Дело № 2-310/14
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    ДД.ММ.ГГГГг.                                                                                                                <адрес>
 

    Шатойский районный суд ЧР в составе:
 

    председательствующего судьи А.М. Эдиева.,
 

    при секретаре ФИО1,
 

    с участием заместителя прокурора Шатойской межрайонной прокуратуры ФИО2,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Шатойской межрайонной прокуратуры ФИО2, об обязании администрации Шатойского муниципального района разработать паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Заместитель прокурора Шатойской межрайонной прокуратуры ЧР ФИО2 обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании администрации Шатойского муниципального района разработать паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обосновывая свои требования следующим:
 

    Как установлено в рамках прокурорской проверки, администрации Шатойского муниципального района ЧР в процессе своей деятельности осуществляет накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Вместе с тем паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам не разработан, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не составлены и соответственно не утверждены.
 

    Данное обстоятельство является нарушающим права обучающихся детей в образовательном учреждении, так как неправильное хранение в школе отработанных опасных отходов может негативно сказаться на их здоровье.
 

    Несоблюдение руководством администрации Шатойского муниципального района вышеуказанных требований п/п 15 п.3, п.6, п.7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью обучающихся детей и работников образовательного учреждения, а также причинение вреда окружающей среде.
 

    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Просит суд признать бездействие администрации <адрес> ЧР незаконным, также обязать данное учебное заведение разработать и предоставить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Шатойской межрайонной прокуратуры ФИО2, поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить в полном объеме.
 

              Надлежаще извещенный о дне и времени рассмотрения дела представитель администрации Шатойского муниципального района ЧР в судебное заседание не явился.
 

    В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В связи с чем данное дело рассмотрено в отсутствии представителя заинтересованной стороны.
 

    Суд, выслушав заместителя прокурора Шатойской межрайонной прокуратуры ФИО2, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
 

    Согласно п/п 15 п.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обязано создать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся образовательной организации.
 

    Обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании и создавать безопасные условия обучения и содержания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими их жизнь и здоровье, установлены п.6 ст.28 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 

    Ответственность образовательной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся и работников закреплена п. 7 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 

    Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
 

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
 

    Абзацем 2 ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определено, что отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
 

    В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
 

    В ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
 

    Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    Требования к обращению с опасными отходами установлены ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, возлагается обязанность подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
 

    В силу положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на отходы
I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
 

    Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
 

    Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
 

    Такую паспортизацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 400, непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
 

    Согласно п. 4 раздела 2 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
 

    Накопление, как указано в п. 2 раздела 1 Правил, представляет собой хранение потребителями ртутьсодержащих ламп разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.
 

    Юридические лица, как указано выше, в силу ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ обязаны при эксплуатации зданий, сооружений, строений и иных объектов, связанной с обращением с отходами (в том числе с накоплением отходов), разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
 

    Поэтому проект лимитов на размещение отходов как предельно допустимого количества отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок, учреждением, осуществляющим накопление отработанных опасных отходов, должен быть разработан.
 

    Прокуратура Российской Федерации на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в т.ч. органами местного самоуправления.
 

    В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальных образований.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд                                       
 

 

РЕШИЛ:
 

    1. Признать бездействие администрации Шатойского муниципального района ЧР незаконным.
 

    2. Обязать администрацию Шатойского муниципального района разработать и предоставить на утверждение в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
 

              Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда ЧР в течение месяца со дня его вынесения через Шатойский районный суд ЧР.
 

    Решение вступает в законную силу через месяц со дня его вынесения.
 

    Судья
 

    Шатойского районного суда:                                                              А.М. Эдиев
 

    Копия верна
 

    Судья:                                                                                                      А.М. Эдиев