Дело № 2-791/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    30 июля 2014 года                                                   г. Петровск-Забайкальский
 

Забайкальского края
 

    Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи                Герасимовой Н.А.,
 

    при секретаре                             Юнжаковой И.А.,
 

    с участием представителя ответчика             Скляровой Н.Н.,
 

        действующей на основании прав по должности,
 

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобыляченко Е. В. к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда), понуждении к действию, компенсации морального вреда,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Истица обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она работает помощником воспитателя в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа». Размер ее начисленной заработной платы включает в себя: оклад (тарифную ставку), районный коэффициент, надбавку за работу в Читинской области, стимулирующие выплаты. Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. Просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года в размере 5115 руб. 41 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. Также просит обязать ответчика в дальнейшем, начиная с 01.05.2014 года начислять ей заработную плату не ниже МРОТ, начисляя районный коэффициент и Читинскую надбавку на МРОТ.
 

    Определением суда от 08 июля 2014 года в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
 

    В судебное заседание истица не явилась – просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в предварительном судебном заседании исковые требования поддержала.
 

    Представитель ответчика исковые требования признала в части суммы задолженности по заработной плате, в части компенсации морального вреда не признала, пояснив, что неверное начисление имело место не по вине работодателя. Также дополнила, что без финансирования со стороны Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края решение суда будет трудно исполнить, поскольку Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края является учредителем ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа» и распорядителем денежных средств, выделяемых для выплаты заработной платы работников ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа».
 

    Представитель соответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений. Законом Забайкальского края от 23.12.2011 г. № 612-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях" определены нормативы для определения размера субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края. Указанным законом Забайкальского края определены нормативы финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежемесячно за десять календарных дней до начала следующего месяца подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Заявки муниципального района «Петровск-Забайкальский район» финансируются в пределах бюджетных ассигнований в полном объеме. В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ обязательство по выплате в полном размере причитающейся работникам заработной платы лежит на работодателе. Для работников образовательного учреждения работодателем является образовательное учреждение. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, действующим трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда. Действующая в настоящее время часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы являются составными частями заработной платы работника. Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, В Забайкальском крае местностями, приравненными к районам крайнего Севера, приравненными к районам Крайнего Севера, являются Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы. Петровск-Забайкальский район Забайкальского края, где работает истица, такой местностью не является, и, следовательно, нормы законодательства о том, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих начислений не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации, при начислении заработной платы истцов не могут быть применены. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 января 2014 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 554 рублей, являющийся действующим на момент рассмотрения дела судом. Согласно представленным в материалы дела доказательствам месячная заработная плата истца в спорный период соответствует установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда, следовательно, нарушений трудовых прав истца при выплате заработной платы ответчиком не допущено. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
 

    Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда – МРОТ (часть 2 статья 7 Конституции РФ). При этом, в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
 

    По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
 

    Статьей 2 Трудового кодекса РФ закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которое, в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 года, включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
 

    Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размере оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
 

    Однако действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в редакции федеральных законов) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
 

    Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
 

    Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
 

    В соответствии со статьей 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
 

    Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
 

    Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и при процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. То есть, исходя из правовой взаимосвязи и смысла данных правовых норм, установление повышенной оплаты труда, а именно районных коэффициентов и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями по своей правовой природе есть компенсация за труд в местностях с особыми климатическими условиями. То есть данный вид выплаты по своему основанию не связан с количеством и качеством выполняемого труда. И основанием для его выплаты является то, что она работает в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно в особых климатических условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно в особых климатических условиях. Следовательно, данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии.
 

    Доводы представителя соответчика об обратном свидетельствует о неверном толковании закона. При этом суд ссылку представителя соответчика на то, что г. Петровск-Забайкальский и Петровск-Забайкальский район, где работает истица, не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, суд не принимает во внимание, поскольку в данному случае нормы главы 50 ТК РФ судом не применяются.
 

    С 01.01.2014 года Федеральным законом от 02.12.2013 года № 336-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5554 руб.
 

    Согласно трудового договора № 36/2012 от 21.12.2012 истица принята в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа» на должность младшего воспитателя на 1 ставку и на 0,25 ставки лаборанта.
 

    Из материалов дела, расчетных листков усматривается и не отрицается ответчиками, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента (30%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (40%) был ниже минимального размера оплаты труда (с 01.01.2014 года - 5554 руб.), установленного на всей территории Российской Федерации, а само начисление районного коэффициента и процентной надбавки производилось на заработную плату (должностной оклад), размер которой был ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
 

    Доначисление до минимального размера оплаты труда, о котором следует из расчетных листков, приводит всего лишь к получению работником заработной платы в размере, соответствующем МРОТ, что было бы оправданным в местностях с благоприятными климатическими условиями. В местностях с неблагоприятными климатическими условиями при начислении заработной платы должны учитываться районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае.
 

    Учитывая изложенное, суд усматривает допущенные ответчиком нарушения трудовых прав истца при выплате ему заработной платы, поскольку работодателем были нарушены положения об исчислении заработной платы истца, работающего в особых климатических условиях при выполнении им в течение месяца нормы труда и нормы рабочего времени, которым должна быть гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенного размера оплаты труда, обеспечивающегося выплатой надбавок компенсационного характера (районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями), а потому исковые требования истца суд признает обоснованными.
 

    При таком положении, задолженность по заработной плате подлежит расчету за период с 01 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года:
 

    Как следует из материалов дела, истица в марте и в апреле по основной ставке и по совмещению отработала норму труда полностью.
 

    Соответственно, заработная плата по основной работе за март и апрель должна была составить не менее 9441 руб. 80 коп. (5554х1,7), где 5554 – минимальный размер оплаты труда, 1,7 – 40% районный коэффициент, 30% - северная надбавка, по 0,25 ставки заработная плата должна была составить не менее 2360 руб. 45 коп. (5554х1,7х0,25), где 5554 – минимальный размер оплаты труда, 1,7 – 40% районный коэффициент, 30% - северная надбавка, 0,25 – размер ставки.
 

    Учитывая, что работодателем истцу за март начислено 7080 руб. 88 коп., соответственно, задолженность по заработной плате составила 4721 руб. 37 коп. (9441,80+2360,45)- 7080,88).
 

    Учитывая, что работодателем истцу за март начислено 6687 руб. 38 коп., соответственно, задолженность по заработной плате составила 5114 руб. 87 коп. (9441,80+2360,45)- 6687,38).
 

    При таких обстоятельствах, задолженность по заработной плате за период с 01 марта по 30 апреля 2014 года составила 9836 руб. 24 коп., без учета НДФЛ.
 

    Истица просит взыскать в ее пользу задолженность в размере 5115 руб. 41 коп. Учитывая, что суд не вправе по данной категории дел выходить за пределы исковых требований, соответственно, исковые требования истцы надлежит удовлетворить в размере суммы, указанной в исковом заявлении, а именно в размере 5115 руб. 41 коп.
 

    В соответствии с п.1 ст.6, п.1 ст.208, ст.209 НК РФ выплата суммы заработной платы относится к доходам, полученным от источников в РФ, является объектом налогообложения и подлежит включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц НДФЛ). В связи с тем, что суд не является налоговым агентом, обязанность по удержанию НДФЛ с указанной сумме лежит на работодателе.
 

    Кроме того, в связи с вынесением данного решения, ответчику надлежит в дальнейшем выплачивать истцу, при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на неё районного коэффициента и процентной надбавки, за вычетом налогов и других обязательных платежей.
 

    В данной части исковые требования истицы обоснованны, поскольку установленные нарушения порядка начисления заработной платы приводят к нарушению права истца, работающего в местности с особыми климатическими условиями, на достойный размер оплаты труда.
 

    В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
 

    Согласно ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей – учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем) дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
 

    Из взаимосвязи приведенных норм следует, что заработную плату обязан выплачивать работодатель.
 

    Если деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником (учредителем), при недостаточности средств для исполнения обязательства работодателя, вытекающего из трудовых отношений, в частности по заработной плате, дополнительная ответственность по таким обязательствам возлагается на собственника (учредителя).
 

    Как следует из Устава, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа» - это бюджетное учреждение, учредителем которого является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
 

    Согласно ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей – учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей – казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. В соответствии со ст.158 БК Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пп.12.1 п.1); осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета (пп.4, 5 п.1 ст.158).
 

    В соответствии с п.9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края.
 

    В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 

    В статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 12 Закона Забайкальского края от 20 декабря 2011 года №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
 

    Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
 

    Статьей 3 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года №612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
 

    В соответствии с п.3 Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 года №36 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2013 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях» предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2013 год, на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
 

    Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 20 января 2014 №6 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2014 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» Министерство финансов Забайкальского края в течение 10 рабочих дней со дня получения сводной заявки на финансирование субвенций перечисляет средства субвенций на лицевой счет Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
 

    Следовательно, на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, как главного распорядителя средств бюджета, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти, участвующего в осуществлении мероприятий по формированию фонда оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и финансированию в этой части, надлежит возложить обязанность профинансировать Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа» денежными средствами для выплаты заработной платы истца в случае их недостаточности за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
 

    Также истицей заявлены исковые требования о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
 

    Статья 237 ТК РФ предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
 

    В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
 

    В ходе судебного разбирательства был доказан факт нарушения трудовых прав истицы, права истицы на получение заработной платы в соответствии с действующим законодательством, а следовательно, суд считает, убедительными доводы истицы о том, что она испытывает нравственные страдания.
 

    Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы о компенсации морального вреда, размер, указанный истицей, соответствует принципу разумности и справедливости. При определении размера компенсации морального вреда судом учитывался характер причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости.
 

    В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд с учетом того обстоятельства, что ответчик является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета Забайкальского края, с учетом финансового положения ответчика, в силу ст. 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 0 руб.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Кобыляченко Е. В. к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда), понуждении к действию, компенсации морального вреда удовлетворить.
 

    Взыскать с Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа» в пользу Кобыляченко Е. В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату (без учета налога на доходы физических лиц) за период с 01 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года в размере 5115 руб. 41 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, всего взыскать 6115 руб. 41 коп.
 

    Обязать Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа» с 01 мая 2014 года выплачивать Кобыляченко Е.В. при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на неё районного коэффициента и процентной надбавки, за вычетом налогов и других обязательных платежей.
 

    Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа» денежными средствами для выплаты заработной платы истцу в случае их недостаточности за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
 

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2014 года.
 

    Решение принято в окончательной форме 04 августа 2014 года.
 

    Судья
 

    Петровск-Забайкальского городского суда
 

    Забайкальского края      Н.А. Герасимова