№2-309/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    7 октября 2014 г. пгт. Ленинское
 

    Шабалинский районный суд Кировской области в составе
 

    председательствующего судьи Катаевой Н.В.
 

    с участием прокурора Игошина С.Г.
 

    при секретаре Глушковой Ю.С.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шабалинского района в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Галкину В.М. о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,
 

у с т а н о в и л :
 

    Прокурор Шабалинского района обратился в суд с иском в защиту экологических прав неопределенного круга лиц к ИП Галкину В.М. о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства, по тем основаниям, что прокуратурой Шабалинского района в сентябре 2014 года проведена проверка исполнения требований законодательства о природопользовании в сфере отходов производства. ИП Галкин В.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13 ноября 2009 года, осуществляет деятельность по хранению лесоматериала и производству пиломатериала в цехах лесопиления по адресу: Шабалинский район д. Содом на земельных участках, находящихся в собственности физического лица - ФИО4 на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 18.03.2011 г. В результате указанной деятельности предприятия образуются опасные отходы, в том числе указанные в Приказе МПР РФ от 02.12.2002 N 786 (ред. от 30.07.2003) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код 9120040001004), лом черных металлов несортированный (код 3513010001995). На основании ст. 11 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (п. 4 Правил). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (п. 6 Правил). Вместе с тем названное требование закона ИП Галкиным В.М. не выполнено. В соответствии с ч. 2 ст. 14 федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 3 указанной статьи на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. На основании и во исполнение данной нормы Приказом МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, из пунктов 3, 4 которых следует, что в случае, когда производитель отхода расчетным методом отнес отход к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. В соответствии с Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код 9120040001004) относятся к 4 классу опасности, а лом черных металлов несортированный (код 3513010001995) относятся к 5 классу опасности. Однако паспорта опасности отходов у ИП Галкина В.М. отсутствуют, экспериментальным методом отнесение отходов к 5-му классу опасности не подтверждено. В соответствии со ст. 26 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (ч. 1). Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (ч. 2). Вместе с тем, ИП Галкин В.М. в ходе своей деятельности производственный экологический контроль не осуществляет. В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Вместе с тем, работники ИП Галкина В.М., допущенные к обращению с отходами IV класса, профессиональную подготовку по обращению с указанными опасными отходами не прошли. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов I - V класса опасности. Вместе с тем первичный учет движения отходов на предприятии не ведется. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Согласно пунктам 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, который устанавливает требования к содержанию и представлению указанной отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30, отчетный период составляет один календарный год (пункт 4); отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5). Следовательно, отчетность представляют все субъекты малого или среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. При этом выполнение данной обязанности не поставлено в зависимость от осуществления указанными субъектами того или иного вида деятельности в области обращения с отходами. Как установлено в ходе прокурорской проверки, ИП Галкиным В.М не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012-2013 годы. Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. №7ФЗ «Об охране окружающей среды».
 

    В судебном заседании прокурор Игошин С.Г. исковые требования уточнил, просил обязать ИП Галкина В.М. устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, на основании результатов которой разработать и получить паспорта на образуемые
отходы IV класса опасности (в том числе на мусор от бытовых помещений организации несортированный, отходы коры), подтвердить экспериментальным методом отнесение образуемых отходов к отходам V класса опасности (в том числе опилки натуральной чистой древесины, лом черных металлов несортированный); организовать осуществление производственного экологического контроля; организовать проведение профессиональной подготовки по обращению с отходами I-IV класса опасности с ответственными работниками предприятия; организовать проведение первичного учета движения отходов на предприятии; представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 -2013 г. в срок до 31 декабря 2014 года.
 

    Ответчик ИП Галкин В.М. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласен, суду пояснил, что им предпринимаются меры по устранению указанных нарушений, однако срок устранения зависит не от него.
 

    Выслушав объяснения прокурора, ответчика, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, суд находит иск прокурора Шабалинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право на охрану здоровья.
 

    Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
 

    Согласно статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
 

    На основании ст. 11 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
 

    Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (п. 4 Правил). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (п. 6 Правил).
 

    Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Шабалинского района в сентябре 2014 года проведена проверка исполнения требований законодательства о природопользовании в сфере отходов производства у ИП Галкина В.М. ИП Галкин В.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13 ноября 2009 года, осуществляет деятельность по хранению лесоматериала и производству пиломатериала в цехах лесопиления по адресу: Шабалинский район д. Содом на земельных участках, находящихся в собственности физического лица - Куриева Т.И. на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 18.03.2011 г. В результате указанной деятельности предприятия образуются опасные отходы, в том числе указанные в Приказе МПР РФ от 02.12.2002 N 786 (ред. от 30.07.2003) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код 9120040001004), лом черных металлов несортированный (код 3513010001995). Названное требование закона ИП Галкин В.М. не выполняет.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 14 федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
 

    Согласно ч. 3 указанной статьи на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
 

    На основании и во исполнение данной нормы Приказом МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, из пунктов 3, 4 которых следует, что в случае, когда производитель отхода расчетным методом отнес отход к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.
 

    В соответствии с Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код 9120040001004) относятся к 4 классу опасности, а опилки натуральной чистой древесины (код 1711060101005), лом черных металлов несортированный (код 3513010001995) относятся к 5 классу опасности.
 

    Как установлено в судебном заседании и в ходе прокурорской проверки, паспорта опасности отходов у ИП Галкина В.М. отсутствуют, экспериментальным методом отнесение отходов к 5-му классу опасности не подтверждено.
 

    В соответствии со ст. 26 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (ч. 1). Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (ч. 2).
 

    Как установлено в судебном заседании и в ходе прокурорской проверки, ИП Галкин В.М. в ходе своей деятельности производственный экологический контроль не осуществляет.
 

    В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
 

    Как установлено в судебном заседании и в ходе прокурорской проверки, работники ИП Галкина В.М., допущенные к обращению с отходами IV класса, профессиональную подготовку по обращению с указанными опасными отходами не прошли.
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов I - V класса опасности.
 

    Как установлено в судебном заседании и в ходе прокурорской проверки первичный учет движения отходов на предприятии ИП Галкина В.М. не ведется.
 

    В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
 

    Согласно пунктам 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, который устанавливает требования к содержанию и представлению указанной отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30, отчетный период составляет один календарный год (пункт 4); отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5).
 

    Следовательно, отчетность представляют все субъекты малого или среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. При этом выполнение данной обязанности не поставлено в зависимость от осуществления указанными субъектами того или иного вида деятельности в области обращения с отходами.
 

    Как установлено в судебном заседании и в ходе прокурорской проверки, ИП Галкиным В.М не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012-2013 годы.
 

    Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. №7ФЗ «Об охране окружающей среды».
 

    Таким образом, невыполнение требований природоохранного законодательства ИП Галкиным В.М., создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
 

    На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Шабалинского района Кировской области в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предъявленное к ИП Галкину В.М. подлежит удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

Р е ш и л :
 

    Исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области удовлетворить:
 

    Обязать ИП Галкина В.М. устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, на основании результатов которой разработать и получить паспорта на образуемые отходы IV класса опасности (в том числе на мусор от бытовых помещений организации несортированный, отходы коры), подтвердить экспериментальным методом отнесение образуемых отходов к отходам V класса опасности (в том числе опилки натуральной чистой древесины, лом черных металлов несортированный); организовать осуществление производственного экологического контроля; организовать проведение профессиональной подготовки по обращению с отходами I-IV класса опасности с ответственными работниками предприятия; организовать проведение первичного учета движения отходов на предприятии; представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012-2013 г. в срок до 31 декабря 2014 года.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

 

 

 

    С у д ь я : Н.В. Катаева