Дело № 2-383/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2014 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Моисеевой В.Ю.,
с участием представителя истца Макаровой К.Н. - Буянова В.В.,
представителя ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района - Мартыновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаровой К.Н. к Администрации Пряжинского национального муниципального района, Администрации Эссойльского сельского поселении о признании права собственности на объекты недвижимости,
у с т а н о в и л:
Буянов В.В., действующий на основании доверенности в интересах Макаровой К.Н., обратился в суд с данным иском, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ Макарова К.Н. состояла в зарегистрированном браке с Б., который ДД.ММ.ГГГГ. умер. Б. являлся сыном А., умершей ДД.ММ.ГГГГ. После смерти А. осталось наследственное имущество в виде жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес> После смерти А. истица проживала в спорном жилом доме, пользовалась земельным участком, несла расходы по содержанию указанного имущества. На основании изложенных в заявлении обстоятельств, ст. ст. 12, 234 ГК РФ, истец просит суд признать за Макаровой К.Н. в порядке приобретательной давности право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
Истица Макарова К.Н. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Макаровой К.Н. – Буянов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил заявленные требования, по изложенным в иске основаниям просил включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ., жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, а также признать за Макаровой К.Н. в порядке наследования право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
Представитель ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района – Мартынова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения указанных уточненных требований истца.
Представитель ответчика Администрации Эссойльского сельского поселения в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адресованном суду заявлении Глава Эссойльского сельского поселения О. не возражал против признания за истцом права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации поселения.
Третьи лица К., нотариус Пряжинского нотариального округа Ш., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В адресованной суду телефонограмме К. указала о своем согласии с исковыми требованиями <данные изъяты> Макаровой К.Н.
Представители третьих лиц –Управления Росреестра по РК, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК, ГУП РК РГЦ «Недвижимость», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд также не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В отзыве от ДД.ММ.ГГГГ. руководитель Управления Росреестра по РК указала, что в ЕГРП отсутствуют записи о правах на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним» вступившее в законную силу решение суда о признании за истцом права собственности на жилой дом будет являться основанием для проведения государственной регистрации права собственности Макаровой К.Н. на вышеуказанный жилой дом. Удовлетворение заявленных требований оставлено на усмотрение суда.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, материалы наследственного дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. умерла А., что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Архивной справке муниципального архива Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. в фонде <данные изъяты> сельской администрации в похозяйственной книге № за ДД.ММ.ГГГГ в лицевом счете № по адресу: <адрес> зарегистрирована А., <данные изъяты> г.р., глава хозяйства. В разделе 3 похозяйственной книги «Постройки, являющиеся личной собственностью хозяйства» указан деревянный жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года возведения, общая площадь <данные изъяты> кв.м. В разделе 1У похозяйственной книги «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства (в сотых гектара» на ДД.ММ.ГГГГг. указано: всего земли – <данные изъяты> га, в том числе под постройками - <данные изъяты> га. В дополнительных сведениях имеется запись: «По наследству после смерти матери – Б.».
В соответствии с выпиской из похозяйственноой книги о наличии у гражданина права на земельный участок Администрации Эссойльского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. А., умершей ДД.ММ.ГГГГ., принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. умер Б., приходившийся сыном А., что подтверждено свидетельствами о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ. и повторным свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме сына Б. у А. были дети: сын В. и дочь Г., умершие ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. соответственно.
Как пояснил в судебном заседании представитель истца, В. и Г. наследство после смерти матери А. фактически не принимали, с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались. Согласно информации нотариуса нотариального округа <адрес> наследственное дело к имуществу В., умершего ДД.ММ.ГГГГ., не заводилось. ДД.ММ.ГГГГ. нотариусом <данные изъяты> нотариального округа племяннице Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ., - Д. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады и денежную сумму.
В соответствии со свидетельством о браке 1№ ДД.ММ.ГГГГ. Б. заключил брак с С. (после регистрации брака Макаровой) К.Н.
От брака с Б. у истицы Макаровой К.Н. родились дочери: К. (до брака М.. и Д. (до брака М.. ДД.ММ.ГГГГ. Д. умерла.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. ст. 1153 и 1154 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
В пункте 34 данного Постановления разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента, если такая регистрация предусмотрена законом.Представитель истца Макаровой К.Н. – Буянов В.В., а также свидетели Е. и Ж. в судебном заседании пояснили, что в течение 6 месяцев после смерти матери А. ее сын Б. фактически принял наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: проживал в указанном доме, возделывал земельный участок, расположенный при доме, платил страховые взносы за дом. В течение 6 месяцев после смерти ДД.ММ.ГГГГ. мужа Б. его жена – Макарова К.Н. также фактически приняла наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: проживала в указанном доме, на земельном участке при доме возделывала огород и содержала скот.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в судебном заседании нашел подтверждение факт принятия Б. и Макаровой К.Н., вступившими во владение и управление указанным имуществом в установленный законом срок, наследства, состоящего из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, открывшегося после смерти А. и Б.
Как следует из материалов дела, наследодатели А. и Б. при жизни право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 131 ГК и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не зарегистрировали, в связи с чем их наследник в настоящее время лишена возможности оформить свои наследственные права в отношении указанного имущества.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Наличие в настоящее время объекта недвижимого имущества - дома <адрес> подтверждается техническим паспортом.
В соответствии с постановлением Администрации Эссойльского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. постановлено считать жилой дом №, собственник А., умершая ДД.ММ.ГГГГ., расположенным на земельном участке с кадастровым номером №, который находится в <адрес>
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что дом <адрес> принадлежал наследодателям А.и Б. на праве собственности, которое они при жизни в установленном законом порядке не зарегистрировали, в связи с чем их наследник лишена возможности оформить наследство на вышеуказанное недвижимое имущество, так как юридически данное имущество на день смерти не находилось в собственности наследодателя.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Макаровой К.Н. о признании за ней в порядке наследования права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем суд не находит оснований для признания за истицей права собственности на земельный участок в силу следующего.
Согласно разъяснениям, высказанным в пункте 82 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Как установлено судом, А. умерла ДД.ММ.ГГГГ., т.е. задолго до принятия Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Действовавшее в тот период законодательство не предусматривало возможности нахождения земельных участков в собственности граждан. Таким образом, земельный участок не может быть включен в состав наследственного имущества А. и Б. соответственно. Изложенное обстоятельство, по мнению суда, не является препятствием для последующего предоставления собственность указанного земельного участка в порядке, определенном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ расходы по оплате государственной пошлины взысканию с ответчиков не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ., жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный номер №
Признать за Макаровой К.Н. в порядке наследования право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> инвентарный номер №
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено 07.10.2014г.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.