Дело № 2-246/14
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

Шатровский районный суд Курганской области в составе:
 

    председательствующего – судьи Леонтьева Д.Б.,
 

    при секретаре Мосиевской С.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово «03»октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Администрации Шатровского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Шатровскому районному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 7 марта 2014 года №,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    в Шатровский районный суд Курганской области обратилась Администрация Шатровского района Курганской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Шатровскому районному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 7 марта 2014 года № о предоставлении жилого помещения ФИО (л.д.11).
 

    В обоснование иска указано, что решением Шатровского районного суда Курганской области, вступившим в законную силу 2 октября 2012 года, по гражданскому делу № 2-277/12 удовлетворены исковые требования прокурора Шатровского района о возложении на Администрацию Шатровского района обязанности предоставить лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - ФИО благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, расположенное на территории <адрес>. По делу выдан исполнительный лист № от 5 октября 2012 года и возбуждено исполнительное производство.
 

    По состоянию на 15 августа 2014 года определен застройщик ООО «<..............>» (далее – Поставщик), с которым заключен муниципальный контракт на сумму <..............> рублей. В настоящее время из областного бюджета поступило <..............> рублей, деньги освоены в полном объеме. Поставщик готовит к сдаче 16 однокомнатных квартир для лиц из числа детей-сирот по <адрес>, их готовность составляет 100%. К концу текущего года планируется приобрести в этом же доме еще 11 однокомнатных квартир для данной категории граждан, которые находятся в 70% готовности. Для их доведения до 100% готовности необходимо дополнительное финансирование. Финансирование расходов, направленных на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, являются расходными обязательствами Правительства Курганской области, которые предусматриваются Законом Курганской области от 31.12.2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» и законом Курганской области об областном бюджете.
 

    ФИО поставлена на муниципальный учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно и состоит в очереди на предоставление жилья под номером № С момента принятия квартир от застройщика и их государственной регистрации ФИО будет жильем обеспечена. Администрация Шатровского района предприняла необходимые меры для того, чтобы на территории <адрес> был построен многоквартирный жилой дом, в котором 27 квартир по муниципальным контрактам запланированы для предоставления детям-сиротам, лицам из их числа. Сроки окончания строительства и сдачи квартир в эксплуатацию напрямую зависят от финансирования, которое возложено законодательством на областной бюджет.
 

    Администрация Шатровского района Курганской области просит суд об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <..............> рублей, установленного постановлением Шатровского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области от 15 августа 2014 года.
 

    В письменном заявлении судебный пристав-исполнитель Шатровского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области выразил несогласие с заявленными требованиями, просит дело рассмотреть без его участия (л.д.95).
 

    В судебное заседание представители ответчиков – УФССП России по Курганской области, Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области, представитель третьего лица – Правительства Курганской области не явились. О времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом (л.д.92, 93, 94). Об отложении слушания дела не ходатайствовали.
 

    Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
 

    В судебном заседании представитель истца – Администрации Шатровского района Курганской области Ядрышникова О.А., действующая на основании доверенности от 05.05.2014 года (л.д.24), исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что Администрация Шатровского района ведет учет детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, постоянно направляет соответствующие списки и информацию о необходимом финансировании в Правительство Курганской области. Поступившие из областного бюджета в 2014 году на указанные цели денежные средства использованы полностью, заключен муниципальный контракт на приобретение квартир в строящемся многоквартирном доме, поэтому в ближайшее время ФИО будет обеспечена жилым помещением.
 

    Представитель прокуратуры Шатровского района Курганской области Коновалов А.А. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
 

    Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    В судебном заседании установлено, что решением Шатровского районного суда Курганской области от 31 августа 2012 года на Администрацию Шатровского района Курганской области возложена обязанность предоставить ФИО по договору социального найма жилое помещение, расположенное в <адрес> (л.д.31-33).
 

    Решение суда вступило в законную силу 2 октября 2012 года.
 

    7 марта 2014 года судебным приставом-исполнителем Шатровского РО УФССП России по Курганской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника – администрации Шатровского района Курганской области о возложении обязанности предоставить взыскателю ФИО жилое помещение (л.д.6).
 

    По постановлению о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения без уважительных причин в указанный срок и непредставления доказательств невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <..............> рублей.
 

    9 июля 2014 года судебным приставом-исполнителем Шатровского РО УФССП России по Курганской области вручено Главе Шатровского района требование об исполнении в 30-дневный срок решения Шатровского районного суда Курганской области о предоставлении жилого помещения ФИО (л.д.53).
 

    15 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем Шатровского РО УФССП России по Курганской области вынесено постановление о взыскании с должника – Администрации Шатровского района Курганской области исполнительского сбора в размере <..............> рублей (л.д.7).
 

    Представленными документами подтверждается, что Администрацией Шатровского района Курганской области приняты все необходимые меры для обеспечения ФИО жильем.
 

    Ежеквартально в течение 2012-2014 годов Администрацией Шатровского района Курганской области в Главное Управление образования Курганской области направлялись списки детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, с указанием необходимого финансирования из бюджета Курганской области (л.д.55-60, 64-71, 73-82).
 

    В с. Шатрово Шатровского района Курганской области ведется строительство многоквартирного жилого дома, в котором часть квартир запланированы для приобретения с последующим предоставлением детям-сиротам и лицам из их числа.
 

    25 марта 2014 года между Администрацией Шатровского района Курганской области и ООО «<..............>» заключен муниципальный контракт на сумму <..............> рублей на приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в строящемся доме (л.д.13-15). Согласно п. 3.1.3 и п. 3.1.5 Контракта, ввод объекта в эксплуатацию должен был быть осуществлен в срок не позднее 30.06.2014 года, с последующим осуществлением действий по государственной регистрации права собственности покупателя в срок не позднее 30.07.2014 года.
 

    Направленные в 2014 году из бюджета Курганской области в Шатровский район денежные средства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа реализованы в полном объеме по муниципальному контракту о приобретении квартир в вышеуказанном строящемся доме (л.д.17).
 

    Администрацией Шатровского района в адрес ООО «<..............>» направлена претензия о невыполнении условий муниципального контракта (л.д.84).
 

    В адрес Главного Управления образования Курганской области, Губернатора Курганской области Администрацией Шатровского района направлялись ходатайства от 31.01.2013, 10.04.2013, 02.07.2013, 23.07.2013, 29.05.2014, 16.07.2014, 20.08.2014 о дополнительном направлении в Шатровский район денежных средств, необходимых для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д.61, 62, 63, 67, 71 оборотная сторона, 72).
 

    На указанные обращения направлен ответ от 10.09.2014 года об отсутствии необходимого объема денежных средств в бюджете Курганской области (л.д.86). Правительством Курганской области в адрес руководителя УФССП России по Курганской области 2 июля 2014 года также направлено информационное письмо об отсутствии в бюджете Курганской области денежных средств, необходимых для обеспечения жилыми помещениями всех нуждающихся детей-сирот (л.д.54).
 

    В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
 

    Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
 

    Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
 

    Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
 

    Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 года № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено выделение субвенций органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
 

    Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
 

    Администрация Шатровского района Курганской области не профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями 46 детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в необходимом объеме (список л.д.19-23), в том числе по муниципальному контракту от 25 марта 2014 года (перечислено <..............> рублей из <..............> рублей).
 

    Нарушение ООО «<..............>» сроков передачи квартир по муниципальному контракту от 25 марта 2014 года находится вне пределов ответственности Администрации Шатровского района Курганской области.
 

    Таким образом, установлено отсутствие вины Администрации Шатровского района Курганской области в неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, ФИО
 

    Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
 

    В силу ст. 410 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
 

    Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии вины Администрации Шатровского района Курганской области в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, исковые требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству о предоставлении жилого помещения ФИО, подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    В соответствии с ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение суда о полном или частичном удовлетворении заявления должника об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, иска об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    исковые требования Администрации Шатровского района Курганской области удовлетворить полностью.
 

    Освободить Администрацию Шатровского района Курганской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 7марта 2014 года № о предоставлении жилого помещения ФИО, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 15 августа 2014 года.
 

    Решение суда подлежит немедленному исполнению.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.
 

    Председательствующий: судья Д.Б. Леонтьев