дело № 2-505/2014 г.    
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    08 октября 2014 года г. Осташков Тверской области
 

    Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Ракитского Н.В.,
 

    при секретаре Сысоевой А.А.,
 

    с участием помощника прокурора г. Осташкова Волощук Е.В., представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» Радулова А.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Осташкова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - потребителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, к закрытому акционерному обществу «Осташковская генерирующая компания» и обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» об обязании ввести в эксплуатацию прибор теплового учета,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор города Осташкова обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - потребителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, к закрытому акционерному обществу «Осташковская генерирующая компания» (далее ЗАО «Осташковская генерирующая компания») и обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» (далее ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков») об обязании ввести в эксплуатацию прибор теплового учета.
 

    Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Осташкова Тверской области в рамках проведения проверки исполнения законодательства по подготовке к отопительному периоду 2014-2015 года теплоснабжающими организациями г. Осташкова Тверской области было установлено, что в рамках реализации муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на период 2012-2015 годы» планировалось установить приборы учета теплоснабжения на тепловых узлах 37 домов. Для реализации программы, в части установки приборов учета теплоснабжения на тепловых узлах 37 домов, предусматривались объемы финансирования из средств областного бюджета, бюджета МО «Городское поселение – г. Осташков», внебюджетных источников. ДД.ММ.ГГГГ ООО УК <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> был заключен договор на выполнение работ по установке узла тепловой энергии и осуществлению пуско-наладочных работ в 37 многоквартирных домах, расположенных в г. Осташкове Тверской области, в том числе в многоквартирном доме № по <адрес>. Данные работы планировалось завершить не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения работ был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Актом допуска монтажных работ узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что монтаж выполнен согласно проекта, замечаний к монтажу оборудования узла учета нет.
 

    На момент установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № по <адрес> порядок допуска в эксплуатацию регулировался Правилами технической эксплуатации теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936, в соответствии с пунктом 7.1 которых допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществлялся представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составлялся соответствующий акт, подлежащий утверждению руководителем энергоснабжающей организации.
 

    Общедомовой прибор теплового учета, установленный ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме № по <адрес> теплоснабжающей организацией ЗАО «Осташковская генерирующая компания» в порядке, предусмотренном Правилами технической эксплуатации теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936, в эксплуатацию введен не был.
 

    Решением Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ООО УК <данные изъяты> признано несостоятельным (банкротом).
 

    Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственниками выбран способ управления домом – непосредственное управление собственниками помещений в доме и с 1-го числа месяца следующего за месяцем расторжения договора управления с ООО УК <данные изъяты> заключить с ООО «Дирекция единого заказчика Осташков» договор содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
 

    В соответствии с п. 6, п.п. «к» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, договором содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> в состав общего имущества входит общедомовой прибор учета тепловой энергии.
 

    Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> собственниками помещений выбран способ управления домом – непосредственное управление собственниками помещений в доме и ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений данного дома с ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» заключен договор содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
 

    Ответственность по обслуживанию, содержанию системы отопления, вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии дома несет ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков», взявшее на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома. В перечень услуг ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» по содержанию и ремонту многоквартирного дома включены работы по обслуживанию и текущему ремонту сетей горячего и холодного водоснабжения и канализации, работы по обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых сетей теплоснабжения.
 

    Вся техническая документация на общедомовой прибор теплового учета, установленный в многоквартирном доме № по <адрес>, находится в ООО «Дирекция единого заказчика Осташков», которое осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома по договору содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а соответствии с п. 74 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034, в том числе ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» несет ответственность за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета тепловой энергии, установленном на источнике тепловой энергии.
 

    Таким образом, обязанность по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, в силу закона возложена на ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков».
 

    Прокурор полагает, что в результате бездействия ответчиков ЗАО «Осташковская генерирующая компания» и ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме № по <адрес> не введен в эксплуатацию, чем нарушены интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, который постоянно меняется по причине предусмотренного ст.27 Конституции Российской Федерации права граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства и пребывания, для которых не введение в эксплуатацию и не использование приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.
 

    В судебном заседании помощник прокурора г.Осташкова Волощук Е.В. поддержала заявленные требования.
 

        Представитель ответчика ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» по доверенности Радулов А.А. исковые требования, предъявленные к ООО «Дирекция единого заказчика Осташков», не признал, просил об удовлетворении исковых требований, предъявленных к ЗАО «Осташковская генерирующая компания» и указал, что действовавшими до 23 ноября 2012 года Правилами технической эксплуатации и теплоносителя, утв.Минэнерго РФ 12 сентября 1995 года № Вк-4936, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществлялся энергоснабжающей организацией, то есть ЗАО «Осташковская генерирующая компания», которым никаких мер к вводу в эксплуатацию прибора учета принято не было. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 62 Правил «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 ввод в эксплуатацию прибора учета осуществляется представителями теплоснабжающей организации, потребителя, а также организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков», как владельцем прибора учета, осуществляющим его эксплуатацию, совершены все зависящие от него организационные действия, направленные на ввод прибора учета в эксплуатацию: ДД.ММ.ГГГГ представлены в энергоснабжающую организацию ЗАО «Осташковская генерирующая компания» все предусмотренные Правилами № 1034 документы, приняты меры к созданию комиссии, однако ЗАО «Осташковская генерирующая компания» от сообщения своего представителя для включения в состав образуемой комиссии отказывается, то есть противодействует в принятии прибора учета в эксплуатацию.
 

        Ответчик ЗАО «Осташковская генерирующая компания» извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.70), в суд своего представителя не направил, просил рассматривать дело в отсутствие представителя ЗАО «Осташковская генерирующая компания» (л.д.71).
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО «Городское поселение-г.Осташков» просил о рассмотрении дела без его участия.
 

    Выслушав прокурора, представителя ответчика ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» Радулова А.А., исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
 

    Частью 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
 

    Судом установлено, что в рамках реализации муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на период 2012-2015 годы», финансирование которой произведено из средств областного бюджета, бюджета МО «Городское поселение – г. Осташков», внебюджетных источников в многоквартирном жилом доме № по <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
 

    Работы по установке узла тепловой энергии и осуществлению пуско-наладочных работ выполнялись на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО УК <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>. Фактическое выполнение работ подтверждено актом допуска монтажных работ узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного представителями заказчика - ООО УК <данные изъяты>, подрядчика – ООО <данные изъяты>, согласно которому в многоквартирном жилом доме № по <адрес> монтаж выполнен согласно проекта, замечаний к монтажу оборудования узла учета нет (л.д.31, 20-30).
 

    Как следует из материалов дела, установленный в многоквартирном жилом доме № по <адрес> общедомовой прибор учета тепловой энергии в эксплуатацию не введен, то есть цели, предусмотренные Федеральным законом № 261-ФЗ и муниципальной целевой программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на период 2012-2015 годы», не достигнуты.
 

    На момент установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № по <адрес> порядок его допуска в эксплуатацию регулировался Правилами технической эксплуатации и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 года № Вк-4936, в соответствии с пунктом 7.1 которых допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществлялся представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составлялся соответствующий Акт, подлежащий утверждению руководителем энергоснабжающей организации.
 

    Акт ввода прибора в эксплуатацию, который в соответствии с Правилами технической эксплуатации и теплоносителя, утв.Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 года № Вк-4936, с даты его подписания служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, с использованием получаемой измерительной информации, ответчиком ЗАО «Осташковская генерирующая компания» в суд не представлен.
 

    Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении управления домом ООО УК <данные изъяты> с 1-го числа месяца следующего за месяцем расторжения договора управления и выборе способа управления домом – непосредственное управление собственниками помещений в доме, о заключении с ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» договора содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме (л.д.19).
 

    ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений многоквартирного жилого дома № по <адрес> заключили с ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» договор содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме (л.д.16-18).
 

    Как следует из договора содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» выполняет работы (услуги) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, с ДД.ММ.ГГГГ исполнителем таких коммунальных услуг, как отопление и горячее водоснабжение, является ЗАО «Осташковская генерирующая компания», которое поставляет потребителям многоквартирного жилого дома № по <адрес>. Данные обстоятельства ответчиком ЗАО «Осташковская генерирующая компания» не опровергнуты.
 

    В соответствии с пунктом 6, п.п. «к» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, договором содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> в состав общего имущества входит общедомовой прибор учета тепловой энергии.
 

    Ответственность по обслуживанию, содержанию системы отопления, вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии дома несет ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков», взявшее на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
 

    С ДД.ММ.ГГГГ правоотношения, связанные с порядком ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках, регулируются Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
 

    Вся техническая документация на общедомовой прибор теплового учета, установленный в многоквартирном жилом доме № по <адрес> находится в ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков», которое осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома по договору содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а в соответствии с п.74 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, в том числе ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» несет ответственность за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета тепловой энергии, установленном на источнике тепловой энергии.
 

    Таким образом, ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» является владельцем общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № по <адрес> и обязанность по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в силу закона возложена на ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков».
 

    Под вводом в эксплуатацию узла учета согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, понимается процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
 

    Пунктами 61-65, 67, 68 Правил № 1034 установлен порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках.
 

    Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
 

    Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета.
 

    Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию предоставляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
 

    При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
 

    Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
 

    При подписании акта о вводе в эксплуатацию узел учета пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
 

    ЗАО «Осташковская генерирующая компания» является теплоснабжающей организацией на территории г.Осташкова и в силу закона должна входить в состав комиссии по вводу в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, участвовать в подписании акта ввода в эксплуатацию узла учета.
 

    Из представленных сторонами доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» уведомило ЗАО «Осташковская генерирующая компания» об оказании им услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества, в том числе в отношении многоквартирного жилого дома № по <адрес>, о назначении ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» ответственного лица за эксплуатацию и регистрацию показаний приборов учета в тепловых узлах многоквартирных жилых домов, о необходимости срочного принятия в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, расположенных в тепловых узлах многоквартирных домов. Аналогичные уведомления направлялись теплоснабжающей организации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77-79).
 

    Из материалов дела следует, что владельцем узла учета ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» выполнены все действия, связанные с подготовкой ввода узла учета в эксплуатацию, предусмотренные пунктом 64 Правил № 1034. Так, заверенные копии проекта узла учета направлены теплоснабжающей организации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62), почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течении 7 суток направлены ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63), приняты меры к созданию комиссии по приему узла учета в эксплуатацию: издан приказ «О создании комиссии» (л.д. 64), запрошены документы, подтверждающие назначение ответственного лица ЗАО «Осташковская генерирующая компания» для включения в комиссию по приемке общедомовых узлов учета теплоэнергии (л.д. 78,79).
 

        Однако, ЗАО «Осташковская генерирующая компания», вопреки требованиям Правил № 1034, от сообщения сведений о своем представителе для включения его в состав создаваемой владельцем узла учета комиссии по приему эксплуатацию узла учета, уклонилось, что свидетельствует о грубом нарушении теплоснабжающей организацией требований Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, о бездействии ЗАО «Осташковская генерирующая компания» и нарушении прав потребителей и требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 

    Доказательством того, что к узлу учета имеются замечания и выявлены недостатки, препятствующие его функционированию, является составленный в соответствии с пунктом 72 Правил № 1034 акт, который ответчиком ЗАО «Осташковская генерирующая компания» не представлен, поэтому препятствий к вводу прибора учета в эксплуатацию не имеется.
 

    Анализ исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что в результате бездействия ЗАО «Осташковская генерирующая компания» общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в рамках муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на период 2012-2015 годы» в многоквартирном жилом доме № по <адрес> в эксплуатацию не введен, бездействием ответчиков в области энергосбережения нарушены интересы Российской Федерации, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, для которых не введение в эксплуатацию и не использование приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению, поэтому исковые требования прокурора, направленные на защиту прав и охраняемых интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц - потребителей данного многоквартирного жилого дома, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
 

    Способ защиты права, избранный прокурором, направленный на пресечение незаконных действий, является правильным, соответствует ст.12 ГК РФ, так как позволяет восстановить нарушенные права лиц, в интересах которых заявлен иск.
 

    На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика ЗАО «Осташковская генерирующая компания», виновного в нарушении прав потребителей, надлежит взыскать судебные расходы, от уплаты которых прокурор был освобожден при подаче искового заявления в суд.
 

        Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора г. Осташкова Тверской области удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие закрытого акционерного общества «Осташковская генерирующая компания» по непринятию мер к вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирного жилого дома № по <адрес>.
 

    Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» и закрытое акционерное общество «Осташковская генерирующая компания» ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № по <адрес>.
 

    Взыскать с закрытого акционерного общества «Осташковская генерирующая компания» государственную пошлину в доход бюджета МО «Осташковский район» в размере 200 рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме – 13 октября 2014 года.
 

    Федеральный судья                             Н.В. Ракитский