Дело № 1-45/2014
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 

    30 сентября 2014 года                             с. Гальбштадт
 

    Районный суд Немецкого национального района Алтайского края в составе председательствующего Мишиной Н.Л.,
 

    при секретаре Остапенко Н.А.,
 

    с участием государственного обвинителя Попенко В.В.,
 

    представителя потерпевшего Фисюренко И.В.,
 

    близкого родственника лица, подлежащего привлечению в качестве подсудимого, Сидоровой Г.С.,
 

    защитника Макарова А.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
 

    Сидорова Г.М., ******,
 

    обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    ДД.ММ.ГГГГ около ***** в <адрес> водитель Сидоров Г.М., управляя принадлежащим ему легковым автомобилем «******», государственный регистрационный знак ******, двигался в светлое время суток в условиях неограниченной видимости и гололеда по автомобильной дороге ****** «******» со стороны автодороги ********» в направлении <адрес> с пассажиром ФИО1 В пути следования в указанное выше время, двигаясь на расстоянии около 1 километра от <адрес>, Сидоров Г.М. заметил движущийся во встречном направлении легковой автомобиль «*****», государственный регистрационный знак *****, под управлением водителя ФИО4 с пассажирами ФИО3 и ФИО2
 

    Водитель ФИО4 в нарушении п. 1.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 года № 727), согласно которому на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств, и п. 9.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств), двигался по встречной полосе, предназначенной для движения автомобиля, управляемого Сидоровым Г.М.
 

    В нарушении требований подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории…, ФИО4 управлял в указанное время легковым автомобилем «*****», государственный регистрационный знак *****, не имея при этом водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории «В».
 

    Вместе с тем ФИО4 в момент управления легковым автомобилем «*****», государственный регистрационный знак *****, около **** ДД.ММ.ГГГГ находился в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил требования п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).
 

    При этом водитель Сидоров Г.М., располагая в указанное время возможностью избежать наступления общественно опасных последствий в виде столкновения с автомобилем «*****», государственный регистрационный знак *****, путем применения экстренного торможения, а также в случае его недостаточности для предотвращения столкновения избрать, наряду с экстренным торможением способ маневрирования, не создающий угрозы наступления указанных общественно-опасных последствий, в том числе посредством выезда на обочину, расположенную рядом с занимаемой автомобилем «******» полосой, проявив преступную небрежность, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть, следуя со скоростью не более *****, в нарушении требования пункта 10.1 абзац 2 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, мер к снижению скорости и остановки транспортного средства не принял, а решил совершить неоправданный опасный маневр: объехать двигающийся во встречном направлении автомобиль «*****» слева, то есть по встречной полосе.
 

    Осуществляя задуманное, Сидоров Г.М. в нарушении требований пункта 8.1 абзац 1 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения, выехал на встречную полосу движения для совершения маневра: объезда препятствия слева, создав опасность для движения и помеху другим участникам движения, в том числе водителю автомобиля «*****» ФИО4, который в этот же момент стал возвращать управляемый им автомобиль на полосу движения, предназначенную для движения в сторону автодороги ********». После чего около **** ДД.ММ.ГГГГ на участке проезжей части автодороги ******», расположенном на расстоянии около ***** метров от АЗС по ул. ****** в с. <адрес>, Сидоров Г.М. передней частью автомобиля «******», государственный регистрационный знак ******, совершил столкновение с передней частью автомобиля «*****», государственный регистрационный знак *****, под управлением водителя ФИО4, двигавшегося во встречном направлении.
 

    В ходе дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля «******», государственный регистрационный знак ****** ФИО1, **** года рождения, причинены следующие телесные повреждения: ****** (акт судебно-медицинского исследования от ДД.ММ.ГГГГ № №).
 

    Смерть наступила вследствие открытой черепно-мозговой травмы: кольцевидный перелом костей основания головного мозга в правых и левых средних и задних черепных ямках с кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, наличие подсохшей крови в наружных слуховых проходах (акт судебно-медицинского исследования от ДД.ММ.ГГГГ № №).
 

    При судебно-медицинской экспертизе обнаружены морфологические изменения в виде: атеросклероза аорты и ее ветвей в стадии липоидоза, атеросклероза сосудов основания головного мозга в стадии липоидоза, которые в причинной связи со смертью не состоят.
 

    При судебно-химическом исследовании крови, мочи этиловый спирт не обнаружен (акт судебно-химического исследования от ДД.ММ.ГГГГ № №).
 

    Таким образом, смерть ФИО1 наступила ДД.ММ.ГГГГ около **** на месте дорожно-транспортного происшествия, то есть на участке автодороги К******», расположенном на расстоянии около ***** метров от АЗС по <адрес> в <адрес> <адрес>, от полученных в результате этого дорожно-транспортного происшествия телесных повреждений, которые находятся в прямой причинной связи с наступлением смерти потерпевшего.
 

    Водителю автомобиля «*****», государственный регистрационный знак *****, ФИО4 причинены телесные повреждения, которые причинили вред его здоровью средней тяжести, по признаку длительного расстройства здоровья.
 

    Нарушение водителем Сидоровым Г.М. требований абзаца 1 пункта 8.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения»; требований абзаца 2 п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, привело к дорожно-транспортному происшествию, в результате которого пассажиру ФИО1 причинены телесные повреждения, повлекшие его смерть, и состоит в прямой причинной связи с наступившими указанными последствиями.
 

    Действия Сидорова Г.М. квалифицированы по ч. 3 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации – то есть, нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
 

    Близким родственником лица, подлежащего привлечению в качестве подсудимого, Сидоровой Г.С. представлено ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Сидорова Г.М. в связи с его смертью.
 

    Защитник Макаров А.В. в судебном заседании согласился с заявленным ходатайством, просил его удовлетворить, указав на то, что позиция с законным представителем лица, подлежащего привлечению в качестве подсудимого, Сидоровой Г.С. согласована.
 

    Государственный обвинитель не возражал против прекращения уголовного дела в связи со смертью Сидорова Г.М.
 

    Представитель потерпевшего Фисюренко И.В. не возражала против удовлетворения ходатайства.
 

    Сидоров Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти /т. 1 л.д. 206/.
 

    В соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующему основанию: смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.
 

    Вещественных доказательств по делу нет.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24, 239 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

ПОСТАНОВИЛ:
 

    Прекратить уголовное дело по обвинению Сидорова Г.М. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, - смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.
 

    Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через районный суд Немецкого национального района в течение 10 суток со дня вынесения.
 

Председательствующий     Н.Л. Мишина