Дело № 2-2928/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    10 октября 2014 года
 

    Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
 

    С участием:
 

    Представителя истцов Кубака В.П., Михеевой Л.Б. по доверенности – Анциной А.И.,
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кубака В.П., Михеевой Л.Б., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних Михеевой Е.В., Кубака В.В. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
 

УСТАНОВИЛ:


 

    Кубак В.П., Михеева Л.Б., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Михеевой Е.В., Кубака В.В., обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и просили признать за ними право собственности по 1/4 доли за каждым в порядке приватизации на <данные изъяты> квартиру, расположенную по <адрес>; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись <номер> от <дата> о праве собственности Российской Федерации и о праве оперативного управления <номер> от <дата> на квартиру, расположенную по <адрес>.
 

    Свои требования истцы мотивировали тем, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения <номер> от <дата> Кубаку В.П. и членам его семьи – Михеевой Л.Б., Михеевой Е.В., Кубаку В.В. было предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из <данные изъяты> комнат в <данные изъяты> квартире общей площадью <данные изъяты>, расположенное по <адрес>, для проживания в нем.
 

    Осенью 2013 года члены семьи Кубака В.П. зарегистрировались в указанной квартире, постоянно проживают в ней, осуществляют права и обязанности нанимателей в полном объеме.
 

    Кубак В.П. обращался к начальнику ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о передаче ему и членам его семьи в собственность в порядке приватизации занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения, расположенного по <адрес>. Был получен отказ в письме <номер> от 20.08.2013 года в связи с тем, что вопрос о передаче в собственность квартир Министерством обороны РФ гражданам в порядке приватизации в настоящее время не урегулирован действующим законодательством.
 

    Истцы Кубак В.П., Михеева Л.Б., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Михеевой Е.В., Кубака В.В., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
 

    Представитель истцов Кубака В.П., Михеевой Л.Б. по доверенности – Анцина А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
 

    Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просил, к материалам дела приобщено возражение, из которого следует, что у Министерства обороны РФ нет полномочий по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц.
 

    Представитель ответчика ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просил, возражений относительно заявленных требований не представил.
 

    При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
 

    Выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

    Материалами дела установлено, что спорным является жилое помещение по <адрес>.
 

    <дата> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ приняло решение <номер> о предоставлении Кубаку В.П. и совместно проживающим с ним членам семьи: жене – Михеевой Л.Б., дочери жены – Михеевой Е.В., сыну – Кубаку В.В. жилого помещения в виде отдельной <данные изъяты> квартиры, общей площадью <данные изъяты>, на <данные изъяты> этаже, по <адрес> (л.д.8).
 

    <дата> между ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Кубаком В.П. заключен договор социального найма жилого помещения <номер> о предоставлении Кубаку В.П. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование спорного жилого помещения (л.д.6-7).
 

    В связи с оформлением договора социального найма жилого помещения <номер> от <дата> решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Кубак В.П. снят с учета нуждающихся в жилы помещениях (л.д.9).
 

    Как усматривается из выписки из домовой книги в квартире по <адрес>, зарегистрированы Кубак В.П., Михеева Л.Б., Кубак В.В., <дата> рождения, Михеева Е.В., <дата> рождения (л.д.15).
 

    Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что спорная квартира находится в собственности Российской Федерации и оперативном управлении ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 17).
 

    На спорную квартиру, расположенную по <адрес>, предоставлен кадастровый паспорт, из которого усматривается, что объект поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый <номер> (л.д.16).
 

    За Кубаком В.П., Кубаком В.В., Михеевой Л.Б., Михеевой Е.В. прав на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.11-14). Согласно справке ГУП МО «МОБТИ» от 10.07.2014 года Михеева Л.Б. не учтена в архиве Серпуховского отдела Южного филиала ГУП МО «МОБТИ» в качестве собственника недвижимого имущества.
 

    На обращение Кубака В.П. в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ дан ответ, что реализация права на безвозмездное получение жилья в собственность от Министерства обороны РФ возможна в порядке гражданского судопроизводства (л.д.10).
 

    В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
 

    В ст.1 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что приватизация жилья - бесплатная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
 

    Согласно ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
 

    Положениями ст.6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется учреждением, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
 

    Ограничения по приватизации жилья, предоставленного гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, отменены, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П и Федеральным законом РФ от 11.06.2008 N 84-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
 

    Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
 

    В соответствии со ст.7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилья в собственность оформляется договором передачи, заключаемым с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься в двухмесячный срок.
 

    В силу ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
 

    Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
 

    Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет именно Министерство обороны РФ
 

    Согласно подпункту «о» пункта 2 указанного Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.
 

    Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".
 

    Согласно пункту 1 указанного Положения именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
 

    В соответствии с подпунктом 43 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
 

    Как указано в подпункте 68 пункта 7 вышеназванного Положения Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением.
 

    Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение – квартира по <адрес>, предоставлена истцам в установленном законом порядке по договору социального найма, истцы зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении, однако, из-за уклонения ответчиков от передачи квартиры в собственность граждан, отсутствия регламентированной процедуры передачи жилья в собственность военнослужащим, истцы в свою очередь не могут реализовать свое право на приватизацию. Указанные обстоятельства не могут быть положены в обоснование отказа в иске, так как право истцов не может быть нарушено из-за допущенных упущений со стороны ответчика.
 

    В связи с тем, что истцы изъявили желание на приватизацию жилого помещения, ранее не использовали свое право на бесплатную приватизацию другого жилого помещения, суд считает требования истцов основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
 

    Разрешая спор, суд, руководствуется положениями Закона РФ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, приходит к выводу о том, что истцы имеют право приобрести спорное жилое помещение в собственность при наличии волеизъявления в порядке, предусмотренном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
 

    По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
 

    В соответствии со ст.7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
 

    Государство установившее в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
 

    Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
 

    Материальным основанием для приватизации гражданином жилых помещений государственного жилищного фонда является занятие этих помещений на условиях социального найма
 

    Поскольку в данном случае жилое помещение, занимаемое истцами, предоставлено им на законных основаниях по договору социального найма, ранее участия в приватизации истцы не принимали, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. При этом отсутствие нормативной базы по порядку передачи в собственность граждан жилых помещений, принадлежащих Министерству Обороны РФ не должно лишать истцов права на приватизацию жилья, которое они занимает по договору социального найма.
 

    Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности истцов на спорное жилое помещение, и внесения записи о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования удовлетворить.
 

    Признать за Кубаком В.П., Михеевой Л.Б., Михеевой Е.В., Кубаком В.В. право собственности в равных долях в порядке приватизации на квартиру, расположенную по <адрес> – по 1/4 доли за каждым.
 

    Настоящее решение суда является основанием для регистрации права собственности Кубака В.П., Михеевой Л.Б., Михеевой Е.В., Кубака В.В. и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на квартиру, расположенную по <адрес>.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий: И.С.Фетисова
 

    Мотивированное решение составлено 14 октября 2014 года.