Дело № 2-414/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    поселок Пряжа 02 октября 2014 года
 

    Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
 

    председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
 

    при секретаре Моисеевой В.Ю.,
 

    с участием заявителя Волкова Д.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Волкова Д.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
 

у с т а н о в и л:
 

    Волков Д.Н. обратился в суд с данным заявлением, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии со ст. ст. 51,51 Жилищного кодекса РФ подал в Администрацию Пряжинского городского поселения заявление о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении. Он и члены его семьи нуждаются в жилом помещении в связи с тем, что проживают в квартире, которая является служебной; иных помещений для проживания у заявителя и членов его семьи не имеется. ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Пряжинского городского поселения отказала заявителю в постановке его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, мотивируя свой отказ тем, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Волкова Д.Н. и членов его семьи составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает учетную норму. На основании изложенных в заявлении обстоятельств, п. 3 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 254-256 ГПК РФ, заявитель просит суд признать незаконным решение Администрации Пряжинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также обязать Администрацию Пряжинского городского поселения поставить его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
 

    В судебном заседании Волков Д.Н. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, просил признать незаконным Распоряжение Администрации Пряжинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе его семье в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; обязать администрацию Пряжинского городского поселения поставить его семью на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, с 27.02.2014г.
 

    Представитель администрации Пряжинского городского поселения в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адресованном суду заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. Глава Пряжинского городского поселения возражал против доводов заявления Волкова Д.Н., просил отказать Волкову Д.Н. в реализации заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд на основании ч. 1 ст. 256 ГПК РФ. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации поселения.
 

    Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Причем, законность своих действий (бездействий) и решений должен доказать орган, принявший решение либо не совершивший эти действия.
 

    В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
 

    Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ст. 256 ГПК РФ).
 

    Как следует из материалов дела и установлено судом, Распоряжением Администрации Пряжинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Волкову Д.Н.(состав семьи 3 человека) отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (п. 1.3 Распоряжения).
 

    Как указал в судебном заседании Волков Д.Н., оспариваемое распоряжение администраций Пряжинского городского поселения ему не направлялось, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. по почте им было получено письмо за подписью Главы Пряжинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе ему и членам его семьи во включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. О том, что Администрацией поселения было издано оспариваемое распоряжение, он узнал в суде ДД.ММ.ГГГГ., в этот же день ему была вручена копия указанного распоряжения. Заявитель полгала, что срок обращения в суд за защитой нарушенных прав им не пропущен.
 

    Учитывая изложенное, а также то, что копия оспариваемого распоряжения была получена заявителем ДД.ММ.ГГГГ., суд считает, что срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления Волковым Д.Н. не пропущен.
 

    Как указано в ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
 

    В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
 

    При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
 

    Согласно ч.ч.1, 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
 

    Решением Совета Пряжинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № на территории Пряжинского района учетная норма площади на одного человека установлена в размере 14 кв.м.
 

    В соответствии с Решением Исполнительного комитета Пряжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. квартира <адрес> признана служебной.
 

    ДД.ММ.ГГГГ. между <данные изъяты> и К. заключен договор найма специализированного жилого помещения. В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны К. (жена) и К. (после регистрации брака В.
 

    ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес> произведена регистрация Волкова Д.Н. и его сына А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
 

    При этом, суд учитывает, что согласно п. 2 ч. 3 ст. 7.1 Закона Республики Карелия «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия» № 958-ЗРК от 06.02.2006г., не являются основанием для отказа в принятии граждан на учет следующие действия, повлекшие ухудшение их жилищных условий, в том числе вселение по месту жительства гражданина его супруга, нетрудоспособных родителей, иных граждан, признанных в установленном порядке членами семьи.
 

    Согласно справке о регистрации РЭР № филиала «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, зарегистрировано 7 человек, в том числе Волков Д.Н., его сын А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жена В..
 

    Согласно Выпискам ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним А., ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрирована общая долевая собственность, доля в праве 2/3, на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Сведения о наличии у Волкова Д.Н. и В. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
 

    Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ. уровень обеспеченности жилой площадью семьи Волковых, состоящей из 3 человек, составлял 19, 9 кв.м., то есть по 6,6 кв.м. на 1 человека, что ниже учетной нормы площади жилого помещения на одного человека (14 кв.м.), установленной Решением Совета Пряжинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №.
 

    При этом, суд полагает, что при определении уровня обеспеченности семьи заявителя жильем суммарному учету подлежат лишь жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и принадлежащие членам семьи заявителя на праве собственности. Таким образом, в силу требований ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, квартира по адресу: <адрес>, в которой заявитель и члены и семьи зарегистрированы и проживают на условиях найма специализированного жилого помещения, при определении уровня обеспеченности семьи заявителя жильем учету не подлежит.
 

    Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
 

    В свою очередь в соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
 

    В силу ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
 

    Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что распоряжение администрации Пряжинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа семье Волкова Д.Н. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принято с нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Обжалуемое постановление создает препятствия семье заявителя в реализации его жилищных прав, в связи с чем требования Волкова Д.Н. подлежат удовлетворению.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

 

РЕШИЛ:
 

 

    Заявление Волкова Д.Н. удовлетворить.
 

    Признать незаконным п. 1.3 Распоряжения Администрации Пряжинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе семье Волкова Д.Н. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
 

    Обязать администрацию Пряжинского городского поселения устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Волкова Д.Н. путем постановки его семьи в составе 3 человек (Волков Д.Н., жена В., сын А.) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, с ДД.ММ.ГГГГ
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий И.С. Кемпинен
 

    В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 06.10.2014г.