Дело № 2-659/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2014 года г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе
Председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре М.В.Михалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева В.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Горбачев В.В. (истец) обратился в суд с иском, мотивируя тем, что между ним и ответчиком хх.хх.хх г. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., под строительство базы отдыха, площадью ... кв. метров. хх.хх.хх г. истец обратился в администрацию района (ответчик) с заявлением о предоставлении указанного участка в собственность по цене ... руб. Письмом от хх.хх.хх г. исх. № администрацией Прионежского муниципального района РК истцу было отказано в выкупе земельного участка по указанной цене со ссылкой на проведение собственной оценки стоимости земельного участка. Считая свое право нарушенным, ссылаясь на положения статей 28, 61 и 66 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), истец просил признать незаконным решение администрации Прионежского муниципального района РК от хх.хх.хх г. об отказе в выкупе земельного участка по цене ... руб., обязать ответчика передать в собственность земельный участок с кадастровым номером № по рыночной стоимости.
В судебном заседании истец его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Бочарова А.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, указав, что выкуп земельного участка по цене, предлагаемой истцом невозможен, поддержала доводы, приведенные в письме ответчика от хх.хх.хх г., направленном истцу.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися на территории Прионежского муниципального района, является Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
Судом установлено, что Горбачеву В.В. хх.хх.хх г. был предоставлен в аренду на срок до хх.хх.хх г. земельный участок в ..., с кадастровым номером №, площадью ... кв. метров, для строительства базы отдыха, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним хх.хх.хх г.
хх.хх.хх г. истец обратился в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с положениями ст.ст. 28 ЗК РФ.
Письмом от хх.хх.хх г. № администрация Прионежского муниципального района РК дала истцу промежуточный ответ, в котором было указано на отсутствие в кадастровом паспорте участка, представленного истцом, вида разрешенного использования земельного участка, срок рассмотрения заявления был продлен.
Письмом от хх.хх.хх г. № администрация Прионежского муниципального района РК отказала истцу в выкупе земельного участка в собственность по предложенной им цене в ... рублей, указав на проведение собственной оценки стоимости участка. Также в письме было указано, что после получения отчета о рыночной стоимости земельного участка, администрацией района будет подготовлен проект постановления и договор купли-продажи участка.
Согласно ст. 28 Гражданского кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Из п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ следует, что в обороте ограничиваются находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
По смыслу приведенных правовых норм, приватизация земельных участков ограниченных в обороте, допускается только в том случае, если имеется специальный разрешающий закон федерального уровня. Однако такого закона для данной категории земельных участков не имеется.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане имеют равное право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, федеральным законом установлен запрет на приватизацию земельных участков особо охраняемых природных территорий.
На основании изложенного оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Горбачева В.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение суда составлено 12.09.2014 г.