Гражданское дело № 2-234/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    р.п.Радищево Радищевского района 28 августа 2014 года
 

    Ульяновской области
 

    Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:
 

    председательствующего судьи Фирулевой Л.И.
 

    с участием помощника прокурора Болотнова А.В.
 

    при секретаре Родионовой В.В.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Радищевский района Ульяновской области в защиту интересов Пчелинцева Е*А* к Областному государственному казённому учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета за ДД.ММ.ГГГГ год,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов Пчелинцева Е.А. к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Управлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по Радищевскому району, Областному государственному казённому учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о признании бездействия по не обеспечению путевкой Пчелинцева Е.А. на санаторно-курортное лечение незаконным, возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета за ДД.ММ.ГГГГ год.
 

    В подтверждение исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Радищевского района Ульяновской области по обращению Пчелинцева Е.А. проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов Министерством здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, в ходе которой, выявлены основания для прокурорского вмешательства.
 

    В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалидам гарантировано право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно ст. ст. 6.2, 6.3 данного Закона граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; периодом предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере закона здравоохранения и социального развития. При этом какими-либо обстоятельствами, помимо нуждаемости по медицинским показаниям, это право федеральным законом не ограничено. Пунктом 3.8 Порядка (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 07.04.2011 №85н) установлена обязанность территориальных органов Фонда социального страхования РФ и органов социальной защиты населения, а также уполномоченных органов не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщить гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
 

    Пчелинцев Е.А поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, однако, путевкой на санаторно-курортное лечение обеспечен не был с момента регистрации.
 

    В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательства в натуре. Отсутствие достаточного финансирования исполнения принятого государством обязательства не прекращает данного обязательства. В соответствии с п. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе и санаторно-курортного лечения, является календарный год. Пунктом 3 названной статьи гражданину, имеющему право на получение социальных услуг, предоставлено право отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Отказ от получения социальных услуг действует также в течение года. Из смысла приведенных норм закона, нуждаемость гражданина в наборе социальных услуг устанавливается ежегодно, и не использованная им услуга в текущем году не может быть автоматически перенесена на последующие годы.
 

    Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Поэтому доводы министра труда и социального развития Ульяновской области о том, что обязательства Министерства ограничены объемом средств, перечисленных из федерального бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку реализация прав граждан не должна ставиться в зависимость от финансирования. Законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ не ограничено право на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренных ст. 6.2 указанного Закона, а в ст. 10 Закона РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прямо указано, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
 

    Пчелинцев Е.А. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, но, в нарушение требований действующего законодательства путевка не была предоставлена из-за бездействия ответчиков.
 

    Поскольку ни Законом «О государственной социальной помощи», ни вышеприведенным Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан не предусмотрены положения о предоставлении указанной социальной услуги только в порядке очередности, не предоставление истице указанной социальной услуги является незаконным.
 

    В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2013 № 537-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, труда, содействия занятости населения и социального развития, физической культуры и спорта. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области Министерство осуществляет, помимо прочего, управление предоставлением социальной помощи в установленном порядке; управление социальной поддержкой отдельных категорий населения; управление обеспечением жизнедеятельности инвалидов. Кроме того, в соответствии с п. 2.6.15 Положения Министерство контролирует и координирует мероприятия по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида. Согласно п. 2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1118 «О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно», которым установлен порядок предоставления субвенций в целях обеспечения отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Поскольку путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются за счет средств бюджета, и Министерство по сути осуществляет и распределяет финансирование этой деятельности, занимается приобретением путевок, Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу. В соответствии с ч.1ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Радищевского района Болотнов А.В. от исковых требований к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области), Управлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по Радищевскому району (в настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской облатси по Ракдищевскому району), Областному государственному казённому учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о признании бездействия по не обеспечению путевкой Пчелинцева Е.А. на санаторно-курортное лечение незаконным, отказался. Определением Радищевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ дело в части данных требований прекращено на основании ст.220 ГПК РФ.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Радищевского района Болотнов А.В. в остальной части исковые требования поддержал, просил суд обязать Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» предоставить Пчелинцеву Е.А. путевку на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета за ДД.ММ.ГГГГ год, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
 

    Пчелинцев Е.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствии, исковые требования поддерживает.
 

    Представитель ответчика - Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области (в настоящее время Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области) в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление просили рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору отказать, указав, что у Министерства отсутствуют полномочия по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, они организуют и контролируют деятельность по оздоровлению лиц, включенных в региональный регистр льготников. Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение. Данным учреждением в соответствии с п.4 Приложения №5 к постановлению Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 №620-П «О порядке осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно» осуществляется обеспечение граждан санаторно-курортными путевками. Судом, с учетом мнения участвующих по делу лиц, определено рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области.
 

    Представитель ответчика - Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судом, с учетом мнения участвующих по делу лиц, определено рассмотреть дело в отсутствии представителя Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».
 

    Представитель ответчика – Управление Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Радищевскому району в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили дело рассмотреть в отсутствии представителя Управления, считая, что заявление к ним подано необоснованно, поскольку обеспечение граждан санаторно-курортными путевками осуществляется Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением. Судом, с учетом мнения участвующих по делу лиц, определено рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления.
 

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В судебном заседании установлено, что Пчелинцев Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> и имеет медицинские показания для санаторно-курортного лечения. ДД.ММ.ГГГГ Пчелинцев Е.А. обратился с заявлением к ответчику - Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области (ранее Министерство труда и социального развития Ульяновской области) с соответствующим заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Заявление Пчелинцева Е.А. было рассмотрено, принято на учет и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за № №. В настоящее время состоит в общей очереди на получение санаторно-курортной путевки за № по виду заболевания болезнь органов пищеварения за № №.Однако санаторно-курортное лечение ему до настоящего времени предоставлено не было из-за того, что путевки предоставляются в порядке существующей очередности, и из-за недостаточности финансовых средств на указанные цели.
 

    Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
 

    Из реестра граждан льготных категорий, обратившихся с личными заявлениями на предоставление санаторно-курортного лечения с ДД.ММ.ГГГГ по Радищевскому району, состояние заявки – активные, значится Пчелинцев Е*А*, дата заявки ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди №, категория <данные изъяты> (л.д.24).
 

    Согласно справки серия № Пчелинцеву Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, повторно установлена инвалидность<данные изъяты> (л.д.10-11).
 

    Согласно выписки из акта освидетельствования ПВО ВТЭК к справке серии № первично установлена <данные изъяты> (л.д.39-40).
 

    Согласно справки на получение путевки от ДД.ММ.ГГГГ № Пчелинцеву Е.А. рекомендовано санаторно-курортное лечение (л.д.15)
 

    Заявлением Пчелинцева Е.А. в Министерство труда и социального развития Ульяновской области, из которого усматривается, что Пчелинцев Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ году ему санаторно-курортной путевки (л.д.14).
 

    В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
 

        Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
 

        Согласно ст.9,10 данного Закона реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
 

        Государство гарантирует инвалидам реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
 

    Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
 

    Такой Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.
 

    Пункт 3 данного перечня в качестве одного из реабилитационных мероприятий предусматривает санаторно-курортное лечение.
 

    В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
 

    Пунктом 1.1 ч.1 статьи 6.2 данного Федерального закона предусмотрено, что в набор социальных услуг входят социальные услуги в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
 

    В соответствии с ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей    главой является календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря текущего года.
 

    В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ текущего года.
 

    Пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 №328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
 

    Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или в органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявления в исполнительные органы Фонда.
 

    В силу пункта 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для её получения.
 

    На основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.04.2010 №239-пр было создано ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске», к полномочиям которого отнесено предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предоставления путевок на реабилитацию гражданам пожилого возраста, не являющимся инвалидами.
 

    Из указанных выше доказательств по делу следует, что Пчелинцев Е.А. обратился в уполномоченный орган исполнительной власти Ульяновской области в сфере социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки, предоставив соответствующую медицинскую справку для её получения. Однако в ДД.ММ.ГГГГ году путевкой на санаторно-курортное лечение ответчик его не обеспечил. Также, до дня рассмотрения настоящего дела, Пчелинцев Е.А. также не обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение.
 

    Обоснованность в постановке Пчелинцева Е.А. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение, его право на получение набора социальных услуг, ответчиком не оспаривалась.
 

    С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, проанализировав вышеприведённые нормы закона, суд приходит к выводу, что Пчелинцев Е.А. обоснованно, своевременно обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, и ответчик обязан предоставить ему санаторно-курортную путевку, поскольку не предоставление государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность поступления финансовых средств из федерального бюджета и очередность предоставления путевок является незаконным.
 

    В нормах закона, регулирующих спорные правоотношения, нет указаний на обеспечение санаторно-курортного лечения в порядке очередности лицам указанной категории. Право граждан на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих в очереди на такое обеспечение.
 

    Установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
 

    При этом ответчик не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
 

    На основании Устава Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», учреждение является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части обеспечения предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение. Одной из целей деятельности Учреждения является обеспечение реализации полномочий Российской Федерации, переданных Ульяновской области по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.
 

    Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Министерства труда и социального развития Ульяновской области №1501-р полномочия по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение переданы ОГКУ «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».
 

    Таким образом, суд приходит к выводу, что Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», должно предоставить Пчелинцеву Е.А. путевку на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета за ДД.ММ.ГГГГ год.
 

    На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
 

    Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в интересах Пчелинцева Е*А* удовлетворить.
 

        Обязать Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» предоставить Пчелинцеву Е*А* путевку на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета за ДД.ММ.ГГГГ год.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья Л.И.Фирулева