Дело № 2-1033/2014 год.
Решение
именем Российской Федерации
10 октября 2014 года с.Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Хабибрахманова Д.А.,
с участием истца Матюшкин Б.С.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ в Пестречинском районе РТ Косенко И.А.,
при секретаре Потаповой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матюшкин Б.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Пестречинском районе РТ об оспаривании решения,
установил:
Матюшкин Б.С. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан об оспаривании решения указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Пестречинском районе РТ с заявлением о назначении пенсии по старости согласно в связи с педагогической деятельностью, имея на то момент требуемую законом продолжительность специального трудового стажа. Однако ответчик отказал в досрочном назначении пенсии. При подсчете продолжительности специального стажа не был принят к зачету период его службы в Вооруженных силах, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня. Согласно решению Управления Пенсионного фонда РФ в Пестречинском районе РТ № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении трудовой пенсии было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности педагогического стажа - 25 лет, при этом в его трудовой стаж не был включен: период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать решение незаконным и признать его право на досрочную пенсию.
В судебном заседании Матюшкин Б.С. свое исковое заявление поддержал по тем же основаниям и просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости, решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Пестречинском районе РТ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении этой пенсии признать неправомерными и обязать названное Управление досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости.
Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в Пестречинском районе РТ Косенко И.А. доводы искового заявления не признала, пояснив, что не подлежит включению в специальный педагогический стаж Матюшкин Б.С. период его службы в армии указанный в решении, поскольку он в специальный стаж не включается.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 10 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж для назначения трудовой пенсии включается периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст.55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 Закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как разъяснено в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовую пенсию», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Конституционный суд РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и определение от 05.11.2002 года № 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее при обретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшие на момент приобретения права.
В период с 17.12.1959 года по 22.09.1993 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановленьем Совета министров СССР 17.12.1959года №1397.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Установлено, что согласно военному билету Матюшкин Б.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах СССР.
Суд считает, что требование Матюшкин Б.С. основано на п.1 ст.19 и п.10 ст.28 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях», согласно которым лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии) назначается независимо от их возраста со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, поскольку период службы Матюшкин Б.С. в Вооруженных силах СССР относится к периодам деятельности до 22.09.1993 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Кроме того, принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии и во включении в специальный стаж оспариваемого периода, означает, по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение истца, и тем самым отмену права, приобретенного Матюшкин Б.С. в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях.
Учитывая изложенное, суд находит заявление Матюшкин Б.С. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Надлежащим государственным органом, ответственным за назначение досрочной трудовой пенсии по старости Матюшкин Б.С. является Управление пенсионного фонда России в Пестречинском районе РТ, поэтому суд считает необходимым, признав отказ в назначении пенсии незаконным, обязать Управление пенсионного фонда устранить допущенное нарушение закона.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в виду удовлетворения заявления, суд возвращает Матюшкин Б.С. с Управления Пенсионного Фонда РФ в Пестречинском районе Республики Татарстан госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Управление Пенсионного фонда России в Пестречинском районе РТ включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Матюшкин Б.С. период его воинской службы по призыву в Вооруженных силах ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать неправомерным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Пестречинском районе РТ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Матюшкин Б.С. и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Пестречинском районе РТ назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ трудовую пенсию по старости по основанию п.1 ст.19 и п.10 ст.28 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях».
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в Пестречинском районе Республики Татарстан в пользу Матюшкин Б.С. в возврат уплаченной госпошлины <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: