№ 2-262/2014 г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
С.Пировское ДД.ММ.ГГГГ
 

    Пировский районный суд Красноярского края в составе: Председательствующего судьи - Головиной Е.В., при секретаре - Тазутдиновой З.Р.,
 

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице ТО в г.Лесосибирске к ООО «Стратегия Норд» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г.Лесосибирске обратилось в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Стратегия Норд» о признании незаконным бездействия ООО «Стратегия Норд», выраженное в неисполнении пунктов 1, 2, 3, 4 предписании должностного лица от 08 апреля 2013 года № 33, возложении обязанности устранить нарушения в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что в отношении ООО «Стратегия Норд», было проведено внеплановое мероприятие по контролю предметом которого являлась проверка исполнения предписаний от 20 декабря 2012 г. № 190, срок исполнения 02 июня 2014 г., от 08 апреля 2013г. №33, срок исполнения 02 июня 2014г. В ходе проведения проверки в отношении ООО «Стратегия Норд» выявлены факты не выполнения в установленный срок пунктов 1, 2, 3, 4 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 08 апреля 2013 г. № 33, срок исполнения 02 июня 2014 г. А именно, выявлены следующие нарушения: - пункт 1 Предписания. Нарушения требований ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-1 ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.5. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в части получения санитарно эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (водозаборной скважины № 9, расположенной по адресу:<адрес>) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).
 

    - пункт 2. Нарушения требований п. 4.3. (табл. 6) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» с изменениями в части обеспечения соблюдения количества и периодичности отбора проб воды в месте водозабора из подземного источника водоснабжения - скважины № 9, расположенной по адресу:<адрес>, по микробиологическим, органолептическим и обобщенным показателям не менее 4-х проб в год (по сезонам года). Представить протоколы лабораторных испытаний.
 

    - пункт 3. Нарушения требований п. 4.4. (табл. 7) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» с изменениями в части обеспечения соблюдения количества и периодичности отбора проб питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть из накопительной емкости (водонапорной башни), расположенной по адресу:<адрес>, по микробиологическим и органолептическим показателям не менее 12 проб в год (ежемесячно), по обобщенным показателям не менее 4-х проб в год (по сезонам года). Представить протоколы лабораторных испытаний.
 

    - пункт 4. Нарушения требований п. 4.5. (табл. 8) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» с изменениями в части обеспечения соблюдения количества и периодичности отбора проб питьевой воды из распределительной сети от подземного источника водоснабжения - скважины № 9, расположенной по адресу:<адрес>, по микробиологическим и органолептическим показателям не менее 2-х проб в месяц. Представить протоколы лабораторных испытаний.
 

    Затем истцом изменены исковые требования - уточен требуемый срок для возложения судом на ответчика обязанности устранения указанных в иске нарушения - в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу. Уточнено нормативное основание заявленного требования о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (водозаборной скважины № 9, расположенной по адресу:<адрес>) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) – п.3.7 СП 3./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
 

    В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице ТО в г.Лесосибирске Павлова И.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, суду пояснила, что до настоящего времени указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.
 

    В судебном заседании представитель ответчика директор ООО «Стратегия Норд» Квятковский Н.М. исковые требования в целом не признал, суду пояснил, что объекты водоснабжения не являются собственностью ответчика, у предприятия находятся в аренде, поэтому получать заключение на эти объекты должен их собственник. На устранения нарушений, указанных в предписании, у ООО «Стратегия Норд» нет средств. Пояснил, что согласен с требованиями о необходимости отбора проб воды, поскольку это производственная деятельность предприятия.
 

    В судебном заседании представитель третьего лица на стороне ответчика администрации Пировского района по доверенности Трофимов А.В. исковые требования полагал подлежащими удовлетворению частично, суду пояснил, что 09.12.2013 года администрацией Пировского района по договору аренды № 99 передано ответчику имущество в виде объектов коммунального комплекса. Согласно п. 2.2.8 договора обязанность содержать объекты в пригодном для эксплуатации состоянии, в том числе надлежащем санитарном состоянии является обязанностью арендатора. ООО «Стратегия Норд» собирает с населения плату за водоснабжение, следовательно эксплуатирует объекты водоснабжения, поэтому обязано следить за качеством воды. Обязанности получать санитарно-эпидемиологическое заключение на объекты – водозаборные скважины, законом не предусмотрено, учитывая положения Приказа Роспотребнадзора РФ от 19.07.2007г. №224, о том, что выдача санитарно-эпидемиологических заключения в соответствии с ч.3 ст.18 Закона №52-ФЗ производится на бланках заключений на проектную документацию.
 

    Заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд считает иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
 

    В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
 

    Данные положения Конституции конкретизируются в ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
 

    В соответствии со ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является, обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
 

    В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
 

    Таким образом, соблюдение требований СанПиН, СП является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
 

    В соответствии с Законом, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1).
 

    В соответствии с ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
 

    В соответствии с п. 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
 

    В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 - Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательстве Российской Федерации об охране здоровья граждан.
 

    В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 - Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
 

    В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 - Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
 

    Как установлено в суде и не оспаривается сторонами, из Устава ООО «Стратегия Норд» следует, что оно является юридическим лицом. Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
 

    Пунктами 4.3, 4.4 (примечание), 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 (таблицами) установлено количество и периодичность отбора проб воды по микробиологическим, органолептическим и обобщенным показателям для населенных пунктов с численностью населения менее 20 000 человек в месте водозабора менее 4 проб в год, из накопительной емкости не реже одного раза в месяц (по обобщенным показателям не менее 4 проб в год), из распределительной сети по микробиологическим, органолептическим показателям не менее 2 проб в месяц.
 

    Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «Стратегия «НОРД» поставлено на учет в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ 23 января 2007 года. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.11.2013 года ООО «Стратегия Норд» находится по адресу<адрес>.
 

    Из договора аренды № 99 от 09.12.2013 года и акта приема-передачи имущества приложения № 1 к указанному договору аренды усматривается, что водонапорная башня, находящаяся по адресу с. <адрес> передана администрацией Пировского района в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Стратегия Норд» в аренду до 09.11.2014 года. Вопрос получения санитарно-эпидемиологического заключения на передаваемые объекты договором не регламентируется.
 

    Согласно ст. 606 ГК РФ право аренды включает в себя владение и пользование имуществом.
 

    Согласно предписанию №33 от 08 апреля 2013 года № 33 (п.1,2,3,4), выданному уполномоченным должностным лицом, осуществляющем государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ответчиком осуществляется эксплуатация водозаборной скважины по адресу <адрес>, без получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не производятся отборы проб воды с установленной п. 4.3, 4.4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 периодичностью и в предусмотренном количестве в месте водозабора, из накопительной емкости, из распределительной сети от данного водоисточника (п.п.1,2,3,4 предписания).
 

    Из объяснений сторон установлено, что предписание не обжаловалось, заявлений о продлении срока его исполнения в уполномоченный орган не подавалось.
 

    Суд признает предписание законным и обоснованным, поскольку оно вынесено уполномоченным должностным лицом, по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством, указанные в нем требования основаны на нормах законодательства, а именно ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13, п.4.3, 4.4 (примечание), 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.
 

    Из акта проверки от 30.06.2014г., не оспариваемого ответчиком, следует, что п.1,2,3,4 вышеуказанного Предписания ответчиком не исполнены, допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены, продолжаются.
 

    Суд полагает, что получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии эксплуатируемого ответчиком водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, является обязанностью ответчика, поскольку по договору аренды объект находится во владении и пользовании ответчика с целью извлечения прибыли, соответственно, все расходы, связанные с пользованием объектом, должны производиться пользователем, поскольку иное договором аренды не предусмотрено. Само по себе отсутствие предусмотренных денежных средств на данные цели, не включение стоимости получения заключения в тариф для населения и организаций, не являются основанием для освобождения от исполнения предусмотренной законом обязанности.
 

    Суд указывает, что отсутствие установленной подзаконным нормативно-правовым актом формы бланка заключения конкретно на водный объект (водоисточник), и предписание в Приказе Роспотребнадзора РФ от 19.07.2007г. №224 производить выдачу заключений в соответствии со ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. на бланках заключений на проектную документацию, не свидетельствуют об отсутствии необходимости соблюдения требований федерального законодательства.
 

    Отбор проб воды с установленной п. 4.3, 4.4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 периодичностью и в предусмотренном количестве в месте водозабора, из накопительной емкости, из распределительной сети от данного водоисточника, является также обязанностью ответчика, поскольку данные действия непосредственно связаны с производственной деятельностью ответчика, безопасностью оказываемой им услуги по обеспечению населения водой питьевого и хозяйственно-бытового назначения.
 

    Согласно экспертного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы от 12.12.2012 года, вынесенного по результатам лабораторных испытаний, качество питьевой воды из подземного водоисточника расположенного по адресу: <адрес> по содержанию вредных химических веществ (железо, марганец) не соответствует требованиям СанПиН (протокол лабораторных испытаний № 124-599 от 27.11.2012г.). Избыточное содержание железа в воде оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки и кожу, вызывает гемохроматоз, аллергические реакции. Избыточное поступление марганца в организм вызывает поражение центральной нервной системы, оказывает влияние на гемопоэз.
 

    Таким образом, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц.
 

    Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в части возложения обязанности обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения, производить отбор проб воды в количестве и с периодичностью, установленной законодательством.
 

    В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ООО «Стратегия Норд» по неисполнению пунктов 1,2,3,4 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 08.04.2013г. №33, суд полагает необходимым отказать. Поскольку данный способ защиты нарушенных прав гражданским законодательством не предусмотрен (за неисполнение законного предписания надзорного органа главой 19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность), в результате признания судом незаконным бездействия ответчика по неисполнению предписания непосредственно никакие права неопределенного круга лиц восстановлены быть не могут. Данное требование надзорного органа является излишним.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице ТО в г.Лесосибирске удовлетворить частично.
 

    Обязать ООО «Стратегия Норд» устранить нарушение требований ч.З ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения №52-ФЗ от 30.03.1999г., п.3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 -обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (водозаборной скважины №9, расположенной по адресу<адрес>, <адрес> санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
 

    Обязать ООО «Стратегия Норд» устранить нарушение требований п.4.3 (таблица 6) СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» с изменениями -обеспечить соблюдение количества и периодичности отбора проб воды в месте водозабора из подземного источника водоснабжения - водозаборной скважины №9, расположенной по адресу<адрес>, по микробиологическим, органолептическим и обобщенным показателям не менее 4 проб в год (по сезонам года), предоставить протоколы лабораторных испытаний в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
 

    Обязать ООО «Стратегия Норд» устранить нарушение требований п.4.4 (таблица 7) СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» с изменениями -обеспечить соблюдение количества и периодичности отбора проб питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть из накопительной емкости (водонапорной башни), расположенной по адресу<адрес>, по микробиологическим, органолептическим показателям не менее 12 проб в год (ежемесячно), по обобщенным показателям не менее 4 проб в год (по сезонам года), предоставить протоколы лабораторных испытаний в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
 

    Обязать ООО «Стратегия Норд» устранить нарушение требований п.4.5 (таблица 7) СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» с изменениями -обеспечить соблюдение количества и периодичности отбора проб питьевой воды из распределительной сети от подземного источника водоснабжения - водозаборной скважины №9, расположенной по адресу<адрес>, по микробиологическим, органолептическим показателям не менее 2 проб в месяц,
 

    предоставить протоколы лабораторных испытаний в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
 

    В удовлетворении требования о признании незаконным бездействие ООО «Стратегия Норд» по неисполнению пунктов 1,2,3,4 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 08.04.2013г. №33, отказать.
 

    Взыскать с ООО «Стратегия Норд» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Пировский райсуд в течение 1 месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме, которое принято судом 28.09.2014г.     
 

    Председательствующий:        E.B. Головина