№2-228/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    21 августа 2014 года п. Ровеньки
 

    Ровеньский районный суд Белгородской области в составе:
 

    председательствующего судьи               Горбачевой И.М.,
 

    при секретаре                     Конопля Ю.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску     прокурора Ровеньского района в интересах маломобильных групп населения и инвалидов, использующих кресла-коляски к администрации Наголенского сельского поселения, ОГБУЗ «Ровеньской ЦРБ» о понуждении к оборудованию входа в здание Клименковского ФАПа перилами и пандусом,
 

    с участием истца - помощника прокурора Ровеньского района Пустовойтова В.В., представителей ответчика – главы администрации Наголенского сельского поселения Д..., ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» Г... (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.), представителя 3-го лица директора МКУК «Наголенский сельский дом культуры» П...,
 

у с т а н о в и л :
 

    Прокуратурой Ровеньского района Белгородской области проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории Ровеньского района.
 

    В ходе проверки выявлено, что вход в здание Клименковского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного на территории Наголенского сельского поселения по адресу: Ровеньский район, с. Клименково, ул. Школьная, д.46 не оборудован пандусом и перилами, обеспечивающими доступ инвалидов в здание.
 

    Дело инициировано иском прокурора Ровеньского района в интересах маломобильных групп населения и инвалидов, использующих кресла-коляски, в котором просит обязать администрацию Наголенского сельского поселения и ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» оборудовать центральный вход в здание Клименковского ФАП перилами и пандусом в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    В судебном заседании представитель истца заявленные требования уточнил, просил обязать ответчиков оборудовать центральный вход в здание дома культуры перилами и пандусом в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Ответчик - глава администрации Айдарского сельского поселения Д... требования с учетом уточнения признал, пояснил, что здание Клименковского ФАП находится в собственности администрации, не отрицает отсутствие при входе здание перил и пандуса.
 

    Представитель ответчика ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» Г... иск не признала, ссылаясь на отсутствие необходимости установления специальных приспособлений для инвалидов, поскольку социально незащищенные группы населения обслуживаются медицинскими работниками на дому и фельдшерский пункт не посещают. Полагает, что представленный истцом протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ., в котором зафиксировано отсутствие перил и пандуса является ненадлежащим доказательством по делу.
 

    Третье лицо - директор МКУК «Наголенский сельский дом культуры» П... против удовлетворения заявленных требований не возражает, пояснив, что здание, в котором расположен Клименковский ФАП по договору аренды передано ОГБУЗ «Ровеньской ЦРБ», которая и должна обеспечить к нему доступ маломобильных групп населения и инвалидов.
 

    Выслушав объяснения сторон, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд считает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11 1995 года №181-ФЗ (далее - Закон) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
 

    Согласно ст. 15 Закона,Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивны сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
 

    Пунктом 4 ч.1 ст. 3Закона Белгородской области от 02.04.2009г. №265 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи Белгородской области» предусмотрено оснащение специальными приспособлениями и оборудование для свободного и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и учреждениям образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
 

    Из представленных истцом материалов следует, что в ходе проведенной проверки прокурором Ровеньского района по его поручению участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Ровеньскому району ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен осмотр здания Клименковского ФАП в присутствии свидетелей и главы администрации Наголенского сельского поселения. В ходе осмотра зафиксировано отсутствие при входе в здание перил и пандуса при наличии ступеней. К протоколу приложен фотографический снимок, подтверждающий обстоятельства, изложенные в данном документе.
 

    Доводы представителя ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» о недопустимости указанного протокола как доказательства, суд отклоняет, поскольку факт отсутствия перил и пандуса на входе в здание Клименковского ФАП сторонами не оспаривается. Нормами гражданского законодательства определенный порядок фиксации таких нарушений не установлен, поэтому представленный протокол осмотра суд признает допустимым доказательством по делу, соответствующим положениями ст. 60 ГПК РФ.
 

    Доводы представителя Г... об отсутствии необходимости установления перил и пандуса в здании Клименковского ФАП ввиду непосещения инвалидами указанного лечебного учреждения, не могут служить основанием к отказу в иске. Необходимость оборудования помещений объектов социальной инфраструктуры соответствующими приспособлениями для инвалидов и маломобильных групп населения прямо предусмотрена ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Белгородской области от 02.04.2009г. №265, положения которых не определяют зависимость необходимости установления перил и пандусов от посещаемости данных учреждений инвалидами.
 

    Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения содержатся в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года №605, и введенных в действие с 01.01.2013 года. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной РФ в сентябре 2008 года.
 

    Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
 

    В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
 

    В соответствии с п.п. 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
 

    Полномочия по соблюдению требований доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения возложены на органы исполнительной власти местного самоуправления муниципальных образований в Белгородской области в соответствии с законодательством РФ и Белгородской области (ст. 5 Закона Белгородской области от 02.04.2009г. №265).
 

    Из Устава ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» следует, что указанное учреждение осуществляет функции и предоставляет государственные услуги в сфере здравоохранения, то есть на него распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемое учреждением помещение. Учреждение является юридическим лицом, приобретает и осуществляет от своего имени имущественные и неимущественные права, несет обязанности. Финансируется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, является получателем бюджетных средств.
 

    Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.10.2012г., нежилое помещение, расположенное в <адрес> принадлежит на праве собственности Наголенскому сельскому поселению муниципального района «Ровеньский район», которое обязано нести бремя расходов по оборудованию помещения объекта социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для инвалидов в соответствии со ст. 8 Устава.
 

    Отсутствие пандуса и перил при входе в здание дома ФАП является нарушением положений Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку ограничивает доступ инвалидов, пользующихся инвалидными колясками, а также иных лиц, страдающих иными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, тем самым нарушаются их права.
 

    На основании изложенного исковые требования прокурора Ровеньского района обоснованы и подлежат удовлетворению.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л:
 

         Иск     прокурора Ровеньского района в интересах маломобильных групп населения и инвалидов, использующих кресла-коляски к администрации Наголенского сельского поселения, ОГБУЗ «Ровеньской ЦРБ» о понуждении к оборудованию входа в здание Клименковского ФАПа перилами и пандусом признать обоснованным и удовлетворить.
 

    Обязать администрацию Наголенского сельского поселения и ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» оборудовать центральный вход в здание Клименковского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> перилами и пандусом, отвечающими требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ровеньский районный суд.
 

    Судья: И.М. Горбачева