Именем Российской Федерации
03 октября 2014 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.В.,
при секретаре Масаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лукина В.В. о признании незаконным решения Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № «О назначении досрочных выборов главы Олонецкого городского поселения»,
УСТАНОВИЛ:
Лукин В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № «О назначении досрочных выборов главы Олонецкого городского поселения» по тем основаниям, что оспариваемое решение противоречит положениям п. 8 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 56 Закона РК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», ст. 30 Устава Олонецкого городского поселения как принятое неправомочным органом и с нарушением порядка и срока, установленного ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Кроме того, 09.09.2014 г. Советом Олонецкого городского поселения (далее по тексту также Совет, Совет ОГП) было принято решение о назначении досрочных выборов не на 07.12.2014 г., а на 14.12.2014 г.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования по изложенным в заявлении доводам и основаниям. Пояснил, что его избирательные права нарушаются тем, что решение о проведении досрочных выборов принято органом, который не имел право принимать данное решение за пределами 6-месячного срока, прошедшего с даты удаления главы Олонецкого городского поселения в отставку; была нарушена процедура его принятия Советом, т.к. голосование по решению в той редакции, в которой оно опубликовано в газете «Олония» прошло уже после закрытия сессии Совета. Проведение выборов на основании незаконного решения Совета ОГП также будет являться незаконным и нарушать права истца.
Представитель заинтересованного лица - Совета Олонецкого городского поселения Канаева Н.Ю. в судебном заседании возражала против заявления, указав, что требования Устава Олонецкого городского поселения и регламента работы Совета нарушены не были, т.к. допускается продолжение сессии после перерыва, о чем депутаты были извещены. Опубликованное в газете «Олония» решение принято при наличии кворума депутатов, единогласно и по сути своей, редактирует ранее принятое (до перерыва в работе сессии) решение о назначении выборов на 14.12.2014 г. Решение о назначении досрочных выборов главы Олонецкого городского поселения (далее - ОГП) на 07.12.2014 г. не нарушает права истца, а наоборот, содействует реализации его избирательных прав. Проведение досрочных выборов в связи с досрочным прекращением полномочий главы ОГП, которое имело место 13.08.2013 г., в 6-месячный срок не представлялось возможным, т.к. удаление главы ОГП Кохова С.С. в отставку оспаривалось им в судебном порядке, окончательное решение по делу, которым подтверждена правомерность отставки Кохова С.С., принято 02.09.2014 г.
Представитель территориальной избирательной комиссии Олонецкого района Кондратьева М.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, указав, что в соответствии с практикой Конституционного Суда РФ досрочные выборы не могли быть проведены до завершения всех судебных процедур по оспариванию решения об удалении главы ОГП Кохова С.С. в отставку. Решение суда по указанному делу вступило в силу 02.09.2014 г. Решение о назначении досрочных выборов было принято Советом ОГП в кратчайшие сроки после завершения рассмотрения гражданского дела по заявлению Кохова С.С. об оспаривании решения Совета о прекращении его полномочий, что не противоречит положениям ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Представитель администрации Олонецкого городского поселения - и.о. главы администрации ОГП Кохов С.С. поддержал заявление Лукина В.В., указав, что оспариваемым решением нарушены положения ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», т.к. решение о назначении досрочных выборов не было принято в 6-месячный срок с момента прекращения полномочий главы Олонецкого городского поселения (далее - ОГП) и по истечении указанного срока Совет ОГП уже не компетентен был его принимать. Фактически Совет принял два решения о назначении досрочных выборов: на 07.12.2014 г. и на 14.12.2014 г., ни одно из которых не отменено. При этом решение о назначении досрочных выборов на 07.12.2014 г. было принято после окончания очередного заседания и завершения работы сессии. Повестка дня с вопросом о голосовании по проведению выборов ни до администрации ОГП, ни до жителей городского поселения не доводилась.
Прокурор Прокопьева Е.В. в своем заключении полагала заявление не подлежащим удовлетворению, т.к. права заявителя оспариваемым решением о назначении досрочных выборов не нарушены, каких-либо существенных нарушений, в т.ч. процедурных, при принятии оспариваемого решения Советом не допущено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, хх.хх.хх г. Советом Олонецкого городского поселения было принято решение № «Об удалении Главы Олонецкого городского поселения Кохова С.С. в отставку». Указанное решение было опубликовано 22.08.2013 г. и вступило в силу.
Решением Олонецкого районного суда от 10.06.2014 г., вступившим в законную силу 02.09.2014 г., заявление Кохова С.С. о признании указанного решения Совета незаконным было оставлено без удовлетворения.
Пунктом 8 ст. 30 Устава ОГП предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы ОГП досрочные выборы назначаются Советом ОГП и проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
Вопросы, касающиеся условий проведения досрочных и дополнительных выборов, урегулированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пункт 4 статьи 10 названного Федерального закона предусматривает назначение досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, влекущего за собой неправомочность такого органа не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Учитывая правовые позиции, изложенные в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 15-П и от 26.06.2014 г. № 19-П, суд приходит к выводу, что в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления срок проведения досрочных выборов, установленный п. 4 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не может применяться вне связи с процессом судебной защиты прав удаленного в отставку с должности главы муниципального образования лица и что правоприменительные органы должны исходить из недопустимости назначения досрочных выборов на должность главы муниципального образования до разрешения судом соответствующего дела.
Таким образом, досрочные выборы главы ОГП могли быть проведены только после завершения всех судебных процедур, направленных на проверку законности прекращения его полномочий, соответственно, отложение рассмотрения вопроса о назначении досрочных выборов главы Олонецкого городского поселения до вступления в законную силу решения суда по делу об оспаривании решение Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № «Об удалении Главы Олонецкого городского поселения Кохова С.С. в отставку» не противоречит действующему законодательству.
В связи с этим доводы заявителя и представителя администрации ОГП о том, что правовых оснований для принятия решения о назначении досрочных выборов главы поселения у Совета ОГП не имелось и что назначение таких выборов по истечении 6-месячного срока, установленного п. 4 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является исключительной компетенцией суда, подлежат отклонению.
Доводы заявителя и представителя администрации ОГП о существенных нарушениях процедуры принятия решения, установленной Уставом ОГП и регламентом Совета ОГП, также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Так, из протокола 13-го заседания Совета Олонецкого городского поселения 3-го созыва от хх.хх.хх г. следует, что на заседании присутствовало 9 депутатов из 15, т.е. кворум имелся. В повестку дня был включен вопрос о назначении досрочных выборов главы Олонецкого городского поселения. В ходе сессии депутаты единогласно проголосовали за принятие решения о назначении досрочных выборов на 14.12.2014 г., рассмотрели все вопросы повестки дня, далее заседание было продолжено в .... этого же дня - хх.хх.хх г. и было принято решение об уточнении даты проведения досрочных выборов, в результате чего решение о назначении досрочных выборов было изложено в новой редакции: «Назначить досрочные выборы главы Олонецкого городского поселения на 07.12.2014 г.».
Доводы заявителя и представителя АОГП о том, что оспариваемое решение было принято после закрытия сессии Совета, основанные, в том числе, на показаниях свидетеля Редькиной В.Ю., суд находит несостоятельными, поскольку в силу п. 7.10 регламента Совета ОГП председательствующий вправе без голосования продлить заседание Совета до принятия окончательного решения, обсуждение которого было начато в основное время заседания Совета, что в данном случае и было сделано. Оснований не доверять содержанию протокола заседания сессии Совета от хх.хх.хх г. у суда не имеется. На обсуждении вопроса об уточнении даты досрочных выборов и при принятии соответствующего решения ни свидетель Редькина В.Ю., ни заявитель, ни представитель АОГП не присутствовали.
Порядок принятия решений Совета, предусмотренный п. 13.2 регламента не нарушен, оспариваемое решение принято необходимым количеством голосов депутатов при наличии кворума. Существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого решения Советом не допущено.
Каких-либо иных доказательств порочности оспариваемого решения, в т.ч. с точки зрения процедуры его принятия, суду не представлено.
В соответствии с п. 7 ст. 10 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Сроки проведения досрочных выборов, установленные оспариваемым решением, не нарушены.
В соответствии со ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Заявителем не представлено доказательств нарушения своих избирательных прав оспариваемым решением Совета ОГП о назначении досрочных выборов; законность указанного решения не вызывает сомнений у суда; таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, 259, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд РК течение пяти дней со дня вынесения.
Судья А.В. Никитина
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 06.10.2014 г.
Копия верна:
Судья А.В. Никитина