Дело № 5-16/2014
 

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 

                    о привлечении к административной ответственности
 

    с.Сеченово                            ДД.ММ.ГГГГ
 

    Судья Сеченовского районного суда Нижегородской области Муравьев А.А., единолично, с участием
 

    представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Боряева В.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Сеченовская центральная районная больница», ИНН № место нахождения - <адрес>,
 

        УСТАНОВИЛ:
 

    В ходе проведения внеплановой документарной проверки выездной плановой проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Нижегородской области в деятельности ГБУЗ НО «Сеченовская центральная районная больница» выявлены нарушения порядка оказания помощи больным с ***, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 928н (далее-Порядок оказания помощи по ***).
 

    Согласно сведениями, содержащимся в едином реестре лицензий, министерством была выдана ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности. В ходе документарной проверки при изучении медицинской карты стационарного больного № установлено, что пациент ФИО3 была доставлена бригадой скорой помощи ДД.ММ.ГГГГ в 17:30 в ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» с диагнозом: ***. В нарушение п.19 Порядка оказания помощи по *** пациенту не выполнен забор крови для определения активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ), международного нормализированного отношения (МНО), а забор крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, произведен ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 23 Порядка оказания помощи по ***: время с момента поступления больного с признаками *** до получения врачом-неврологом исследования крови составляет не более 40 минут.
 

    В нарушение п.29 Порядка мониторинг неврологического статуса проводился с большим интервалом (реже чем 1 раз в 4 часа) 06.02.2014г., 08.02.2014г.
 

    По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела лицензирования управления по правовой и кадровой работе Министерства здравоохранения Нижегородской области ФИО4 в отношении ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в котором указаны вышеназванные обстоятельства, в нарушение п.п. «А» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291, что отнесено лицом, составившим протокол, в соответствии с п.6 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований.
 

    Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, а также орган, возбудивший дело об административном правонарушении - Министерство здравоохранения Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о судебном заседании, в суд не явились, причин неявки не сообщили.
 

    От представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области ФИО4 в суд поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя Министерства, привлечь ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, и с учетом специфики учреждения и того, что оно ранее не привлекалось к административной ответственности, назначить административное наказание в виде административного штрафа.
 

    Прокурор Сеченовского района Нижегородской области извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
 

    В соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    В судебном заседании представитель ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» Боряев В.А. не согласился с протоколом об административном правонарушении, пояснил, что фактически Сеченовская центральная районная больница не могли выполнить порядок оказания помощи больному с *** по тем причинам, что данный порядок применим только для учреждений, где имеется специализированное отделение для больных с ***. В ЦРБ нет круглосуточного дежурства невролога, нет возможности забирать круглосуточно кровь. В больнице осуществляется первичная врачебную помощь. На основании приказа Минздрава Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ были созданы специализированные отделения, на основании которого необходимо всех больных с *** отправлять в Лысковскую центральную районную больницу. В этом приказе созданы межрайонные центры, за которыми закреплены районы, в частности наш район и соседние закреплены в г. Лысково, там имеется специализированное отделение. Считает, что задача больницы по этому приказу была доставить больную в г. Лысково. Однако больную оставили в Сеченовской ЦРБ, потому что больная изначально при поступлении была в коме. Дежурный врач посчитал обоснованно, что она не перенесет двухчасовую перевозку в г.Лысково.
 

    В Порядке оказания медицинской помощи больным с *** указано, что эта помощь оказывается, когда больной поступает в специализированное учреждение, каким не является Сеченовская ЦРБ. Им является ГБУЗ НО «Лысковская ЦРБ». Несмотря на то, что в Сеченовской ЦРБ имеется неврологическое отделение и палата интенсивной терапии для больных с ***, больница не должна соблюдать вышеназванный Порядок, а действовать на основании Стандартов оказания стационарной помощи взрослому населению Нижегородской области», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и ТФОМС Нижегородской области от 12.11.2007 № 34-осн (с изменениями в соответствии с приказом Минздрава НО от 21 декабря 2007 г. N 38-осн), согласно указаны наименования анализов, которые должны браться, но не указано время забора, при этом кровь отбирается по требованию, то есть когда врачу необходимо. Представитель больницы Боряев В.А. считает, что в данном случае не имелось возможности соблюдать требования Порядка оказания медицинской помощи больным с *** так как в штате лаборатории имеются только работники, которые могут забирать кровь, была суббота, имелась возможность вызвать лаборанта, но она может сделать только общий анализ крови, и нет лаборанта, который может взять специальный анализ крови, Считает, что пункт 23 в акте проверки интерпретирован не верно, так как указанном пункте идет речь о компьютерной томографии, а не о заборе крови, проверяющее лицо не верно указала пункт, в порядке про забор крови говорится в другом пункте. Не исключает того, что возможность у больной после поступления забрать для исследования кровь в течение 40 минут была.
 

    Однако, имеется акт экспертизы качества медицинской помощи от ДД.ММ.ГГГГ года, где указано, что нарушений, повлекших летальный исход больной ФИО3, не выявлено.
 

    Выслушав объяснения представителя ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» Боряева В.А., изучив материалы дела, прихожу к следующему.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
 

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из Примечания к указанной статье следует, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
 

    Согласно п.п. 46 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");
 

    На основании п.п. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
 

    В соответствии с п. 6 названного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
 

    В соответствии с указанным пунктом названной статьи Федерального закона исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
 

    1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
 

    2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
 

    Согласно п.19 Порядка оказания помощи по ОНМК, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012г. № 928н,
 

    больные с признаками ОНМК при поступлении в смотровой кабинет Отделения осматриваются дежурным врачом-неврологом, который:
 

    оценивает состояние жизненно важных функций организма больного, общее состояние больного, неврологический статус;
 

    по медицинским показаниям проводит мероприятия, направленные на восстановление нарушенных жизненно важных функций организма больного с признаками ОНМК;
 

    организует выполнение электрокардиографии, забора крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, международного нормализованного отношения (далее - МНО), активированного частичного тромбопластинового времени (далее - АЧТВ).
 

    Пункт 23 указанного Порядка определяет, что время с момента поступления больного с признаками ОНМК в Отделение до получения дежурным врачом-неврологом Отделения заключения исследования крови составляет не более 40 минут.
 

    Пунктом 29 Порядка установлено, что в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии Отделения в течение всего срока пребывания каждому больному с ОНМК проводится мониторинг неврологического статуса (не реже чем 1 раз в 4 часа, при необходимости чаще).
 

    В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области утвержден порядок организации медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения на территории Нижегородской области согласно Приложению 1 медицинская помощь больным с сосудистыми заболеваниями оказывается стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). При оказании первичной медико-санитарной помощи осуществляется раннее выявление больных с признаками ОКС и ОНМК и направление их в медицинские организации, в структуре которых организовано первичное сосудистое отделение (ПСО). Для транспортировки больного вызывается бригада скорой медицинской помощи (СМП). При оказании СМП в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в структуре которых организовано ПСО, в условиях обеспечения круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.
 

    В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 08.07.2013 N 1475 (ред. от 30.12.2013) "Об организации оказания медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения на территории Нижегородской области" при приеме дежурным диспетчером станции СМП информации о пациенте диспетчер немедленно высылает врачебную (фельдшерскую) бригаду:
 

    - бригада СМП на месте оценивает тяжесть состояния пациента и приступает к оказанию доврачебной, первой врачебной (по показаниям - реанимационной) помощи, в том числе при наличии медицинских показаний тромболизиса. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств для оказания медицинской помощи незамедлительно информирует диспетчера СМП. Бригада СМП предварительно устно оповещает ПСО о поступлении больного с признаками острого сосудистого заболевания и приблизительном времени поступления;
 

    - для оказания специализированной помощи пациент доставляется машиной СМП в ПСО.
 

    Пункт 4 названного Приказа определяет медицинские организации, участвующие в оказании медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Так, у ГБУЗ НО "Лысковская центральная районная больница" - первичного сосудистого отделения, зона ответственности ПСО (139933 человека взрослого населения), куда входит ГБУЗ НО "Сеченовская центральная районная больница".
 

    В соответствии с Перечнем состояний, (заболеваний), требующих госпитализации в первичные сосудистые отделения, в ПСО госпитализируются больные с ОНМК.
 

    Не подлежат транспортировке в ПСО больные в агональном состоянии.
 

    Признаками агонального состояния больного являются в том числе - кома глубокая или запредельная: неразбудимость с утратой реакции на боль, изменение мышечного тонуса от гипотонии или полной атонии; арефлексия, нарастающий паралитический мидриаз и т.д.
 

    В судебном заседании установлено, что Министерством здравоохранения Нижегородской области Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Сеченовская центральная районная больница» ***, выдана лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности.
 

    На основании приказа Министерства здравоохранения Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № в ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований, выразившиеся в осуществлении медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, установленных п.п. а п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части несоблюдения порядков оказания помощи ФИО3, а именно Порядка оказания медицинской помощи больным с ***, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 года № 928н.
 

    В ходе документарной проверки при изучении медицинской карты стационарного больного № установлено, пациент ФИО3 была доставлена бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в 17:30 в ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» с диагнозом: ***
 

    В нарушение п. 19 Порядка оказания медицинской помощи по ОНМК пациенту не выполнен забор крови для определения активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ), международного нормализованного отношения (МНО), а забор крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, произведен ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 23 Порядка оказания помощи по *** согласно которому время с момента поступления больного с признаками *** до получения до получения врачом-неврологом исследования крови составляет не более 40 минут. Кроме того в нарушение п. 29 Порядка оказания медицинской помощи по *** мониторинг неврологического статуса проводился с большим интервалом (реже чем 1 раз в 4 часа) ДД.ММ.ГГГГ
 

    Также установлено, что в ГБУЗ НО «Сечерновская ЦРБ» отсутствует первичное сосудистое отделение (ПСО), которое имеется при ГБУЗ НО «Лысковская ЦРБ».
 

    Однако, в ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» имеется неврологическое отделение, лаборатория (в том числе для анализа и исследования крови), палата интенсивной терапии, куда предусмотрено доставление и оказание неотложной медицинской помощи больным с ***, что не оспаривается представителем больницы. Также в штате больницы предусмотрен врач-невролог.
 

    Таким образом, при отсутствии возможности доставить пациента с *** в первичное сосудистое отделение, в ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» имелась возможность оказать максимально посильную медицинскую помощь пациенту в соответствии с пунктами 19, 23 и 29 Порядка оказания медицинской помощи по ОНМК, чего сделано не было.
 

    Допущенное ГБУЗ НО «Сеченовская центральная районная больница» административное правонарушение подтверждается имеющимися в деле и исследованными доказательствами: приказом о проведении проверки внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 6-7), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. (.д. 8-10), протоколом об административном правонарушении (л.д. 11-13), лицензией на осуществление медицинской деятельности ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» (л.д. 14-30).
 

    Указанные нарушения Порядка оказания медицинской помощи по *** пациенту являются грубыми в соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
 

    При таких обстоятельствах считаю установленным факт грубого нарушения ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, при наличии обязательного разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности, что является диспозицией ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Доводы представителя ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» об отсутствии в действиях больницы состава административного правонарушения, в том числе со ссылкой на акт экспертизы качества медицинской помощи, являются необоснованными, не отвечают требованиям статей 18 и 32 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
 

    Акт экспертизы, не выявивший нарушений, повлекших летальный исход пациента, не опровергает фактов грубых нарушений Порядка оказания медицинской помощи по ОНМК, установленных актом проверки Министерства здравоохранения Нижегородской области, и не является основанием для освобождения ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» от административной ответственности.
 

    В соответствии с ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 

    Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в силу ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ не усматривается.
 

    Принимая во внимание характер, обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь принципом соразмерности назначения наказания и наступивших последствий от совершенного административного правонарушения, полагаю необходимым назначить юридическому лицу ГБУЗ НО «Сеченовская ЦРБ» административное наказание, предусмотренное санкцией ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа, в минимальном размере.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст. 19.20, ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
 

                   ПОСТАНОВИЛ
 

    Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Сеченовская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере - 100 000 (сто тысяч) рублей.
 

    Получатель административного штрафа: УФК по Нижегородской области (Министерство здравоохранения Нижегородской области),
 

    счет № 40101810400000010002,
 

    БАНК ПОЛУЧАТЕЛЯ - ГРКЦ ГУ БАНКА России по Нижегородской области, город Нижний Новгород
 

    БИК - 042202001, ИНН - 5260103127, КПП - 526001001,
 

    код дохода - 05511690020020000140, ОКТМО - 22701000, назначение платежа - штраф за нарушение лицензионных требований.
 

    Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
 

    За неуплату административного штрафа в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ.
 

    Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда через Сеченовский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
 

    Судья А.А. Муравьев