Дело № 2-207/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 октября 2014 года с. Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего федерального судьи Магомедова И.О.,
с участием прокурора Сергокалинского района РД Алигаджиева А.М.,
при секретаре Магомедовой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сергокалинского района РД в интересах неопределенного круга лиц к МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района РД о признании незаконным бездействия МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района РД при исполнении законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон и обязании привести указанную сферу правоотношений в соответствие с законодательством Российской Федерации в части оформления паспортов на объекты исторического и культурного наследия, принятия правовых актов, определяющих статус и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, оформления прав в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе осуществление в отношении них государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сергокалинского района РД Алигаджиев А.М. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района РД о признании незаконным бездействия МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района РД при исполнении законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон и обязании привести указанную сферу правоотношений в соответствие с законодательством Российской Федерации, в части оформления паспортов на объекты исторического и культурного наследия, принятия правовых актов, определяющих статус и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, оформления прав в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе осуществление в отношении них государственного кадастрового учета.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон. В ходе проверки установлено, что МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района РД требования законодательства в указанной сфере не исполняются.
Постановлениями Правительства Республики Дагестан № 289 от 15.08.1975 «О памятниках культуры, находящихся на территории Дагестанской АССР, подлежащих государственной охране» и № 11 от 21.01.1997 «О внесении дополнений в перечень памятников истории и культуры республиканского значения, подлежащих государственной охране» утвержден перечень объектов культурного наследия, памятников истории и культуры федерального и регионального значения подлежащих государственной охране. Согласно указанным перечням на территории МО СП расположены 14 объектов исторического и культурного наследия, а именно:
- «Памятник кичигамринцам, погибшим в войне 1941-1945 г.г.»;
- Кладбище «Шейхла хlябри» 17-18 в.в.;
- «Кладбище» 17-20 в.в.;
- «Надгробие саркофаг № 1» 9-10 в.в.;
- «Надгробие саркофаг № 2» 9-10 в.в.;
- «Надгробие саркофаг № 3» 9-10 в.в.;
- «Мечеть» 1903 г.;
- «Мавзолей накшбандитского устаза Зубайру-Хаджи из с.Кичи-Гамри»
1911-1912 г.г.;
- «Стела надмогильная» 1388 г.;
- «Стела надгробная» 1911 г.;
- «Кичи-Гамринское 1-е поселение» 6-8 в.в.;
- «Урочище у реки Гамри-озень»;
- «Кичи-Гамринское 2-е поселение» 18-19 в.в.;
- «Кичи-Гамринский могильник» кон. 2 - нач. 1 тыс. до н. э.
Проведенной проверкой установлено, что МО СП правовые акты, определяющие статус, границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия не приняты.
Земельные участки, на которых размещаются объекты исторического и культурного наследия надлежащим образом не оформлены, в том числе не осуществлен в отношении них государственный кадастровый учет, не зарегистрированы на них право собственности и вещные права землепользователей.
В соответствии со ст. 21 ФЗ от 25.06.2006г. №73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия.
Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо с земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
Между тем, паспорта на объекты культурного наследия, расположенные на территории МО СП не оформлены.
Аналогичные проверки были проведены прокуратурой района в 2009 и 2011 г., в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в указанной сфере. По результатам проведенных проверок в обоих случаях прокуратурой района были внесены представления главам муниципальных образований сельских поселений Сергокалинского района, в том числе и главе данного СП.
В ходе последней проведенной проверки установлено, что мерами прокурорского реагирования не удалось добиться от муниципальных образований сельских поселений Сергокалинского района реального устранения выявленных нарушений законодательства в полном объеме.
Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.
В связи с изложенным просит признать бездействие Главы МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района Республики Дагестан по исполнению законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон, выразившегося в не оформлении паспортов на объекты исторического и культурного наследия, не принятии правовых актов, определяющих статус границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, не оформлении прав в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе не осуществлении в отношении них государственного кадастрового учета, незаконным. Обязать Главу МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района РД оформить паспорта на объекты исторического и культурного наследия находящиеся на территории МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района РД, принять правовые акты определяющие статус границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, оформить права в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе осуществить в отношении них государственный кадастровый учет.
В судебном заседании прокурор Сергокалинского района РД Алигаджиев А.М. исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика глава МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района РД Курбанмагомедов А.К. в судебном заседании исковые требования признал в полном объёме и пояснил, что вышеуказанные нарушения действительно имеют место, обязуется их устранить.
Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, считает требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.
Постановлениями Правительства Республики Дагестан № 289 от 15.08.1975 года «О памятниках культуры, находящихся на территории Дагестанской АССР, подлежащих государственной охране» и № 11 от 21.01.1997 года «О внесении дополнений в перечень памятников истории и культуры республиканского значения, подлежащих государственной охране» утвержден перечень объектов культурного наследия, памятников истории и культуры федерального и регионального значения подлежащих государственной охране.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ст. 7 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 вышеназванного закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия.
Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо с земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
Согласно разделу II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённой приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ
Несоблюдение порядка учета является нарушением правил охраны памятников истории и культуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения могут быть отнесены вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия местного значения расположенных на территории поселения, если уставами муниципального района и уставами сельских поселений закреплены за МО СП указанные вопросы.
Согласно п. 13 ст.13 Закона РД от 29.12.2004 № 43 (ред. от 05.03.2014) "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" к вопросам местного значения поселения в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 6 Устава МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района к вопросам местного значения сельского поселения относится в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории сельского поселения.
Согласно части 3 ст. 215 ГПК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение. В силу статьи 210 ГПК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Как усматривается из материалов дела прокуратурой Сергокалинского района во исполнение задания прокуратуры Республики Дагестан №7/1-39-2014 от 22.07.2014г., проведена проверка по вопросу исполнения законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района РД имеется 14 объектов исторического и культурного наследия, а именно:
- «Памятник кичигамринцам, погибшим в войне 1941-1945 г.г.»;
- Кладбище «Шейхла хlябри» 17-18 в.в.;
- «Кладбище» 17-20 в.в.;
- «Надгробие саркофаг № 1» 9-10 в.в.;
- «Надгробие саркофаг № 2» 9-10 в.в.;
- «Надгробие саркофаг № 3» 9-10 в.в.;
- «Мечеть» 1903 г.;
- «Мавзолей накшбандитского устаза Зубайру-Хаджи из с.Кичи-Гамри»
1911-1912 г.г.;
- «Стела надмогильная» 1388 г.;
- «Стела надгробная» 1911 г.;
- «Кичи-Гамринское 1-е поселение» 6-8 в.в.;
- «Урочище у реки Гамри-озень»;
- «Кичи-Гамринское 2-е поселение» 18-19 в.в.;
- «Кичи-Гамринский могильник» кон. 2 - нач. 1 тыс. до н. э.
Согласно письма начальника Сергокалинского межрайонного отдела Управления Росреестра по РД Омарова К.Д. за №44 от 01.09.2014г. усматривается, что в базе данных ЕГРП Сергокалинского МРО Управления Росреестра по РД отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, занимаемые объектами исторического и культурного наследия. Обращений по поводу проведения кадастрового учёта и последующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества также не было.
Из письма директора МКУК «Сергокалинский межпоселенческий культурно-досуговый центр» Администрации МР «Сергокалинский район» РД Махдиевой З.А. за №02001/16-2014 от 03.09.2014г. усматривается, что на территории Сергокалинского района не имеются объекты культурного наследия федерального значения. Из перечня объектов культурного наследия регионального значения не выделены объекты культурного наследия муниципального (местного значения). Реставрация объектов культурного наследия не проводится. Проводится ремонт, частично. Объекты исторического и культурного наследия находятся в удовлетворительном состоянии. Границы и режим содержания и использования территорий объектов исторического и культурного наследия не установлены. Паспорта на объекты на культурного наследия не оформлены.
Согласно положениям законов об объектах культурного наследия уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд установил, что заявление ответчика о признании иска сделано добровольно и, безусловно, соответствует требованиям закона и не нарушает прав и интересов других лиц.
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора к Администрации МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района.
В соответствии с п. 9 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сергокалинского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к МО СП «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района Республики Дагестан удовлетворить.
Признать бездействие Главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района Республики Дагестан по исполнению законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон, выразившегося в не оформлении паспортов на объекты исторического и культурного наследия, не принятии правовых актов, определяющих статус границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, не оформлении прав в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе не осуществлении в отношении них государственного кадастрового учета, незаконным.
Обязать Главу муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района Республики Дагестан оформить паспорта на объекты исторического и культурного наследия, находящиеся на территории муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Кичигамринский» Сергокалинского района Республики Дагестан, принять правовые акты, определяющие статус границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, оформить права в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе осуществить в отношении них государственный кадастровый учет.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Федеральный судья И.О. Магомедов.