Дело № 2-265/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Ребриха 15 августа 2014 года
 

    Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
 

    председательствующего судьи Распопова В.А.,
 

    при секретаре Голятиной Ю.М.,
 

    с участием прокурора Ребрихинского района Алтайского края Грибанова А.В.,
 

    рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах Ивановой С.А. к ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-АРО ФСС РФ) о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
 

    у с т а н о в и л:
 

        Прокурор Ребрихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Ивановой С.А. к ГУ-АРО ФСС РФ о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о понуждении к ее предоставлению. Свои требования прокурор мотивирует тем, что Иванова С.А. является инвалидом <данные изъяты>, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством о государственной социальной помощи имеет право на получение набора социальных услуг. В набор социальных услуг входит также предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение. 23.01.2013 года Иванова С.А. обратилась в Филиал № 1 ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении направления в санаторно-курортное учреждение, но до настоящего времени путевкой не обеспечена. Не обеспечение истца путевкой в 2013 году произошло по причинам, от него независящим, в том числе и вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования РФ.
 

    В судебном заседании прокурор Ребрихинского района уточнил исковые требования, просит суд - Обязать Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставить Ивановой С.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, при этом уточненные исковые требования поддержал, основываясь на изложенных в иске доводах.
 

    Истец Иванова С.А. уточненные требования поддержала по указанным в иске основаниям.
 

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом уведомлен, просил суд провести судебное заседание в их отсутствие. На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным провести судебное заседание без их участия.
 

    Из отзыва представителя ответчика следует, что ГУ-АРО ФСС РФ требования прокурора не признает, просит суд отказать прокурору в их удовлетворении. С 1 января 2005 года ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами осуществляет отдельные федеральные полномочия в части обеспечения отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Фонд имеет право обеспечить граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. На указанные цели ГУ-Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год из федерального бюджета были выделены средства в сумме 60 843 500 рублей. Перечисленные отделению средства были освоены полностью, приобретено и выдано 7706 санаторно-курортных путевок, в то время как количество поданных в отделение Фонда в 2013 году заявлений о предоставлении путевок составило 3076. Объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на указанные цели, не позволял удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2013 году. В 2013 году имелась очередность среди граждан льготной категории на получение санаторно-курортное лечения. При этом, многие из них ожидали получения путевок, которые им не были предоставлены по их заявлениям за предыдущие годы. Представить Ивановой С.А. путевку на санаторно-курортное лечение вне очереди означало бы предпочтение ей за счет нарушения прав других инвалидов, что противоречит ч. 3 ст. 17 Конституции РФ. В связи с этим обеспечить Иванову С.А. путевкой на санаторно-курортное лечение в 2013 году, согласно поданному в исполнительный орган отделения Фонда 23.01.2013 года заявлению не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные показания, но подавшим заявления раньше. В последующем Иванова С.А. предоставила в филиал № 1 отделения Фонда справку для получения путевки от 23.01.2013 г.. Представленные справки для получения путевки по форме № 070/у-04 подтверждают наличие у истца медицинских показаний на санаторно-курортное лечение по профилю «<данные изъяты> В пределах действия справки от 23.01.2013 г. Иванова С.А. может получать лечение только по указанному профилю. При условии сохранения права на получение набора социальных услуг и отсутствия противопоказаний к лечению Иванова С.А. будет обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению, поданному в 2013 году, в порядке очередности.
 

    Представитель третьего лица Филиала № 1 ГУ-АРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был надлежащим образом уведомлен. На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя третьего лица.
 

    Заслушав прокурора, ознакомившись с мнением представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.
 

    Иванова С.А. является инвалидом <данные изъяты> бессрочно. 23 января 2013 года Иванова С.А. обратилась в Филиал № 1 ГУ - АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку формы №070/у-04 от 18.02.2013 г. о своей нуждаемости. Путевка на санаторно-курортное лечение за 2013 год истцу ответчиком не представлена. У Ивановой С.А. имеются медицинские показания на санаторно-курортное лечение на день рассмотрения дела судом.
 

    Проанализировав имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 

        Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.    Согласно ст. 6.1 Закона правом на получение набора социальных услуг могут пользоваться инвалиды. Порядок обращения указанных лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
 

        Статьей 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная социальная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
 

        Согласно п. 1.5 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256 «О порядке медицинского отбора и направлении больных на санаторно-курортное лечение», при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме №070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.
 

        В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 (далее - Порядок), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
 

        В силу п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы фонда.
 

        Согласно п. 3.8 Порядка исполнительные органы фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
 

        В соответствии с п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для её получения.
 

    Наличие у Ивановой С.А. инвалидности подтверждается справкой серии МСЭ-2001 № от 11.11.2003 года.
 

    Сведения об отказе Ивановой С.А. от социального пакета на 2013 год суду не представлены.    
 

        Доводы ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных из федерального бюджета, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не основаны на законе.
 

        В соответствии с п. 4 Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, направленных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.
 

        В силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
 

    В Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
 

    Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и обязанности являются высшей ценностью.
 

    Статья 18 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
 

    Истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не представлена, поэтому в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.
 

    Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца Ивановой С.А. за 2013 год не погашается истечением календарного года, не обеспечение её путевкой произошло по причинам, от неё не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению, так как закон не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли она воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
 

    Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Ивановой С.А. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой МУЗ «Ребрихинская ЦРБ» формы № 070/у-04 от 24.02.2014 года № 32/19.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

р е ш и л:
 

        Исковые требования прокурора Ребрихинского района Алтайского края удовлетворить.
 

        Обязать Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставить Ивановой С.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
 

    Председательствующий В.А. Распопов