Дело № 2-1310/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п.г.т. Богатые Сабы 14 октября 2014 года
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Я. Шафигуллина,
при секретаре А.Ф. Гафиятуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
А.Г. Хабибуллина к Банку ВТБ-24 (закрытому акционерному обществу) об истребовании документов,
У С Т А Н О В И Л:
А.Г. Хабибуллин обратился в суд с иском ЗАО Банк ВТБ-24 об истребовании документов.
В обоснование иска указано, что между ним и ЗАО «ВТБ 24» был заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ЗАО «ВТБ 24» открыл текущий счет в рублях и обязался осуществлять его обслуживание, предоставив Истцу кредит в размере 320000 руб. Истец в свою очередь обязался возвратить кредитору полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, в сроки и на условиях, определенных в кредитном договоре.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика, а именно: кредитного договора, приложений к договору, графика платежей, расширенной выписки по лицевому счету. Ответа на данную претензию получено не было.
По мнению истца, он как заемщик по кредитному договору имеет право на получение сведений обо всех операциях по своему счёту, открытому в банке для получения и обслуживания кредита. Кроме того указывает на недостаточность информации о кредите, порядке его возврата и списания средств с лицевого счета заемщика, по его мнению, является нарушением положений статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
По этим основаниям истец просил обязать ЗАО Банк ВТБ-24 выдать ему копии документов по кредитному делу заемщика.
Также истец просил дело рассмотреть в его отсутствие и в отсутствие своего представителя.
Истец А.Г. Хабибуллин, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Ответчик – ЗАО Банк ВТБ-24 надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства.
Представителем ответчика ФИО3, действующим на основании доверенности, в суд представлен отзыв на исковое заявления, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие, а в удовлетворении иска отказать. В возражение иску им указано, что требования истца не основаны на законе, не доказаны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. При заключении кредитного договора второй экземпляр был выдан на руки заемщику, что подтверждается подписями на документах. В направленной ДД.ММ.ГГГГ в их адрес претензии невозможно было идентифицировать подпись заемщика. Поэтому в ответе на данную претензию было указано, что сведения о банковском счете, операциях по счету, а также сведения о клиенте банка относятся к банковской тайне, в связи с чем в предоставлении запрошенных сведений и документов, составляющих банковскую тайну, было отказано.
Вместе с тем истец не лишен права лично обратиться в любое отделение банка с заявлением о выдаче копий соответствующих документов, а также расширенной выписки по лицевому счету за интересующий его период (л.д. 17 – 19).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Судом установлено, что между ЗАО «ВТБ 24» и А.Г. Хабибуллиным был заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ЗАО «ВТБ 24» открыл текущий счет в рублях и А.Г. Хабибуллину был предоставлен кредит в размере 320000 руб. (л.д. 20 – 21).
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес «ВТБ 24» (ЗАО) была направлена претензия, в которой наряду с иными требованиями, были предъявлены требования о предоставлении копий документов по кредитному делу заемщика, кредитное дело, приложения к договору, график платежей и расширенную выписки по лицевому счету за весь период кредитования, со ссылкой на отсутствие у заемщика данных документов (л.д. 6).
Как указывается в возражении ответчика копия кредитного договора вместе с приложенными к нему документами, были получены А.Г. Хабибуллиным в день заключения кредитного договора, что подтверждается подписями в документах.
Из отзыва на исковое также усматривается, на вышеприведенную претензию, поданную истцом, банком в его адрес был направлен ответ, в котором указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности») сведения о банковском счете, операциях по счету, а также сведения о клиенте банка относятся к банковской тайне. В связи с тем, что банк не может однозначно идентифицировать А.Г. Хабибуллина по тем параметрам, которые указаны в поступившем по почте обращении ввиду несоответствия подписи клиента, а также отсутствия указания номера договора, запрашиваемая в обращении информация не может быть предоставлена.
Суд находит, что копии запрашиваемых документов были получены истцом при заключении договора, это видно из анализа искового заявления и документов, предоставленных ответчиком.
Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что нормами действующего законодательства не закреплена обязанность контрагента предоставлять другой стороне копии заключенного между ними договора с прилагающимися к нему документами по первому требованию, тем более, отправлять их почтой, что влечет за собой дополнительные расходы.
Поэтому доводы, изложенные в исковом заявлении о непредоставлении банком необходимой информации об услуге кредитования, обязательность своевременного предоставления которой предусмотрена статьями 8 и 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», суд признает несостоятельными и несоответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Напротив, материалами дела подтверждается, что вся необходимая и достоверная информация по оказанной истцу финансовой услуге (предоставлению кредита) была предоставлена банком А.Г. Хабибуллину до заключения кредитного договора, о чем свидетельствуют собственноручные подписи истца в уведомлении о полной стоимости кредита и в кредитном договоре (л.д. 20 – 21). При этом, указанные документы содержат полный перечень информации, обязательность предоставления которой применительно к отношениям по кредитованию установлена статей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Изложенное свидетельствует о надлежащем исполнении банком обязанности по предоставлению информации об оказываемой заемщику услуге, предусмотренной статьей 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
С учетом изложенных обстоятельств, свидетельствующих о том, что истец запрашивал у ответчика не информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора услуги, обязательность предоставления которой применительно к кредитному договору предусмотрена статьями 8 и 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а требовал предоставления копий документов, которые были получены им при заключении кредитного договора, а также принимая во внимание факт направления ответчиком в адрес истца письменного ответа на претензию, как указывается в возражении, суд считает требования истца в части предоставления копий кредитного договора с приложениями к нему, включая график погашения кредита и уплаты процентов, подлежащими отклонению ввиду отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
При этом суд также не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу расширенной выписки по лицевому счету за весь период кредитования ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В силу пункта 1 вышеприведенной статьи, а также согласно статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Более того, действующим законодательством Российской Федерации установлена ответственность кредитных организаций за разглашение банковской тайны.
Так, банковская тайна представляет собой один из законодательно установленных видов ограничения доступа к определенной категории сведений о клиентах, Формирующихся в кредитной организации в процессе осуществления банковской деятельности. Таким образом, все сведения о клиентах банка, которые стали известны банку в процессе обслуживания клиентов, в том числе паспортные данные физического лица, сведения о семейном положении и т.п., хранящиеся в юридическом деле клиента, сведения о содержании и условиях кредитного договора и договора об обеспечении исполнения обязательств и т.д. составляют банковскую тайну, при этом не является исключением информация о клиенте, которая в соответствии с законодательством является общедоступной. Несмотря на открытый характер такой информации, ее нахождение в банке придает ей статус «информации о клиенте», и, следовательно, свободный доступ к такой информации ограничен режимом банковской тайны.
Для соблюдения и защиты прав клиентов, гарантии тайны банковского счета, вклада, операций по счету и сведений о клиенте банками, в том числе, в соответствии с Положением Центрального Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании.
В соответствии с Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 года № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) для открытия текущего счета физическому лицу – гражданину Российской Федерации в банк предоставляется, в том числе, карточка с образцами подписей (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.12 настоящей Инструкции), позволяющая идентифицировать клиента по подписи путем визуального совпадения подписи с ранее полученными образцами.
Так, согласно банковским правилам, установленным в соответствии с главой 11 указанной выше Инструкции, при поступлении заявления клиента по каналам почтовой/курьерской связи идентификация клиента производится по визуальному совпадению подписи на заявлении с подписью клиента в договоре, карточке образцов подписей или ином документе, представленном в банк при личном присутствии клиента.
При рассмотрении банком претензии А.Г. Хабибуллина от ДД.ММ.ГГГГ и содержащей, в том числе, требование о предоставлении сведений и документов, составляющих банковскую тайну, было установлено, что подпись, выполненная от имени клиента в указанной претензии, не соответствует образцам подписи клиента, полученным банком, в соответствии с Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 года № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам), при открытии текущего счета и заключении договора, в связи с чем, идентифицировать клиента не представилось возможным.
Из изложенного следует, что направленная в адрес банка претензия была оформлена ненадлежащим образом, что не позволило банку провести идентификацию клиента в установленном законом порядке, в связи с чем, в предоставлении запрошенных сведений и документов, составляющих банковскую тайну, банком было правомерно отказано.
Приходя к выводу о необходимости отказа в иске, суд также принимает во внимание, что истец не лишен права лично обратиться в любое отделение банка с заявлением о выдаче копий соответствующих документов, а также расширенной выпиской по лицевому счету за интересующий его период.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска А.Г. Хабибуллина к Банку ВТБ-24 (закрытому акционерному обществу) об истребовании документов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2014 года.
Судья: Р.Я. Шафигуллин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>