Дело № 2-359 (14)
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    29 июля 2014 года с. Екатеринославка
 

         Октябрьский районный суд Амурской области, в составе:
 

    председательствующего судьи Новорецкой Е.П.,
 

    с участием истца К.Т.А.,
 

    при секретаре Бандура А.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
 

    К.Т.А. к Министерству социальной защиты населения Амурской области, Государственному казенному учреждению Амурской области – Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья и включении в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья, выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
 

    У С Т А Н О В И Л:
 

    К.Т.А. обратилась в суд с настоящим иском и просит признать за ней права на получение социальной выплаты для приобретения жилья и включении в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья, выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, по тем основаниям, что она постоянно проживает в <адрес> с.Екатеринославка Амурской области, который пострадал в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в августе 2013 года. Согласно акта обследования жилого дома по <адрес> с.Екатеринославка, заключением межведомственной комиссии № от 19 мая 2014 года занимаемое жилое помещение в результате подтопления признано непригодным для постоянного проживания.
 

    Для включения в число получателей социальной выплаты на строительство или приобретение жилья она обратилась 11 июля 2014 года с письменным заявлением в ГКУ УСЗН по Октябрьскому району Амурской области, предоставив все необходимые документы. Однако ей в предоставлении мер социальной поддержки было отказано по тем основаниям, что согласно Правил, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 28.10.2013 года № 520, для подтверждения права на получение социальной выплаты ей необходимо в судебном порядке подтвердить право собственности на жилое помещение на момент чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года.
 

    Считает отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, поскольку ее право собственности на занимаемое жилое помещение у нее возникло согласно решения суда от 20 мая 2014 года в силу приобретательной давности, 15-летний срок которого истек в 2010 году и то обстоятельство, что она в установленном законом порядке не зарегистрировала право собственности на дом, не может является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты, поэтому просит признать за ней и членами её семьи К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с постановлением правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520, обязать министерство социальной защиты населения Амурской области включить ее и членов ее семьи К.А.А. и К.А.М. в список граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья и обязать выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с указанным постановлением. Также просит обратить решение суда к немедленному исполнению.
 

    В судебном заседании истец К.Т.А., представитель истца Т.А.В. настаивают на исковых требованиях, пояснив, что К.Т.А. постоянно проживает в <адрес> с.Екатеринославка Амурской области, который пострадал в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в августе 2013 года. В данном доме также зарегистрированы и проживают одной семьёй с ней ее дочь К.А.А. и внук К.А.М.
 

    Собственником данного жилья на основании решения Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ является К.Т.А. Согласно акта обследования жилого дома по <адрес> с.Екатеринославка, заключением межведомственной комиссии № от 19 мая 2014 года занимаемое ими жилое помещение в результате подтопления признано непригодным для постоянного проживания. В связи с чем она обратилась для получения социальной выплаты для приобретение жилья 11 июля 2014года с письменным заявлением в ГКУ УСЗН по Октябрьскому району Амурской области, предоставив все необходимые документы. Однако письмом за № от 14 июля 2014г. в предоставлении мер социальной поддержки было отказано по тем основаниям, что согласно Правил, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 28.10.2013 года № 520, для подтверждения права на получение социальной выплаты необходимо в судебном порядке подтвердить право собственности на момент ЧС в августе-сентябре 2013 года.
 

    Считают отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки не законным, а оспаривание права на получение социальной выплаты не основанным на нормах постановления Правительства Амурской области от 28.10.2013 года № 520 и действующего федерального законодательства, поскольку одним из юридических значимых обстоятельств, которое оспаривается ответчиками, является момент возникновения право собственности на жилое помещение.
 

    Как следует из решения Октябрьского районного суда от 20 мая 2014 года право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с.Екатеринославка Амурской области у К.Т.А. возникло в силу приобретательной давности, то есть 15-ти летний срок давностного владения истёк в 2010 году задолго до введения режима чрезвычайной ситуации.
 

    Таким образом, то обстоятельство, что истица на момент ЧС в установленном порядке не зарегистрировала право собственности на дом, само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты и нет необходимости дополнительно подтверждать право собственности (устанавливать факт, владения имуществом на праве собственности) на момент ЧС, поскольку фактическое владение домом, как собственным более 19 лет нашло подтверждение решением суда, которое ни кем не оспорено и вступило в законную силу, поэтому просят признать за К.Т.А. и членами её семьи К.А.А., К.А.М. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с постановлением правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520, обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить ее и членов семьи К.А.А. и К.А.М. в список граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья и обязать выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с указанным постановлением. Также истица и члены ее семьи не включались в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС для предоставления межбюджетного трансферта на строительство и (или) приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства №528 от 31 октября 2013 года, которым утверждены Правила предоставления иного межбюджетного трансферта муниципальным образованиям области на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и на строительство и (или) приобретение жилья взамен утраченного жилья, находящегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений. Также просят обратить решение суда к немедленному исполнению.
 

    Третье лицо К.А.А. согласна с иском К.Т.А., поскольку истица более 19 лет непрерывно владеет, пользуется домом по <адрес> с.Екатеринославка как своим собственным. Данный дом никогда не принадлежал муниципальным образованиям Октябрьского района и администрации Екатеринославского сельсовета.
 

    Представители ответчиков Министерство социальной защиты населения Амурской области, ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району, третьего лица администрации Октябрьского района Амурской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления. Согласно направленным в адрес суда заявлениям представителей администрации Октябрьского района, ГКУ Амурской области Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району просят рассмотреть дело в их отсутствие.
 

    В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным с учетом мнения участвующих в деле лиц, гражданское дело рассмотреть в отсутствие представителей третьих лиц.
 

    Выслушав доводы истца, его представителя, мнение третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В силу ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
 

    Статьей 16 Закона Амурской области от 06 марта 1997 года №151 «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями) также на территории области гарантируются права граждан в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, закрепленных в Конституции РФ и соответствующих законах Амурской области.
 

    Распоряжением губернатора Амурской области №123-р от 23 июля 2013 года в связи с прохождением юго-западного циклона, ливневыми дождями, приведшими к подтоплению жилых домов в ряде районов области, с 20-00 часов 22 июля 2013 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации.
 

        Постановлением №645 от 09 августа 2013 года и.о.главы Октябрьского района режим чрезвычайной ситуации на территории Октябрьского района введен с 13-30 часов 09 августа 2013 года в связи с сильными ливневыми дождями с грозами, с угрозой затопления населенных пунктов.
 

        На основании постановления Администрации Екатеринославского сельсовета Октябрьского района Амурской области № 180 от 09.08.2013 года на территории Екатеринославского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с сильными ливневыми дождями, усилением ветра, в целях защиты населения на территории Екатеринославского сельсовета, снижения ущерба от наводнения в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а так же в целях оказания помощи жителям, пострадавшим от затопления.
 

    В соответствии с Указом Президента РФ №693 от 31 августа 2013 года «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года №923 « О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 года» принято Правительством Амурской области постановление №520 от 28 октября 2013 года «Об утверждении правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья», которым предусмотрено оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в августе-сентябре 2013 года, в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья.
 

    Согласно п.2 раздела1, п.4 раздела 2, п.9,10,11 раздела 1 Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (далее - пострадавшие граждане, граждане).
 

    Для получения социальной выплаты гражданин - собственник утраченного жилья либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящих Правил (далее - заявитель), подает в государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (далее - ГКУ УСЗН) по месту жительства письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по форме, установленной министерством социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).
 

    Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
 

    а) документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи, проживавших в утраченном жилом помещении;
 

    б) заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации);
 

    в) правоустанавливающие документы на утраченное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
 

    г) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении);
 

    д) документы, подтверждающие факт смены фамилии, имени или отчества (в случае наличия соответствующего факта);
 

    е) документы, подтверждающие родство членов семьи (в том числе в случае необходимости - решение суда о признании членами семьи собственника жилого помещения);
 

    ж) справка о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении (с указанием даты регистрации граждан в жилом помещении), выданная уполномоченным органом (организацией) (если данные сведения находятся в распоряжении органа местного самоуправления, справка представляется по инициативе заявителя);
 

    з) письменное обязательство о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность.
 

    Министерство социальной защиты населения амурской области принимает на рассмотрение заявления и документы граждан, претендующих на получение данной социальной выплаты. Комиссия Министерства по итогам рассмотрения документов принимает решение о предоставлении ( отказе в предоставлении) социальной выплаты, разрабатывает проект распоряжения губернатора Амурской области об утверждении списка граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, выдаваемое Министерством.
 

    Таким образом, для признания за гражданином права на оказание мер социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилья взамен утраченного, необходимо наличие условий постоянного проживания гражданина в жилом помещении, находящемся в его собственности, признанном непригодным для проживания в результате ЧС, а также отсутствия у него и членов его семьи других жилых помещений.
 

    Как следует из письменного ответа ГКУ Амурской области Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району от 14 июля 2014 года К.Т.А. в принятии документов отказано в связи с необходимостью в судебном порядке подтвердить право собственности на жилое помещение в период чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года.
 

    В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
 

    Из материалов дела следует, что 20 мая 2014 года решением Октябрьского районного суда Амурской области признано за К.Т.А. право собственности в силу приобретательной давности на жилое помещение, расположенное по адресу Амурская область Октябрьский район с. Екатеринославка, <адрес>
 

    Право собственности на данное жилое помещение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Заключением межведомственной комиссии № от 19 мая 2014 года жилое помещение по улице <адрес> с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области признано непригодным для проживания и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе- сентябре 2013 года.
 

    Заключением технического обследования конструкций жилого дома по <адрес> в с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области, проведенного ООО <данные изъяты>, установлено, что дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации, является аварийным, подлежит сносу.
 

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилым помещением по <адрес> с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области К.Т.А. владела, пользовалась как своим собственным на момент чрезвычайной ситуации.
 

    Согласно п. 20 Постановления Пленума ВС РФ N 10 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу абз.2 п.1 ст. 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.
 

    В решении суда от 20 мая 2014 года указано, что 15-ти летний срок давностного владения К.Т.А. истёк в 2010 году, то есть задолго до введения режима чрезвычайной ситуации.
 

    Таким образом, то обстоятельство, что истица на момент чрезвычайной ситуации в установленном порядке не зарегистрировала право собственности на дом, само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты и нет необходимости дополнительно подтверждать право собственности (устанавливать факт, владения имуществом на праве собственности) на момент чрезвычайной ситуации, поскольку фактическое владение К.Т.А. домом, как собственным более 19 лет нашло подтверждение решением суда, которое ни кем не оспорено и вступило в законную силу. Кроме того, приведенные выше нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления социальных выплат для приобретение жилья взамен утраченного жилья, находящегося в собственности граждан, не ставят в зависимость от наличия регистрации право собственности на жилое помещение, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на момент объявления режима чрезвычайной ситуации.
 

    Следовательно, получение свидетельства о праве собственности на вышеуказанный дом после объявления режима чрезвычайной ситуации, имевшей место в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, не может являться препятствием для удовлетворения исковых требований о признании права истца на получение социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку К.Т.А. являлась собственником, а К.А.А., К.А.М. членами семьи собственника жилого помещения и на момент возникновения режима чрезвычайной ситуации имели право на получение социальной выплаты, постоянно проживали в спорном жилом помещении, являющемся для них единственным для проживания жильем, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории с.Екатеринославка Октябрьского района, признано непригодным для проживания и подлежащее сносу, что не оспаривается и ответчиками.
 

    Поскольку меры социальной поддержки граждан на приобретение жилья, носят социальный характер, ввиду отсутствия в пользовании иного пригодного для проживания жилого помещения К.Т.А. и члены ее семьи К.А.А., К.А.М. вправе претендовать на получение социальной выплаты на приобретение жилья
 

    Поскольку обязанность по включению истца в список граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья и выдаче свидетельства на приобретение жилья возложена в силу Постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года №5320 на Министерство социальный защиты населения Амурской области, суд освобождает от ответственности в указанной части заявленных требований ГКУ Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району..
 

    В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
 

    Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

    Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования К.Т.А. к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья и включении в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья, выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, удовлетворить.
 

    Признать за К.Т.А. право на получение социальной выплаты на приобретение жилья с учетом членов семьи К.А.А., К.А.М. в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года №520.
 

    Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить К.Т.А. с учетом членов ее семьи К.А.А., К.А.М. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретения жилья и выдать свидетельство на приобретение жилья.
 

    В иске к ГКУ Амурской области Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району отказать.
 

    Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение одного месяца через Октябрьский районный суд Амурской области.
 

    Председательствующий: