№ 2-308/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    3 октября 2014 г. пгт. Ленинское
 

    Шабалинский районный суд Кировской области в составе
 

    председательствующего судьи Катаевой Н.В.
 

    при секретаре Глушковой Ю.С.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Татьяны Анатольевны к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шабалинском районе Кировской области о признании решения ГУ – Управления ПФР в Шабалинском районе Кировской области от 14 апреля 2014 года № 72 незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы, командировки, курсов повышения квалификации, и возложении обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 7 апреля 2014 года,
 

у с т а н о в и л :
 

    Федорова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шабалинском районе Кировской области о признании решения ГУ – Управления ПФР в Шабалинском районе Кировской области от 14 апреля 2014 года № 72 незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы, командировки, курсов повышения квалификации, и возложении обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 7 апреля 2014 года.
 

    В обоснование исковых требований Федорова Т.А. суду пояснила, что 7 апреля 2014 года она обратилась в ГУ - Управление ПФР в Шабалинском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии ГУ - Управления ПФР в Шабалинском районе от 14 апреля 2014 года № 72 ей было отказано в назначения пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет. Из её специального стажа были исключены следующие, оспариваемые ею периоды работы: с 1 января 1995 года по 31 марта 1999 года – работа в должности заведующей Опаринского ФАП Уржумской ЦРБ, она не согласна с данным решением, так как она работала в Опаринском ФАП на одну ставку фельдшера, была единственным фельдшером. Кроме нее, в ФАП работала еще санитарка. Иных должностей в тот период в фельдшерском пункте не было, предусматривалось, что обязанности фельдшера и заведующей будет выполнять один человек. Поэтому запись заведующей ФАП в трудовой книжке обуславливалась тем, что она, являясь единственным медработником в фельдшерском пункте - фельдшером, также выполняла и обязанности заведующей: составляла материальные отчеты, закупала лекарства. Фактически она работала заведующей Опаринского ФАП - фельдшером и выполняла обязанности предусмотренные положением о ФАПах и положением о заведующем ФАП - фельдшере и занималась лечебно-профилактической деятельностью. Основная ее работа была работа фельдшером, она как фельдшер вела прием амбулаторных больных, прием больных на дому, патронаж детей, ставила диагноз и проводила амбулаторное лечение, оказывала первую медицинскую помощь, выезжала по вызовам, назначала лечение, выдавала больничные, вела карточки больных, наблюдала больных, состоящих на учете, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, проводила лечение по назначению врачей районной больницы, сопровождала больных в центральную районную больницу, делала обходы, профосмотры, осуществляла профилактическую работу: делала прививки, выпускала сан.бюллетень по профилактике заболеваний и как заведующая ФАП выполняла обязанности администратора: следила за техническим состоянием ФАП, делала ежемесячные отчеты, однако их выполнение не занимали большого количества времени и т.п. То есть, осуществляла всю медицинскую и лечебную деятельность на территории сельского населенного пункта. За все время ее работы в Опаринском ФАП функциональные обязанности не менялись. Поэтому запись в трудовой книжке сделана неправильно вместо «фельдшера» либо «заведующая - фельдшер» указано «заведующая». В трудовой книжке не указано наименование медицинской специальности. Также из её специального стажа были исключены периоды, когда она находилась в командировке 31 октября 2006 года, и направлялась на курсы повышения квалификации: с 29 октября 2001 года по 21 декабря 2001 года, с 30 января 2006 года по 24 февраля 2006 года, с 11 января 2011 года по 4 марта 2011 года, с 14 октября 2013 года по 25 октября 2013 года, она не согласна с данным исключением, так как служебные командировки, курсы повышения квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. В эти периоды за работником сохраняется заработная плата и уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, поэтому они должны включаться в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. На момент обращения её стаж составил 25 лет. Истец считает данный отказ незаконным и просит включить вышеуказанные периоды в ее трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с 7 апреля 2014 года. С исключением остальных периодов она согласна и решение ГУ-УПФР в Шабалинском районе в этой части не оспаривает.
 

    Представитель ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Шабалинском районе Кировской области исковые требования Федоровой Т.А. не признала, суду пояснила, что Федорова Т.А. 7 апреля 2014 года обратилась за назначением досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по п.п.20 п.1 ст.27 Закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляется в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Право на досрочную пенсию в соответствии с данной статьей имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 указанного закона - «Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ». Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года № 449) утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2 - П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулирующие порядок исчисления выслуги лет указанной категории лиц до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31 декабря 2001 года. При определении права на пенсию комиссия рассматривала документы по трем вариантам. Истица обжалует 1-й вариант по Постановлению Конституционного Суда от 29 января 2004 года № 2-П при стажевом требовании 25 лет. При рассмотрении 1первого варианта комиссия руководствуется следующими нормативными документами: За периоды работы до 1 ноября 1999 года - Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которым утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Правом на пенсию пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Кроме этого к Списку № 464 используется Номенклатура учреждений здравоохранения от 3 ноября 1999 года № 395 и Приказ Минздравсоцразвития РФ от6 августа 2007 г. № 526, так как Списком предусмотрены должности и учреждения под общим наименованием. За периоды с 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 февраля 2001 года № 130), которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. За периоды работы с 14 ноября 2002 года до дня обращения, то есть по 6 апреля 2014 года - Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года № 449), которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной названными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516 (в редакции постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года № 449). При проверке комиссией документов о специальном стаже истицы, требуемый стаж продолжительностью 25 лет не подтвердился. Специальный стаж на дату обращения за досрочной пенсией (по первому варианту, оспариваемому истицей) составил 19 лет 5 месяцев 3 дня. Управление ПФР исключило оспариваемые периоды работы истицей по следующим основаниям: с 1 января 1995 года по 31 марта 1999 года — заведующая Опаринского ФАП Уржумской центральной районной больницы, так как наименование должности не предусмотрено Списком № 464; с 29 октября 2001 г. по 21 декабря 2001 г. – курсы повышения квалификации, так как включение в специальный стаж отвлечений Правилами № 1066 не предусмотрено; с 30 января 2005 г. по 24 февраля 2006 г., с 11 января 2011 г. по 4 марта 2011 г., с 14 октября 2013 г. по 25 октября 2013 г. – курсы повышения квалификации, 31 октября 2006 г. – командировка, так как включение в специальный стаж отвлечений Правилами № 781 не предусмотрено. Право на досрочную пенсию дает только лечебная деятельность. Таким образом, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 72 от 14 апреля 2014 года основано на законе, так как право на досрочное назначение трудовой пенсии у Федоровой Т.А. по пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ на момент обращения за указанной пенсией не возникло.
 

    Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
 

    В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
 

    Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
 

    В судебном заседании установлено, что истец со 2 апреля 1990 года и по настоящее время осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
 

    Продолжительность и характер работы Федоровой Т.А. в спорные периоды подтверждается следующими доказательствами:
 

    - трудовой книжкой, согласно которой Федорова (Суворова) Т.А. со 2 апреля 1990 года принята заведующей Васькинского фельдшерского акушерского пункта; с 1 февраля 1992 года переведена заведующей Опаринского фельдшерско-акушерского пункта; с 12 апреля 1999 года уволена по собственному желанию в связи с переменой места жительства; с 1 апреля 1999 года принята заведующей Высокораменским фельдшерским акушерским пунктом – фельдшером Шабалинской ЦРБ, где работает по настоящее время.
 

    - справкой № 02/14 от 24 февраля 2014 года КОГБУЗ «Уржумская центральная районная больница», согласно которой Федорова (Суворова) Т.А. работала в течение полного рабочего дня в Уржумской центральной районной больнице в Опаринском фельдшерско-акушерсклм пункте в должности заведующей с 1 февраля 1992 года (приказ № 9-л от 2 февраля 1992 года) по 12 апреля 1999 года (приказ № 14-л от 9 марта 1999 года) за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 10 декабря 1992 года по 12 декабря 1992 года. Основание выдачи справки: книги приказов за 1990-1999 годы.
 

    Исключая из специального стажа истицы период с 1 января 1995 года по 31 марта 1999 года, ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Шабалинском районе мотивировало тем, что наименование должности не предусмотрено Списком № 464.
 

    Как следует из диплома об образовании Федоровой Т.А. ее специальность значится «фельдшер», присвоена квалификация «фельдшер», согласно штатного расписания Опаринского ФАП на 1995-1996 годы, 1996-1997 годы, ее должность указана – «фельдшер», за 1997-1998 годы, 1998-1999 годы – должность указана – заведующая ФАП. В виду неточности оформления приказа в 1992 году Федорова Т.А. принята на должность заведующей, то есть, применено сокращенное наименование должности. По номенклатуре должностей, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников», должность называется: «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер».
 

    Неполное наименование должности истицы в различных приказах и соответственно в трудовой книжке, свидетельствует о небрежности при оформлении документации отделом кадров Уржумской ЦРБ, и не может препятствовать осуществлению истцом своих прав на пенсионное обеспечение.
 

    Таким образом, в судебном заседании истцом представлены достаточные и достоверные доказательства того обстоятельства, что в спорный период времени она работала по основной должности «заведующая-фельдшер» в Опаринском фельдшерско-акушерском пункте.
 

    При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Поэтому указанный период работы подлежит исчислению в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
 

    Также ГУ – Управлением Пенсионного Фонда РФ в Шабалинском районе Кировской области из специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости были исключены периоды, когда истец находилась в командировке 31 октября 2006 года, и направлялась на курсы повышения квалификации: с 29 октября 2001 года по 21 декабря 2001 года, с 30 января 2006 года по 24 февраля 2006 года, с 11 января 2011 года по 4 марта 2011 года, с 14 октября 2013 года по 25 октября 2013 года, по тем основаниям, что включение в специальный стаж командировок, курсов повышения квалификации Правилами № 1066, № 781 не предусмотрено.
 

    В указанные периоды Федорова Т.А. находилась на курсах повышения квалификации, командировке, что подтверждается представленными приказами.
 

    Как следует из справки КОГБУЗ «Шабалинская центральная районная больница», Федоровой Т.А. все курсы повышения квалификации, командировка, оплачены полностью по средней заработной плате.
 

    На курсах повышения квалификации, командировке, истец находилась в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации, командировку, и по возвращении из них истец работала полный рабочий день.
 

    Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации, нахождение в командировке, на основании приказа руководителя является обязательной частью ее трудовой деятельности. В соответствии со ст. 112 КЗоТ РСФСР и ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации, в командировки, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации, командировках, работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
 

    Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировке, таким образом, подлежат включению на основании ст. 112 КЗоТ РФ и ст. ст. 187, 196 ТК РФ (действовавших в спорные периоды), поскольку за работником в указанный период сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Из заработной платы истца производились все удержания, в том числе в Пенсионный фонд.
 

    Таким образом, вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
 

    Требование истца Федоровой Т.А., таким образом, о признании незаконным решения ГУ – Управления ПФР в Шабалинском районе Кировской области от 14 апреля 2014 года № 72 в части исключения периодов: с 1 января 1995 года по 31 марта 1999 года, 31 октября 2006 года, с 29 октября 2001 года по 21 декабря 2001 года, с 30 января 2006 года по 24 февраля 2006 года, с 11 января 2011 года по 4 марта 2011 года, с 14 октября 2013 года по 25 октября 2013 года, и включении указанных периодов (в том числе период с 1 января 1995 года по 31 марта 1999 года - в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца) в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

    В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсий, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
 

    В судебном заседании установлено, что Федорова Т.А. обратилась в Пенсионный Фонд за назначением досрочной пенсии по старости 7 апреля 2014 года и указанное заявление у неё было принято. При включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов, которые по требованию истицы признаются судом подлежащими включению, специальный стаж Федоровой Т.А. на момент обращения её за назначением пенсии составляет требуемые 25 лет, поэтому суд считает, что Управление Пенсионного Фонда РФ обязано назначить Федоровой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 7 апреля 2014 года.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л :
 

    Иск Федоровой Татьяны Анатольевны удовлетворить.
 

    Признать решение ГУ – Управления ПФР в Шабалинском районе Кировской области от 14 апреля 2014 года № 72 в части исключения периодов: с 1 января 1995 года по 31 марта 1999 года, 31 октября 2006 года, с 29 октября 2001 года по 21 декабря 2001 года, с 30 января 2006 года по 24 февраля 2006 года, с 11 января 2011 года по 4 марта 2011 года, с 14 октября 2013 года по 25 октября 2013 года, из специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии; обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Шабалинском районе Кировской области, включить вышеуказанные периоды (в том числе период с 1 января 1995 года по 31 марта 1999 года - в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца) в специальный стаж Федоровой Татьяны Анатольевны и обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Шабалинском районе Кировской области назначить Федоровой Татьяне Анатольевне досрочную трудовую пенсию по старости с 7 апреля 2014 года.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    С у д ь я : Н.В. Катаева