№ 2-663/2014 Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    «13» октября 2014 года
 

    п. Переволоцкий Оренбургской области
 

    Переволоцкий районный суд в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г.,
 

    с участием: представителя истца помощника прокурора <адрес> Чигвинцевой Ю.В., истца Волошиной Т. А.,
 

    представителя ответчика К,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Волошиной Т. А. к администрации муниципального образования «Переволоцкий район» <адрес> об обеспечении жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор <адрес> в интересах Волошиной Т.А. обратился в суд с данным иском указав, что прокуратурой района на основании заявления Волошиной Т.А. проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <адрес>. По результатам проведенной проверки установлено, что родители Волошиной Т.А. мать В, отец В на основании решения Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, отец умер ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № супруги Г и Н утверждены приемными родителями Волошиной Т.А. Постановлением администрации МО «Кичкасский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № Волошина Т.А. поставлена на учет в качестве имеющей право на получение вне очереди жилой площади не менее установленных социальных норм. На основании постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Волошина Т.А. включена в списки детей сирот. <данные изъяты> У Волошиной Т.А. отсутствуют объекты недвижимого имущества на территории <адрес>. На основании п. 3 ст. 7 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» Волошина Т.А. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по договору специализированного жилищного найма. В списках детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем детей-сирот на территории МО «<адрес>», Волошина Т.А. значится под № ДД.ММ.ГГГГ Волошина Т.А. обратилась в прокуратуру <адрес> с вопросом о защите его жилищных прав в суде, поскольку она признана нуждающейся в получении жилья и поставлена на учет, вместе с тем до настоящего времени жилым помещением на территории района не обеспечена. Просит обязать орган местного самоуправления администрацию МО «Переволоцкий район» предоставить Волошиной Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес> за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - <адрес>.
 

    Представители третьих лиц - <адрес>, Министерства социального развития <адрес>, органа опеки и попечительства администрации МО <адрес>, будучи надлежащим образом извещены времени и месте судебного заседания, в суд не явились. От <адрес> поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Чигвинцева Ю.В. иск поддержала, обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении, просила суд обязать орган местного самоуправления администрацию МО Переволоцкий район предоставить Волошиной Т.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес> за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - <адрес>.
 

    Волошина Т.А. просила иск удовлетворить.
 

    Представитель ответчика К, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, с иском не согласна, пояснила, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия решения о включении в список. Волошина Т.А. постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по договору специализированного жилищного найма под № Обращение Волошиной Т.А. в суд нарушает права других граждан, относящихся к данной категории, у которых право на обеспечение жильем возникло раньше. Жилое помещение Волошиной до настоящего времени не предоставлено, поскольку финансовых средств на реализацию полномочий по обеспечению жильем детей- сирот выделяется недостаточно.
 

    Из письменного возражения на иск <адрес> следует, что с заявленными требованиями <адрес> не согласно по аналогичным основаниям, указывая, что Волошина Т.А. состоит в списке подлежащих обеспечению жилым помещением и реализация ее права на получение жилья возможна только в порядке очередности. Право Волошиной Т.А. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено. Статья 3 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исключает из Жилищного кодекса РФ право на внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В случае предоставления жилого помещения по решению суда будут нарушены конституционные права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое гарантированное право на жилье ранее.
 

    Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
 

    В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
 

    Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    В силу ст. 8 указанного федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
 

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных выше и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
 

    Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853\389 «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
 

    В соответствии со ст. 6 Устава МО «<адрес>» органы местного самоуправления МО «<адрес>» осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий.
 

    То есть, обязанность по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилого помещения истцу возлагается на администрацию муниципального образования «Переволоцкий район».
 

    Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
 

    Поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то органом, осуществляющим данные полномочия в <адрес>, является <адрес>.
 

    Согласно п. 13 Указа губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 года № 183-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства социального развития <адрес>» Министерство осуществляет предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями проживающих на территории <адрес> отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.
 

    Прокурор обратился в суд с данным иском в силу ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту истца, оставшегося без попечения родителей.
 

    Установлено, что родители Волошиной Т.А. лишены родительских прав, отец умер, Волошина Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в администрации Кичкасского сельсовета ( постановление от ДД.ММ.ГГГГ №) в качестве имеющей право на внеочередное получение жилья, согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Значится в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем на территории МО «<адрес>», под №
 

    <данные изъяты>
 

    Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Переволоцкого филиала ГУП ОЦИОН у Волошиной Т.А. отсутствуют объекты недвижимого имущества на территории <адрес>. То есть, закрепленного жилья либо жилья в собственности не имеется.
 

    В связи с изложенным суд пришел к выводу, что у Волошиной Т.А., с ДД.ММ.ГГГГ состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, окончившей образовательное учреждение, в соответствии с законом возникло право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
 

    Вместе с тем до настоящего времени Волошина Т.А. жилым помещением на территории района не обеспечена.
 

    Поэтому требования истца являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
 

    Возражения <адрес> по поводу того, что внеочередное предоставление ответчику жилого помещения нарушит права других лиц, относящихся к категории дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, суд полагает необоснованными, поскольку обеспечение жилыми помещениями лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, кроме того, прокурором не заявлялось требование о внеочередном предоставлении истице жилого помещения.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Иск прокурора <адрес> в интересах Волошиной Т. А. к администрации муниципального образования Переволоцкий район <адрес> об обеспечении жилой площадью удовлетворить.
 

    Обязать орган местного самоуправления - администрацию Муниципального образования <адрес> предоставить Волошиной Т. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес> за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - <адрес>.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня вынесения через Переволоцкий районный суд.
 

    Судья Е.И. Расчупко