Дело №2-90/14
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    г. Туран 09 сентября 2014 года
 

        Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
 

    председательствующего Черновой С.А.,
 

    с участием представителя истца – помощника прокурора Пий-Хемского района Демагиной О.А.,
 

    представителя ответчиков администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» и муниципального образования городского поселения «г. Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» А.,
 

    при секретаре Салчак М.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» и администрации муниципального образования городского поселения «г. Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» об обязании обратиться в Управление Россреестра по Республике Тыва либо в его территориальных орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей гидротехнических сооружений, обязании обратиться с заявлением в Федеральное агентство водных ресурсов о постановке на учет гидротехнических сооружений: плотины, аварийного паводкового водосброса и донного водовыпуска, расположенных на водоеме сезонного регулирования на р. Туран, левом притоке р. Уюк, защитных сооружений г. Турана Дамба Д-1, Дамба Д-2,
 

установил:
 

    Прокурор Пий-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» и администрации муниципального образования городского поселения «г. Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» об обязании обратиться в Управление Россреестра по Республике Тыва либо в его территориальных орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей гидротехнических сооружений, обязании обратиться с заявлением в Федеральное агентство водных ресурсов о постановке на учет гидротехнических сооружений: плотины, аварийного паводкового водосброса и донного водовыпуска, расположенных на водоеме сезонного регулирования на р. Туран, левом притоке р. Уюк, защитных сооружений г. Турана Дамба Д-1, Дамба Д-2. В обоснование иска указал, что распоряжением и.о. министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 26 марта 2010 года № 146-р в собственность муниципальных районов переданы гидротехнические сооружения. В собственность муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» актом приема-передачи гидротехнических сооружений переданы: водоем сезонного регулирования на р. Туран, защитные сооружения г. Турана дамба Д-1 и дамба Д-2. В связи с тем, Акт приема-передачи гидротехнических сооружений представителем администрации Пий-Хемского кожууна подписан не был, и.о. министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва 29 апреля 2010 года издано распоряжение № 240-р «Об утверждении актов приема-передачи гидротехнических сооружений в муниципальную собственность». Тем самым Республика Тыва отказалась от права собственности на указанные гидротехнические сооружения, в настоящее время они собственника не имеют.
 

    Имеющиеся на водоеме сезонного регулирования на р. Туран левом притоке р. Уюк подпорное гидротехническое сооружение: плотина, аварийный водосброс и донный водовыпуск с технологическими приспособлениями для регулирования стока воды из водоема расположены на межселенной территории муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва».
 

    Гидротехнические сооружения дамба Д-1 и дамба Д-2 расположены на территории городского поселения г. Туран. Все указанные гидротехнические сооружений в качестве бесхозяйных объектов на учет в Управлении Россреестра по республике Тыва администрациями Пий-Хемского кожууна и г. Турана не ставились, чем нарушены требования ч.1 и 3 ст. 225 ГК РФ. В нарушения положений ст. 7 и 9 Федерального закона № 117-фз от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения об указанных гидротехнических сооружениях не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. Просил обязать ответчиков обратиться в Управление Россреестра по Республике Тыва либо в его территориальный орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей гидротехнических сооружений, обратиться с заявлением в Федеральное агентство водных ресурсов о постановке на учет гидротехнических сооружений: плотины, аварийного паводкового водосброса и донного водовыпуска, расположенных на водоеме сезонного регулирования на р. Туран, левом притоке р. Уюк, защитных сооружений г. Турана Дамба Д-1, Дамба Д-2.
 

    В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям
 

    Представитель ответчиков с требованиями иска не согласился, указав, что гидротехнические сооружения должны находиться в собственности Республики Тыва, так как построены на деньги республиканского бюджета. На содержание указанных гидротехнических сооружений в бюджете района и г. Турана средств не имеется.
 

    Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
 

    Как следует из ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
 

    Согласно ч.3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
 

    Как следует из ответа председателя администрации Пий-Хемского кожууна от 23 апреля 2014 года Дамбы Д-1 и Д-2 находятся в границах муниципального образования городского поселения «город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» Водоем сезонного регулирования находится на межселенной территории кожууна.
 

    Данное обстоятельство подтверждается также картографическим описанием границ городского поселения «город Туран», являющимся приложением 22 к Закону Республики Тыва № 268 ВХ-1 от 24 декабря 2010 года "О статусе муниципальных образований Республики Тыва"
 

    Как пояснил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля Е., работавший с 1991 года руководителем государственного комитета по земельной реформе в Пий-Хемском районе, до 1991 года земли, на которых в настоящее время расположены спорные гидротехнические сооружения, находились в ведении совхозов, действовавших на территории района. Водоем сезонного регулирования строился для нужд совхоза «Красный пахарь» и частично для совхоза «Саянский», использовавших его для орошения земель. После 1991 года перешли частично в ведение Совета народных депутатов г. Турана. Дамбы строили для защиты г. Турана в 1997 году, строительство осуществляла «Тувводмелиорация», документы должны быть в архиве администрации г. Турана, так как они были заказчиками строительства. В настоящее время защитные гидротехнические сооружения Дамба Д-1 и Д-2 находятся на территории г. Турана, а водоем сезонного регулирования на землях Пий-Хемского района, хотя ранее эти земли также принадлежали г. Турану, но при утверждении границ населенных пунктов границы г. Турана прошли по фактической застройке.
 

    Представитель ответчика администрации г. Турана М. пояснила суду, что в архиве администрации г. Турана документов, касающихся строительства защитных сооружений
 

    Аналогичные сведения содержатся и в ответе и.о. председателя администрации г. Турана Д. от 24 июня 2014 г.
 

    Как следует из ответа руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 27 мая 2014 года администрация Пий-Хемского района не обращалась с заявлением о постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемые сведения отсутствуют.
 

    Согласно ответу директора ООО «Туранское» К. на требование прокурора от 20 июня 2014 года ООО «Туранское» и СПК «Нива» не имеют в собственности гидротехнических сооружений: плотины, аварийного паводкового водосброса и донного водовыпуска, расположенных на водоеме сезонного регулирования на реке Туран, а также защитных сооружений г. Турана Дамба Д-1 и Дамба Д-2.
 

    Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что защитные гидротехнические сооружения: плотина, аварийный паводковый водосброс и донный водовыпуск, расположенные на водоеме сезонного регулирования на р. Туран, левом притоке р. Уюк, защитные сооружений г. Турана Дамба Д-1, Дамба Д-2 в настоящее время хозяина не имеют, в Реестре государственного либо муниципального имущества не состоят, то есть являются бесхозяйными.
 

    Таким образом, требования прокурора к ответчикам об обязании их обратиться в Управление Россреестра по Республике Тыва либо в его территориальный орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей гидротехнических сооружений, расположенных на их территории, обоснованны и подлежат удовлетворению.
 

    Суд не принимает в качестве доказательства принадлежности гидротехнических сооружений Республике Тыва информацию министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 14 июля 2014 года, что спорные гидротехнические сооружения находятся в государственной собственности, так как в Постановлении Верховного Хурала Республики Тыва № 583 ВХ-1 от ДД.ММ.ГГГГ сведений об их передаче в государственную собственность не содержится.
 

    Как следует из информации министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва спорные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными, в Реестре государственного имущества не числятся, государственной собственностью не являются.
 

    Как следует из положений ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;
 

    Согласно требованиям ст. 7 указанного Федерального закона гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр).
 

    Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

    Согласно п. 9 раздела III «Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений", утвержденного Приказом Минприроды России от 29 января 2013 № 34, информационные данные о поднадзорных гидротехнических сооружениях, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации с приложением необходимых информационных данных о гидротехнических сооружениях в территориальный орган государственного надзора. В заявлении указываются сведения о юридическом или физическом лице, наименование гидротехнического сооружения, описание местоположения гидротехнического сооружения, наименование водного объекта, контактная информация.
 

    Информационные данные о поднадзорных гидротехнических сооружениях, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", рассматриваются территориальным органом государственного надзора и представляются в соответствующий орган государственного надзора.
 

    Таким образом, требование иска обязать ответчиков обратиться с заявлением в Федеральное агентство водных ресурсов о постановке на учет гидротехнических сооружений необоснованно, так как такая обязанность законодателем возложена только на собственников гидротехнических сооружений либо на эксплуатирующую организацию, а ответчики на момент рассмотрения иска таковыми не являются.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

        Исковое заявление прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» и администрации муниципального образования городского поселения «г. Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» об обязании обратиться в Управление Россреестра по Республике Тыва либо в его территориальный орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей гидротехнических сооружений, обязании обратиться с заявлением в Федеральное агентство водных ресурсов о постановке на учет гидротехнических сооружений: плотины, аварийного паводкового водосброса и донного водовыпуска, расположенных на водоеме сезонного регулирования на р. Туран, левом притоке р. Уюк, защитных сооружений г. Турана Дамба Д-1, Дамба Д-2, удовлетворить частично.
 

    Обязать администрацию муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Россреестра по Республике Тыва либо в его территориальный орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей гидротехнических сооружений: плотины, аварийного паводкового водосброса и донного водовыпуска, расположенных на водоеме сезонного регулирования на р. Туран, левом притоке р. Уюк.
 

    Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «г. Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Россреестра по Республике Тыва либо в его территориальный орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей гидротехнических сооружений: защитных сооружений г. Турана Дамба Д-1, Дамба Д-2.
 

    В остальной части иска отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Пий-Хемский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 15 (13 и 14 сентября 2014 года выходные дни) сентября 2014 года.
 

    Председательствующий С.А. Чернова