССП России по Курганской области 2 июля 2014 также направлено информационное письмо об отсутствии в бюджете Курганской области денежных средств, необходимых для обеспечения жилыми помещениями всех нуждающихся детей-сирот (л.д.57).
 

    В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
 

    Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
 

    Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
 

    Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
 

    Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 года № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено выделение субвенций органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
 

    Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
 

    Администрация Шатровского района Курганской области не профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями 46 детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в необходимом объеме (список л.д.101-105), в том числе по муниципальному контракту от 25 марта 2014 года (перечислено <..............> рублей из <..............> рублей).
 

    Нарушение ООО «<..............>» сроков передачи квартир по муниципальному контракту от 25 марта 2014 года находится вне пределов ответственности Администрации Шатровского района Курганской области.
 

    Таким образом, установлено отсутствие вины Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области в неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, ФИО
 

    Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
 

    В силу ст. 410 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
 

    Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии вины Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, исковые требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству о предоставлении жилого помещения ФИО, подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    В соответствии с ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение суда о полном или частичном удовлетворении заявления должника об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, иска об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    исковые требования Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области удовлетворить полностью.
 

    Освободить Администрацию Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 3 октября 2011 года № о предоставлении жилого помещения ФИО, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 15 августа 2014 года.
 

    Решение суда подлежит немедленному исполнению.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.
 

    Председательствующий: судья Д.Б. Леонтьев