Дело № 2-334/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Павлоградский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Кириленко Л.В.,
при секретаре Молчановой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Павлоградка Омской области 13 октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Павлоградского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Павлоградская центральная районная больница» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности и противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Павлоградского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором указал, что ответчик осуществляет медицинскую деятельность, его здание должно быть обеспечено камерами видеонаблюдения и другими системами, обеспечивающими защиту от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности БУЗОО «Павлоградская центральная районная больница» установлено, что на территории и в здании БУЗОО «Павлоградская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует система видеонаблюдения, не организован пропускной режим (отсутствует ограждение территории), что создает возможность совершения противоправных действий, в том числе террористических актов. Прокурором района было внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Прокурор Павлоградского района просил обязать БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и безопасности путем оборудования здания и территории БУЗОО «Павлоградская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>, камерами видеонаблюдения и ограждения по периметру территории (л.д.2-4).
В судебном заседании заместитель прокурора Павлоградского района Омской области Долгов В.А. поддержал исковое заявление по изложенным в нем доводам, уточнил требования, просил обязать ответчика оградить по периметру территорию больницы, оборудовать территорию и находящиеся на ней здания больницы камерами видеонаблюдения.
Представитель ответчика БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» Дынник Н.В. не возражала против удовлетворения иска прокурора, показала, что для выполнения работ по ограждению территории больницы и оборудованию территории и зданий системой видеонаблюдения необходимо от полутора до двух миллионов рублей, в настоящее время таких средств у учреждения нет. При удовлетворении иска просила установить срок для исполнения решения суда 2 года.
Третье лицо Министерство здравоохранения Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал, что Министерство осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» осуществляется за счет средств областного бюджета. Министерство как учредитель и главный распорядитель бюджетных средств свои обязанности выполнило в полном объеме. Учреждение располагает достаточными денежными средствами для устранения нарушений. На обеспечение мероприятий по противодействию терроризму и безопасности учреждение по состоянию на 10.10.2014 имеет неиспользованный остаток денежных средств в размере .... Также в соответствии с п.2.4 Устава помимо основных видов деятельности, учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе приносящие доходы. Доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. (л.д.48, 49-54).
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму закреплены в ст. 2 Федерального закона в качестве основных принципов противодействия терроризму.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей. Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
Согласно п.п. е п. 21 Концепции, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические, состоящие из разработки и реализации целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты; совершенствования механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Подпунктами «ф», «с» пункта 14 Методики проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений, утвержденной МВД РФ, МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ, установлено, что мониторинг состояния комплексной безопасности объектов проводится, в том числе, путем определения наличия или отсутствия видеонаблюдения и капитального ограждения территории и помещений здания (корпуса).
Таким образом, в силу закона медицинское учреждение должно быть оборудовано камерами видеонаблюдения и обеспечено капитальным ограждением территории.
Судом установлено, что БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» является учреждением, осуществляющим медицинскую деятельность, которое ежедневно принимает значительное количество граждан, нуждающихся в медицинских услугах, при этом в нарушение законодательства о противодействии терроризму территория районной больницы не ограждена, в здании и на территории учреждения отсутствует система видеонаблюдения.
Оценивая изложенное, суд приходит к мнению о необходимости удовлетворения иска прокурора.
Из материалов дела видно, что ориентировочная стоимость ограждения и системы видеонаблюдения составляет .... (л.д.7-8, 9, 55-56).
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что действия могут быть совершены только ответчиком, требуют дополнительного финансирования, суд считает возможным установить срок исполнения решения до 31 декабря 2015 года.
Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, она подлежит взысканию с ответчика. При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера при удовлетворении его требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно в соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ является истцом по делу.
Иск прокурора подан в интересах неопределенного круга лиц, таким образом, в интересах физических лиц. В силу ст.333.19 НК РФ при обращении в суд с требованиями неимущественного характера гражданин уплачивает пошлину в размере ....
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Павлоградского района удовлетворить полностью.
Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Павлоградская центральная районная больница» оборудовать здания и территорию учреждения здравоохранения по адресу: <адрес>, камерами видеонаблюдения, обеспечить капитальное ограждение территории БУЗОО «Павлоградская ЦРБ».
Решение подлежит исполнению до 31 декабря 2015 года.
Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Павлоградская центральная районная больница» государственную пошлину в бюджет Павлоградского муниципального района Омской области в размере ....
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Павлоградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В.Кириленко