Дело № 2-618/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    06 октября 2014 г.          г. Олонец
 

        Республика Карелия
 

    Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
 

    председательствующего судьи      Никитиной А.В.,
 

    при секретаре        Масаевой Е.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Олонецкое ЛПХ», администрации .... сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском о возложении обязанности на ответчиков ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории .... сельского поселения в выделах .... и .... квартала .... Олонецкого участкового лесничества ориентировочной площадью .... кв.м. и .... кв.м. соответственно.
 

    В судебном заседании прокурор Побединский С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам иска. Просил установить срок исполнения решения суда - 30 дней со дня вступления в законную силу.
 

    Представитель ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» Раппу Н.М. поддержала исковые требования, указав, что до настоящего времени свалки не убраны.
 

    Представитель ответчика ООО «Олонецкий ЛПХ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Доказательств уважительности причин неявки суду не представил.
 

    Представитель ответчика - администрации .... сельского поселения Шерстнева Н.Н. возражала против иска, указав, что на территории .... сельского поселения организован сбор мусора и бытовых отходов. Вины администрации поселения в образовании свалок нет. Поскольку свалки возникли на арендованных участках лесного фонда, ответственность по их ликвидации должен нести арендатор - ООО «Олонецкое ЛПХ».
 

    Представители третьих лиц - Министерства природопользования и экологии РК, Администрации Олонецкого национального муниципального района в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
 

    В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
 

    Заслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Согласно акту осмотра от хх.хх.хх г. г., составленного государственными инспекторами по охране леса, в квартале .... выделах .... и .... Олонецкого участкового лесничества, на территории .... сельского поселения и арендуемого ООО «Олонецкое ЛПХ» участка лесного фонда выявлены несанкционированные свалки отходов ориентировочной площадью .... кв.м. и .... кв.м. соответственно, состоящие из шифера, мебель, банок, бутылок, строительных материалов, пакетов, досок, мешков.
 

    Лица, виновные в образовании данных свалок, не установлены.
 

    По сведениям ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество», до настоящего времени указанные свалки не ликвидированы.
 

    Согласно договору аренды лесного участка от хх.хх.хх г. в редакции дополнительных соглашений от хх.хх.хх г. г., хх.хх.хх г. г., хх.хх.хх г. г., арендатором лесного участка, на котором расположены данные свалки, является ООО «Олонецкий ЛПХ».
 

    Пунктом 3.4.13 договора аренды (в редакции от 06.06.2012 г.) арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, в т.ч. очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
 

    В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
 

    Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
 

    Статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
 

    В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
 

    Статьей 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов. Указанной статьей предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
 

    На основании ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется ряд мер санитарной безопасности, в частности, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
 

    Указанные в пункте 4 части 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
 

    Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с п. 4 которых на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
 

    Согласно пункту "е" статьи 39 Правил санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
 

    Содержащая в ст. 55 Лесного кодекса РФ и п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности арендатора по очистке лесов от захламления и загрязнения, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов.
 

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в обязанности арендатора лесного участка входит принятие мер по ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных и бытовых отходов, не оформленных в установленном порядке, возникших, в том числе, и не по вине арендатора.
 

    При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчик ООО «Олонецкое ЛПХ» как лицо, которое в силу вышеприведенных норм права отвечает за проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке, обязано ликвидировать несанкционированную свалку, указанную в иске.
 

    Кроме того, суд полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена и на Администрацию Коверского сельского поселения.
 

    Положениями п. 1 ст. 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (пункт 2).
 

    Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об охране окружающей среды», п. 1, п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
 

    Материалами дела подтверждается, что территория, на которой образовались несанкционированные свалки, находится в границах .... сельского поселения.
 

    То обстоятельство, что свалки расположены на лесном участке, переданном в аренду ООО «Олонецкое ЛПХ», не освобождает муниципальные органы от обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
 

    По смыслу приведенных выше положений законодательства, администрация .... сельского поселения тоже является лицом, ответственным за ликвидацию несанкционированной свалки, поскольку свалка образовалась на территории, подведомственной администрации, не оформлена должным образом, в связи с чем не может эксплуатироваться.
 

    Исковое заявление подано Карельским природоохранным прокурором в защиту гарантированных ст. ст. 37, 41, 43, 45, 55 и 56 Конституции Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем - ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2.202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и с целью обеспечения требований благоприятной окружающей среды для неопределенного круга лиц.
 

    Создание несанкционированной свалки на лесном участке в пределах границ территории сельского поселения подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
 

    Более того, в соответствии с примечанием к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
 

    Таким образом, суд считает необходимым возложить обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию .... сельского поселения и ООО «Олонецкое ЛПХ» как лиц, ответственных за санитарное состояние земельного участка, на котором расположена свалка.
 

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом требований разумности и объема работ по ликвидации свалки, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - 30 дней с момента вступления в законную силу.
 

    В соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация .... сельского поселения освобождена от уплаты госпошлины по делу.
 

    В соответствии со ст. 98, 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ООО «Олонецкий ЛПХ» в доход местного бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия госпошлина в размере .... руб.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Иск удовлетворить.
 

    Обязать ООО «Олонецкое ЛПХ» и администрацию .... сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в выделах .... и .... квартала .... Олонецкого участкового лесничества ориентировочной площадью .... кв.м. и .... кв.м. соответственно.
 

    Установить срок исполнения решения суда - 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Взыскать с ООО «Олонецкое ЛПХ» в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в размере .... рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
 

    Судья          А.В. Никитина
 

    Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 10.10.2014 г.
 

    Копия верна: Судья         А.В. Никитина