дело № №.
 

РЕШЕНИЕ
 

     Именем Российской Федерации
 

    ДД.ММ.ГГГГ.                                                                                                                 г. Полесск
 

    Полесский районный суд Калининградской области в составе:
 

    председательствующего судьи Щелковой З.М.,
 

    при секретаре Кузановой Е.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации МО «Полесский муниципальный район», выразившегося в непринятии мер к исполнению полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области, выразившееся в непринятии мер к исполнению полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, и обязать администрацию района обеспечить соблюдение технологии захоронения отходов и устранить нарушения при эксплуатации полигона ТБО, указывая, что в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В настоящее время в районе эксплуатируется полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в г. Полесске, который временно обслуживается МУП «<данные изъяты>», находящимся в ведении городского поселения, которому полигон не передавался в пользование, лицензия на обращение с отходами у предприятия отсутствует. Техническая эксплуатация свалки, её устройство не отвечает требованиям санитарного законодательства. Данная свалка в соответствии с действующим законодательством должна гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, соответствовать экологическим нормам и требованиям, соответствовать понятию «полигон». Работа администрации МО «Полесский муниципальный район» при исполнении законодательства об отходах производства и потребления является недостаточной. Данные нарушения законодательства нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
 

    В ходе судебного разбирательства прокурор Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области, выразившееся в непринятии мер к исполнению полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; обязать администрацию района обеспечить соблюдение технологии захоронения отходов и устранить нарушения при эксплуатации полигона ТБО, для чего: организовать осуществление производственного контроля за эксплуатацией полигона, данные контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, уровня шума в зоне возможного влияния полигона представить в виде экспертных заключений и протоколов исследований в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; организовать эксплуатацию полигона в соответствии с требованиями главы 5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», для чего: провести ограждение по периметру всей территории полигона ТБО в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, обязать использование с ДД.ММ.ГГГГ в технологическом цикле промежуточной или окончательной изоляции уплотненного слоя ТБО с установленной санитарными правилами периодичностью, обязать использовать с ДД.ММ.ГГГГ переносные сетчатые ограждения в местах разгрузки ТБО из мусоровозов; представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработанные и утвержденные регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, инструкции по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия; обеспечить контроль за составом поступающих отходов, круглосуточный учет поступающих отходов, контроль за распределением отходов в работающей части полигона; для персонала полигона предусмотреть обеспечение питьевой и хозяйственно-питьевой водой в необходимом количестве, комнату для приема пищи, туалет в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; на выезде из полигона обустроить контрольно-дезинфицирующую установку в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    В судебном заседании старший помощник прокурора Полесского района Полякова М.И. поддержала заявленные требования в полном объеме.
 

    Представитель заинтересованного лица администрации МО «Полесский муниципальный район» Нуякшева О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что полигон ТБО является муниципальной собственностью, администрация МО «Полесский муниципальный район» принимает все меры для исполнения своих полномочий по организации свалки ТБО, утилизации отходов. В настоящее время для этого создано предприятие ООО «Межмуниципальное предприятие Полесское», ранее была разработана и утверждена программа утилизации отходов, но программа не финансируется, на полигоне выкопан ров, установлено ограждение. Согласившись с тем, что администрацией района выполнено не все необходимое для полигона, заявила об отсутствии финансирования. Согласилась с установленными сроками для устранения нарушений правил и норм.
 

    Представитель заинтересованного лица администрации МО «Полесское городское поселение», привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Соколов А.И. в судебном заседании с заявленными требованиями согласился частично и пояснил, что администрацией поселения принимаются меры по организации работ на полигоне, сроки устранения нарушений указаны реальные.
 

    Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гурьевском и Полесском районах, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, в предыдущем судебном заседании представитель Кириченко В.В. с заявлением согласился и показал, что данный полигон ТБО не соответствует санитарным правилам к содержанию полигонов: производственный контроль не осуществляется, отсутствует бетонная установка, полное ограждение, не производится должная эксплуатация полигона, необходимо формирование полигона, осуществление ежедневного разравнивания, принятия траншейной схемы для утилизации мусора.
 

    ООО «Межмуниципальное предприятие Полесское», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено, в предыдущем судебном заседании представитель Синицына Т.В. пояснила, что предприятие было учреждено и работает с ДД.ММ.ГГГГ, цель деятельности - сбор селективного мусора. В настоящее время подготовлен план проводимых работ, заключен договор аренды земельного участка, выполнены работы по рытью рва вокруг площадки, в дальнейшем будет выполнено ограждение по периметру, обустроена контейнерная площадка, мусор будет приниматься на хранение не более 6 месяцев и перевозиться на Гвардейский полигон, запланировано получение лицензии. На настоящий момент производственной программы нет, производственный контроль не осуществляется.
 

    Суд, заслушав старшего помощника прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
 

    Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду.
 

    На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
 

    В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.
 

    Согласно п. 13 ст. 8 Устава МО «Полесский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
 

    В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями составлять и рассматривать проект бюджета муниципального района, утверждать и исполнять бюджет муниципального района, осуществлять контроль за его исполнением, составлять и утверждать отчет об исполнении бюджета муниципального района. Указанные полномочия закреплены пп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона.
 

    Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
 

    Данные полномочия закреплены также в ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды».
 

    В судебном заседании установлено, что администрация МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов должным образом не осуществляет.
 

    Так, на полигоне ТБО в нарушение СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» не обеспечивается контроль за составом отходов, не осуществляется их учет, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, не определяется класс опасности отходов. Полигон не зонирован, не огражден. В нарушение санитарных правил на полигоне не обустроены контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды. Для задерживания легких ТБО на свалке не используется переносное сетчатое ограждение. Производственный контроль за эксплуатацией полигона, предусмотренный разделом 6 СП 2.1.7.1038-01, не осуществляется, как в отношении контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, так и уровня шума в зоне возможного влияния полигона.
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гурьевском и Полесском районах № от ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    И.о. прокурора Полесского района ДД.ММ.ГГГГ уже вносилось представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства, однако нарушения не устранены.
 

    Согласно сообщению администрации МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ свалка ТБО является единственным в муниципальном районе местом размещения ТБО, определенным муниципалитетом для этих целей. Свалка не имеет лицензии. Временно обслуживание свалки поручено МУП «Полесский «<данные изъяты>». Для приведения свалки ТБО в г. Полесске в нормативное состояние и получения лицензии на размещение ТБО при участии администрации муниципального района создана ООО «Межмуниципальное предприятие Полесское».
 

    В соответствии с Уставом ООО «Межмуниципальное предприятие Полесское» (далее - Общество) одной из основных целей деятельности Общества является оказание услуг в области сбора, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов (п. 3.1.1).
 

    Как установлено, на вышеуказанном полигоне ТБО был произведен ряд работ, в том числе передача в аренду земельного участка, очистка и рытье рва, огораживание площадки с лицевой стороны, что подтверждается материалами дела, однако в полной мере нарушения правил содержания полигона ТБО не устранены.
 

    Согласно сообщению финансово-экономического отдела администрации МО «Полесский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ решением Полесского районного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ была принята «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Подпрограмма развития системы захоронения и утилизации отходов МО «Полесский муниципальный район» (далее - Программа). Денежные средства на реализацию Программы не выделялись, в связи с этим финансирование данной программы отсутствует.
 

    Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении администрацией МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
 

    Доводы представителей заинтересованных лиц об отсутствии финансирования суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
 

    При таких обстоятельствах, неисполнение администрацией МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде
 

    В силу положений ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления.
 

    В соответствии с предложениями территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гурьевском и Полесском районах № от ДД.ММ.ГГГГ для приведения полигона ТБО г. Полесска в соответствие с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» необходимо: организовать осуществление производственного контроля за эксплуатацией полигона, данные контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, уровня шума в зоне возможного влияния полигона представить в виде экспертных заключений и протоколов исследований; организовать эксплуатацию полигона в соответствии с требованиями главы 5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», для чего: провести ограждение по периметру всей территории полигона ТБО, предусмотреть в технологическом цикле промежуточную или окончательную изоляцию уплотненного слоя ТБО с установленной санитарными правилами периодичностью, предусмотреть использование переносных сетчатых ограждений в местах разгрузки ТБО из мусоровозов; разработать и утвердить регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, инструкции по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия; обеспечить контроль за составом поступающих отходов, круглосуточный учет поступающих отходов, контроль за распределением отходов в работающей части полигона; для персонала полигона предусмотреть обеспечение питьевой и хозяйственно-питьевой водой в необходимом количестве, комнату для приема пищи, туалет; на выезде из полигона обустроить контрольно-дезинфицирующую установку.
 

    Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
 

    Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу требования прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области, выразившееся в непринятии мер к исполнению полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
 

    Обязать администрацию МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области обеспечить соблюдение технологии захоронения отходов и устранить нарушения при эксплуатации полигона ТБО, для чего: организовать осуществление производственного контроля за эксплуатацией полигона, данные контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, уровня шума в зоне возможного влияния полигона представить в виде экспертных заключений и протоколов исследований в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; организовать эксплуатацию полигона в соответствии с требованиями главы 5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», для чего: провести ограждение по периметру всей территории полигона ТБО в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, обязать использование с ДД.ММ.ГГГГ в технологическом цикле промежуточной или окончательной изоляции уплотненного слоя ТБО с установленной санитарными правилами периодичностью, обязать использовать с ДД.ММ.ГГГГ переносные сетчатые ограждения в местах разгрузки ТБО из мусоровозов; представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработанные и утвержденные регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, инструкции по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия; обеспечить контроль за составом поступающих отходов, круглосуточный учет поступающих отходов, контроль за распределением отходов в работающей части полигона; для персонала полигона предусмотреть обеспечение питьевой и хозяйственно-питьевой водой в необходимом количестве, комнату для приема пищи, туалет в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; на выезде из полигона обустроить контрольно-дезинфицирующую установку в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
 

Судья                                                                       З.М. Щелкова