№2-229/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2014 года п. Ровеньки
Ровеньский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Горбачевой И.М.,
при секретаре Конопля Ю.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Ровеньского района Пустовойтова В.В., представителей ответчика – ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» Городниченко И.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.), М.... (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ровеньского района в интересах маломобильных групп населения и инвалидов, использующих кресла-коляски к ОГБУЗ «Ровеньской ЦРБ», Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Прокуратурой Ровеньского района Белгородской области проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории Ровеньского района.
В ходе проверки установлено, что вход в здание Всесвятского ФАП не оборудован перилами и пандусом; вход в здание Нижнесеребрянского ФАП не оборудован перилами и пандусом; вход в здание Ивановского ФАП не оборудован пандусом, вход в здание Пристеньского ФАП не оборудован пандусом; вход в здание Верхнесеребрянского ФАП не оборудован пандусом; вход в здание Айдарской амбулатории не оборудован пандусом; вход в здание Харьковской амбулатории не оборудован перилами и пандусом; вход в здание Лозовского ФАП не оборудован перилами и пандусом; вход в здание Мартынцовского ФАП не оборудован пандусом; вход в здание Копанского ФАП не оборудован пандусом; вход в здание Калиниченковского ФАП не оборудован пандусом; вход в здание Новоалександровского ФАП не оборудован пандусом; вход в здание Свистовского ФАП не оборудован пандусом; вход в здание Ладомировского ФАП не оборудован перилами и пандусом; вход в здание Масловского ФАП не оборудован перилами и пандусом; вход в здание Жабского ФАП не оборудован перилами и пандусом; вход в здание Лихолобовского ФАП не оборудован пандусом, обеспечивающими доступ инвалидов в здания данных учреждений здравоохранения.
Дело инициировано иском прокурора Ровеньского района в интересах маломобильных групп населения и инвалидов, использующих кресла-коляски, в котором просил обязать администрацию ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» и Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области оборудовать центральные входы в здания указанных медицинских учреждений перилами и пандусами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание прокурором Ровеньского района представлены заявления об уточнении требований, в которых просит обязать ответчиков обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в указанные здания с учетом «разумного приспособления» в соответствии с требованиями п. 1.2 СП 59.13330.2012. Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 ", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГг.
Представитель истца Пустовойтов В.В. уточненные требования поддержал, пояснив, что истец считает необходимым возложить на ответчиков обязанность самостоятельно определить вид «разумного приспособления», с помощью которого надлежит обеспечить доступность в здания лиц в ограниченными возможностями. От иска об оборудовании входов в здания перилами и пандусами истец не отказался.
Представители ответчика ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» Г... и М... иск не признали, ссылаясь на отсутствие необходимости установления специальных приспособлений для инвалидов в зданиях ФАП и амбулаториях, поскольку социально незащищенные группы населения обслуживаются медицинскими работниками на дому и фельдшерские пункты не посещают. Факты отсутствия пандусов во всех указанных истцом зданиях, а также поручней в зданиях Харьковской амбулатории, Лозовского ФАП, Ладомировского ФАП, Масловского ФАП и Жабского ФАП не оспаривают.
Представитель ответчика – Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В ходатайстве указал, что заявленные требования не признает, поскольку истцом не обоснована техническая возможность установки пандусов в зданиях ФАП и амбулаторий. В письменных возражениях от 29.07.2014г. сослался на отсутствие необходимости установления требуемых истцом приспособлений и нарушение норм УПК при составлении протоколов осмотра мест происшествия, которыми зафиксированы отсутствие в зданиях перил и пандусов.
Третье лицо – представитель Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Выслушав объяснения сторон, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд считает заявленные истцом требования обоснованными в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ (далее - Закон) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Закона,Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивны сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Пунктом 4 ч.1 ст. 3Закона Белгородской области от 02.04.2009г. №265 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи Белгородской области» предусмотрено оснащение специальными приспособлениями и оборудование для свободного и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и учреждениям образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
Согласно ч.2 указанного закона, состояние объектов социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средств информации и связи в Белгородской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении на территории Белгородской области.
Из представленных истцом материалов следует, что в ходе проведенной проверки прокурором Ровеньского района по его поручению участковыми уполномоченными полиции ОМВД России по Ровеньскому району были произведены осмотры: ДД.ММ.ГГГГ здания Мартынцовского ФАП, где установлено отсутствие при входе в здание пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Всесвятского ФАП, где установлено отсутствие при входе перил и пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Нижнесеребрянского ФАП, где установлено отсутствие перил и пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Ивановского ФАП, где установлено отсутствие пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Пристеньского ФАП, где установлено отсутствие пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Верхнесеребрянского ФАП, где установлено отсутствие пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Айдарской амбулатории, где установлено отсутствие пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Харьковской амбулатории, где установлено отсутствие перил и пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Лозовского ФАП, где установлено отсутствие перил и пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Копанского ФАП, где установлено отсутствие пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Калиниченковского ФАП, где установлено отсутствие пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Новоалександровского ФАП, где установлено отсутствие пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Свистовского ФАП, где установлено отсутствие пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Ладомировского ФАП, где установлено отсутствие перил и пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Масловского ФАП, где установлено отсутствие перил и пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Жабского ФАП, где установлено отсутствие перил и пандуса при наличии ступеней; ДД.ММ.ГГГГ. здания Лихолобовского ФАП, где установлено отсутствие пандуса при наличии ступеней. К протоколам приложены фотографические снимки, подтверждающие изложенные в них обстоятельства.
Доводы возражений ответчика - Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области о недопустимости указанных протоколов в качестве доказательств по делу как составленных вне рамок рассмотрения уголовного дела, суд отклоняет, поскольку факт отсутствия пандусов и частично поручней при входах в здания указанных учреждений ответчиками не оспаривается. Нормами гражданского законодательства определенный порядок фиксации таких нарушений не установлен, поэтому представленные протоколы осмотра суд признает допустимыми доказательствами по делу, соответствующими положениям ст. 60 ГПК РФ.
Разрешая заявленные истцом требования с учетом уточнения относительно обязания ответчиков обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здания учреждений здравоохранения с учетом «разумного приспособления», суд исходит из положений ст. 206 ГПК РФ, из содержания которой следует, что при удовлетворении требований в судебном решении должны быть указаны конкретные действия, которые должен совершить ответчик в определенный срок. Вместе с тем, заявленное истцом уточнение не соответствует указанным положениям гражданского процессуального законодательства, поскольку в нем не указано, какие именно действия должны быть совершены ответчиками по обеспечению беспрепятственного доступа в здания, что в силу изложенного не отвечает принципу исполнимости судебного решения.
При таких обстоятельствах в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, при наличии требований о возложении обязанности оборудовать центральные входы в здания медицинских учреждений перилами и пандусами, от которых истец в суде не отказался, суд рассматривает дело по заявленным требованиям.
Доводы представителей ответчика ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» об отсутствии необходимости установления специальных приспособлений при входах в здания ФПП и амбулаторий ввиду их не посещаемости инвалидами, не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку необходимость оборудования помещений объектов социальной инфраструктуры соответствующими приспособлениями для лиц с ограниченными физическими возможностями прямо предусмотрена ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Белгородской области от 02.04.2009г. №265, положения которых не определяют зависимость их установления от посещаемости данных учреждений инвалидами.
По этим же основаниям суд отвергает и доводы ответчиков относительно необходимости обоснования технической возможности установки пандусов, поскольку в силу приведенных положений закона обязанность обеспечить доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры не связана с наличием либо отсутствием такой возможности и императивно возлагается на органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения содержатся в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года №605, и введенных в действие с 01.01.2013 года. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной РФ в сентябре 2008 года.
Согласно п. 4.1.14 указанного Свода правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами. В силу п. 5 Правил в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.
В соответствии с п.п. 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
В соответствии с пунктом 5.1.9. Правил помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (подъемные платформы) или лифты.
В связи с изложенным при наличии ступеней при входе в здания учреждений здравоохранения и отсутствии специальных приспособлений для доступности к ним лиц с ограниченными возможностями, требования истца о возложении обязанности оборудовать входы в здания Нижнесеребрянского ФАП, Харьковской амбулатории Лозовского ФАП, Ладомировского ФАП, Масловского ФАП и Жабского ФАП перилами и пандусом подлежат удовлетворению.
Обоснованными являются и требования прокурора об оборудовании зданий Ивановского ФАП, Пристеньского ФАП, Верхнесеребрянского ФАП, Айдарской амбулатории, Мартынцовского ФАП, Копанского ФАП, Калиниченковского ФАП, Новоалександровского ФАП, Свистовского ФАП, Лихолобовского ФАП пандусами. Однако требования об оборудовании входов в данные учреждения перилами подлежат отклонению, поскольку из представленных истцом протоколов осмотра и фотографий к ним усматривается, что входы в указанные здания поручнями оборудованы. Доказательств, свидетельствующих о несоответствии имеющихся поручней требованиям ГОСТ Р 51261, истцом не представлено.
Полномочия по соблюдению требований доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения возложены на органы исполнительной власти местного самоуправления муниципальных образований в Белгородской области в соответствии с законодательством РФ и Белгородской области (ст. 5 Закона Белгородской области от 02.04.2009г. №265).
Из Устава ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» следует, что указанное учреждение осуществляет функции и предоставляет государственные услуги в сфере здравоохранения, то есть на него распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемые учреждением помещения. Согласно п. 1.3 Устава функции и полномочия учредителя учреждения от имени Белгородской области осуществляет Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области. Учреждение финансируется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете Белгородской области.
Из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. следует, что нежилые помещения зданий Мартынцовского ФАП, Всесвятского ФАП, Нижнесеребрянского ФАП, Ивановского ФАП, Пристеньского ФАП, Верхнесеребрянского ФАП, Айдарской амбулатории, Харьковской амбулатории, Лозовского ФАП, Калиниченковского ФАП, Новоалександровского ФАП, Свистовского ФАП, Ладомировского ФАП, Масловского ФАП, Жабского ФАП и Лихолобовского ФАП принадлежат на праве собственности Белгородской области, представляемой Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, который обязан нести бремя расходов по оборудованию помещений объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для инвалидов в соответствии со п. 1.3, 1.7, 1.11 Устава ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ».
Отсутствие пандусов и поручней при входе в здания ФАП и амбулаторий является нарушением положений Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку ограничивает доступ инвалидов, пользующихся инвалидными колясками, а также иных лиц, страдающих иными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, тем самым нарушаются их права.
На основании изложенного исковые требования прокурора Ровеньского района следует признать обоснованными в части.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск иску прокурора Ровеньского района в интересах маломобильных групп населения и инвалидов, использующих кресла-коляски к ОГБУЗ «Ровеньской ЦРБ», Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» и Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области оборудовать центральные входы в здания:
- Всесвятского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Белгородская область, Ровеньский район, с. Всесвятка перилами и пандусом, отвечающими требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Нижнесеребрянского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> перилами и пандусом, отвечающими требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Ивановского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Пристеньского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Верхнесеребрянского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Айдарской амбулатории, расположенной по адресу: <адрес> пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Харьковской амбулатории, расположенной по адресу: <адрес> перилами и пандусом, отвечающими требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Лозовского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> перилами и пандусом, отвечающими требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Мартынцовского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Копанского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Калиниченковского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Новоалександровского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Свистовского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Ладомировского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> перилами и пандусом, отвечающими требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Масловского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> перилами и пандусом, отвечающими требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Жабского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> перилами и пандусом, отвечающими требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- Лихолобовского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, х. Лихолобов пандусом, отвечающим требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
С остальной части исковые требования прокурора Ровеньского района отклонить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ровеньский районный суд.
Судья: И.М. Горбачева